При сокращении бюджетных расходов снова страдает здравоохранение. Эксперты отмечают, что вскоре услуги врачей могут стать вообще платными.
Президиум Совета по стратегическому развитию утвердил проект по ликвидация участковых терапевтов и педиатров в первичном звене здравоохранения.
«Идея в том, чтобы врачи совмещали специальности – терапевт может быть одновременно также гастроэнтерологом, дерматовенерологом, кардиотерапевтом. Или, наоборот, терапевтом может быть, например, хирург», - заявил директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский.
Другими словами, врачей не только сократят, оставшимся с пониженной зарплатой специалистам придется выполнять еще и функции участковых. Очереди в больницах вырастут в разы.
У Вероники Игоревны занято
С 2012 года Минздрав возглавляет Вероника Скворцова. За время ее менеджмента уволены тысячи специалистов, в ряде регионов медики не получают зарплаты.
Неудивительно, что происходит такая ситуация с медициной (низкое качество и снижение квалификации молодых специалистов). Вместо реформ преемница Татьяны Голиковой предлагает фактическое сокращение зарплат и лоббирование лекарств, приносящих прибыль. Вероника Скворцова в 2008-2012 годах – заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ, и вся критика заслуженных врачей и населения в адрес Голиковой относится и к ее первому заму.
Отметим, что врачи и борцы с коррупцией констатируют: специалисты увольняются, лекарств не хватает, работа скорой помощи стала хуже.
Более того, через год после начала правления Скворцовой, то есть еще до кризиса, по данным Росстата на конец 2013 года, численность врачей по сравнению с 2012 г. сократилась на 7,261 тыс. человек.
Пугающая статистика сокращения среднего медперсонала – в первом квартале 2014 г. российское здравоохранение недосчиталось 43,1 тыс. человек по сравнению с тем же периодом 2013 годом. Здесь стоит сравнить первое полугодие 2013 и 2014 годов – число врачей в России уменьшилось на 14,703 тыс. человек, в то же время зарплата в среднем выросла всего на 6,442 тыс. рублей!
Льготники отказываются от компенсации, т.к. им не хватает на жизнь, ряд российских больных заканчивают жизнь самоубийством из-за нехватки лекарств. Но Скворцова даром времени не теряет. Отметим госконтракт № К-21-Т/99-3 на создание телепроекта по продвижению здорового образа жизни на 35 млн рублей. Он был рассчитан на весь 2013 год, но заключен только 1 ноября. При этом обнаружить в открытом доступе передачи, созданные по этому проекту, аналитикам так и не удалось!
Здравоохранительное ведомство под управлением Вероники Скворцовой расписалось под невыполнением «майских указов» президента (предвыборные обещания 2012 года). Кроме сокращения кадров, которых и так не хватает, зарплата врачей остается низкой. В 2014 году в Кремле заявляли, что «снижать планку» недопустимо.
Но, как видно из «реформ» Скворцовой – допустимо все.
Без контроля
В прошлом году Федеральная антимонопольная служба выпустила отчет о состоянии госконтроля за медицинской деятельностью в России.
Как оказалось, у Росздравнадзора отсутствует даже модель надзора за качеством медпомощи. Ведомство, подконтрольное министру Веронике Скворцовой, погрязло в коррупции и неэффективности.
В начале этого года ФАС провела ревизию центрального аппарата Росздравнадзора и 79 территориальных его органов на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства и нашла признаки «иных нарушений».
Итог такой: «в целом контроль качества и безопасности медицинской деятельности носит формальный характер». Формальный характер! Т.е. контроля попросту нет.
Возглавляет Росздравнадзор Михаил Мурашко, репутация которого оказалась также заметно «подмочена». Ведь он ранее проходил свидетелем по уголовному делу, связанному с закупкой по завышенным ценам компьютерных томографов для лечебных учреждений Коми.
В 2011 году правоохранители пришли к выводу, что Минздрав Коми (который ранее возглавлял Мурашко) потратил слишком много денег на закупку томографов из-за просчета начальника ГУ РК «Главное управление материально-технического обеспечения здравоохранения РК» Сергея Кончица.
Личная «популярность»
Не жалеет Вероника Игоревна сил только на пиар. Так, в середине 2013 года Скворцова оказала первую помощь сотруднику администрации президента, которому стало внезапно плохо в Ново-Огарево, где проходила встреча с Владимиром Путиным
.
Она оказала медицинскую помощь соседке по самолету, которая почувствовала себя плохо. Кстати, в ноябре того же года Вероника Игоревна оказала первую медицинскую помощь потерявшему сознание сотруднику Федеральной службы охраны (ФСО). Ради этого пришлось даже прервать заседание президиума правительства РФ. Так, может, госпоже министру просто стать врачом, а не руководить министерством?
Пиар для Скворцовой стал доминирующим над ее основной деятельностью сферой. Если министр ввела в заблуждение первых лиц Кремля, то это будет удар не только по ее репутации, но и по Москве, которая уже заявила, что собирается лечить заболевших Эболой.
Отметим, что объем рекламы Минздрава вырос только за 2013 год на 251 % и составил более 12% от всей рекламы госструктур! Похоже, госпожа Скворцова пытается создавать только видимость эффективной работы.
«Арбидол» 2.0
Лоббизм в правительстве бывает трудно скрыть, особенно, если его проводит министр.
Все еще на слуху проект Татьяны Голиковой, бывшей начальницы Скворцовой. С ее именем связано продвижение препарата «Арбидол», который заполонил не только все аптеки и рекламные билборды, но и щедро засыпан в закрома Родины (склады Росрезерва).
Сколько заработали на «Арбидоле» поставщики и чиновники, остается только догадываться. Очевидно, что суммы зашкаливают за десятки миллиардов рублей. А между тем, по оценке независимых экспертов, этот препарат обладает высокой токсичностью, а его эффективность не доказана. Не исключено, что нечто подобное ожидает нас и при новом министре (долгое время работавшей замом Голиковой). Которая, как оказалось, собирается продвигать запатентованный ею же препарат. И даже уже заручилась поддержкой в Госдуме.
На счету Вероники Скворцовой несколько запатентованных методик лечения и авторский антитромбический препарат. Это подтвердил пресс-секретарь министра Олег Салагай. Однако от подробных комментариев он воздержался. Разработки нового министра касаются лечения и профилактики инсульта.
Например, она разработала способ реабилитации больных в острой стадии инсульта с использованием биологической обратной связи и виртуальной реальности, когда пациент представляет себя дельфином. Также министр запатентовала способ лечения острого периода ишемического инсульта с применением глицина (антитромбический препарат, в состав которого вошли гепарин и пептид «Семакс»).
Пока эти разработки широко не применяются. Что, в принципе, понятно, так как на внедрение одного только антитромбического средства потребуется несколько миллионов долларов. Хотя, по прогнозам экспертов, этот препарат имеет все шансы на успех на фармацевтическом рынке.
Похоже Вероника Игоревна не стесняется говорить, что население недополучит медицинские услуги, а врачи будут работать до изнеможения даже накануне выборов.