Суд продлил до 21 апреля срок ареста обвиняемых в организации смертельной экскурсии по подземной реке Неглинке в Москве. Защита апеллировала к безупречной деловой репутации одного фигуранта и наличию серьезного заболевания у другого, но это не помогло.
Басманный суд Москвы отказался освободить из СИЗО предпринимателя из Казахстана Александра Кима и жителя столицы Никиту Дубаса, обвиняемых в организации незаконной экскурсии по подземной реке Неглинке в Москве, которая в августе 2023 года унесла жизни восьми человек. За первого личным поручителем готов был выступить посол Казахстана в России Даурен Абаев, защита второго апеллировала к наличию у него тяжелого заболевания. Однако суд доводы адвокатов не принял и оставил фигурантов под стражей еще на три месяца, до 21 апреля.
Перед началом заседания в суде собралась группа поддержки фигурантов, среди которых был вице-консул посольства Казахстана в России Дархан Мамонов и жена Александра Кима Виктория Де.
Когда подсудимых вел конвой, он чуть не промахнулся мимо зала судьи Елены Ленской, заваленного томами уголовного дела, которые лежали даже у дверей. На трех небольших скамьях в итоге уместились далеко не все, и кому-то пришлось остаться снаружи.
Когда устанавливали данные о личности, 32-летний Никита Дубас назвался самозанятым, а 41-летний Александр Ким представился гендиректором ООО «Спутник».
Оба были арестованы 23 августа 2023 года по громкому делу о гибели восьми человек в ходе подземной экскурсии. Трагедия произошла 20 августа. В тот день, закрыв глаза на предупреждение синоптиков о надвигающемся ливне, группа из семи человек под руководством 32-летнего гида Константина Филлипова отправилась на прогулку по подземной Москве. В районе Неглинки участники прогулки не смогли выбраться из коллектора, поскольку вода заполнила водосток по самые своды. Все восемь человек погибли.
Обоим фигурантам предъявили обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности и повлекших по неосторожности смерть двух или более лиц, за которое им грозит до десяти лет лишения свободы (ч. 3 ст. 238 УК РФ). Киму — из-за того, что на его портале Sputnik8.com (принадлежит ООО «Спутник») было размещено объявление о незаконной экскурсии, Дубасу — потому, что именно он, по данным следствия, размещал рекламу на его портале, а также еще на двух других сайтах: экскурсионного бюро «Авангард» (принадлежит ООО «Авангард») и Presentstar.ru (принадлежит компании «Трипстер»).
Следствие заочно предъявило обвинение и объявило в розыск третьего фигуранта — гендиректора «Авангарда» Александра Лазовского, он успел улететь в ОАЭ. А вот из руководства компании «Трипстер» никого не привлекли. «Наверное, потому, что компания зарегистрирована за рубежом, на Кипре», — предположила в суде жена Кима Виктория.
Время на расследование
Настаивая на продлении фигурантам ареста, следователь отметил, что срок их содержания под стражей истекает 21 января. Однако закончить до этого времени расследование не представляется возможным: следователям необходимо установить иных лиц, причастных к преступлению, получить из Казахстана (где проживал Ким) ответы на запросы, а также результаты комплексной судебной технической экспертизы, ознакомить с ней потерпевших, обвиняемых и их адвокатов, допросить фигурантов и принять меры к завершению расследования, ознакомив с материалами дела потерпевших, фигурантов и защиту. «Для осуществления данных действий необходим срок не менее трех месяцев», — сказал представитель СК.
Это время прокурор назвал разумным, считая, что обстоятельства, послужившие основанием для ареста фигурантов, «не изменились и актуальности не утратили». Здесь прокурор, вероятно, имел в виду звучавший ранее, во время ареста, аргумент следствия о том, что в случае освобождения обвиняемые могут скрыться или помешать расследованию.
«Я постоянно проживаю в России с 2006 года, у меня два высших образования, скрываться я не пытался и не планирую. «Спутник» является резидентом «Сколково», никакие туристические услуги мы не оказываем, а являемся разработчиками программного обеспечения», — ответил на это Александр Ким.
Поручительство посла и залог в 5 млн рублей
После этого слово взял адвокат Александра Кима Калой Альхигов. Он отметил, что, согласно позиции Верховного суда, при продлении ареста судьи должны устанавливать причастность фигурантов к совершенному преступлению.
«Следователь совершенно правильно сказал, что Дубас оказывал экскурсионные услуги, и умолчал, что Ким их не оказывал, — начал свое выступление адвокат. — Следователь указал, что Ким в нарушение статьи 7 закона «О рекламе» разместил информацию об экскурсиях, которые запрещены, но это не уголовное деяние, а административное, предусмотренное статьей 14.3 КоАП («нарушение законодательства о рекламе»)».
Адвокат настаивал, что Ким не оказывал услуг потребителям и проведение экскурсионных услуг даже не прописано в уставе его фирмы. По сути, его компания была лишь агрегатором туристических услуг.
«То, что люди сидят в одной клетке, создает впечатление, что они обвиняются в преступлении, совершенном в сговоре. Но они даже друг друга не знали», — сказал адвокат.
Он обратил внимание на то, что, хотя следователь сослался на необходимость продления ареста для проведения экспертизы, однако неясно, когда она будет назначена. «Этот вопрос встал на паузу, потому что эксперты отказались проводить экспертизу ввиду того, что это не их область», — сказал Альхигов.
Он назвал формальными доводы следствия о том, что, находясь на свободе, бизнесмен скроется, продолжит заниматься преступной деятельностью или помешает расследованию. «Следователь правильно сказал, что имеются следы сокрытия [преступной деятельности], только это не относится к Киму. Он с первого дня содействует следствию, раскрывая всю информацию, которая имеется на сайте его компании и в переписках», — подчеркнул защитник.
Альхигов и его коллега, второй адвокат Кима Денис Крохмаль, просили ходатайство следствия отклонить и перевести обвиняемого под домашний арест в съемной квартире в столице (сам предприниматель до задержания проживал в Санкт-Петербурга). Защитой также был предложен залог в размере 5 млн рублей и личные поручительства более десятка человек, в том числе чрезвычайного и полномочного посла Республики Казахстан в России Даурена Абаева.
Последний прислал характеристику на подсудимого. В ней он назвал Кима успешным предпринимателем, отмеченным многочисленными наградами и грантами, который пользуется уважением коллектива. Дипломат гарантировал его явку к следователю и в суд.
Тяжелое заболевание
Доводы о возможности фигурантов скрыться отверг и адвокат Никиты Дубаса Артем Павлов. Он отметил, что, узнав о трагедии, его подзащитный, который в тот момент находился в Белоруссии, вернулся в Москву и сам явился в полицию, так как «хотел разобраться в ситуации».
Однако главным аргументом в пользу смягчения своему подзащитному меры пресечения он назвал состояние здоровья Дубаса. По словам адвоката, обвиняемый страдает тяжелым заболеванием — инсулинозависимым сахарным диабетом с множественными осложнениями — и подлежит медосвидетельствованию на предмет возможности содержания под стражей и отбытия возможного срока. Ведь это заболевание, согласно постановлению правительства от 19 мая 2017 года, включено в перечень заболеваний, препятствующих отбытию наказания, уверял адвокат. Однако, несмотря на наличие в деле медицинских документов, следствие дважды отказало в проведении Дубасу обследования, сказал Павлов.
Павлов рассказал, что Дубас должен ежедневно принимать инсулин. И хотя лекарство в СИЗО ему передают родные, вовремя оно ему не выдается. В результате вместо ежедневного приема арестованный принимает его раз в неделю. В этой связи, по мнению адвоката, нахождение Дубаса под стражей может привести к «необратимым последствиям».
Он, как и адвокаты Кима, высказался за перевод фигуранта под домашний арест. Сам Никита Дубас упрекнул следствие в волоките. Он заявил, что за пять месяцев его нахождения под стражей оно не провело очных ставок со свидетелями, один из которых, сославшись на слова другого человека, назвал его (дубаса) «главным экскурсоводом» и заявил, что перед спуском погибший гид якобы звонил ему и спрашивал разрешения на спуск.
Арестованный уверял, что хоть и является экскурсоводом с многолетним стажем, но к проведению злополучной экскурсии не имел отношения и не получал за нее денег.
«Следствие пытается установить факт моего неформального отношения с Филипповым и делает меня ответственным за случившееся, — возмутился он. — Это крайне нелогично — привлекать за действие одного экскурсовода другого экскурсовода, просто его знакомого и понимающего, как работает процесс. И это знание процесса следствие расценивает как подтверждение вины. Но в целом любой диггер знает, как ходить по подземельям».
«Участник правоотношений»
Следователь парировал защите обвиняемых. Он заявил, что в законе «О защите прав потребителей» есть понятие агрегатора услуг как участника правоотношений. «И на него тоже распространяется закон «О защите прав потребителей», и в этом заключается частность», — подчеркнул он, говоря об обвинении Александра Кима. Что же касается Никиты Дубаса, то, по словам представителя СК, его здоровье «тщательно исследовалось» им. Следователь рассказал, что истребовал документы из поликлиники по месту жительства Дубаса, а также из Института эндокринологии. «У него стоит код заболевания Е10.7. Эта кодировка уже несколько лет, как отменена», — отметил он. Следователь заявил, что обвиняемый страдает сахарным диабетом первого типа, а не тяжелой формой. В этой связи он может находиться в СИЗО.
В итоге, взвесив доводы сторон, судья Елена Ленская ходатайство следствия удовлетворила. Защита намерена обжаловать ее решение в апелляции.