Как и предполагал "Ъ", вчера стало известно об отставке президента Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрея Дьячкова. Претензии к нему предъявляли почти все стороны, имеющие отношение к работе ОСК,— Минпромторг, военные и потенциальный крупнейший гражданский заказчик в лице "Роснефти". Формально увольнение провел, по данным источников "Ъ", вице-премьер Дмитрий Рогозин. Новому главе ОСК предстоит резко активизировать ее деятельность, найти баланс между военными и гражданскими проектами и реорганизовать управление, причем в кратчайшие сроки. Но, кто этим займется, пока неизвестно — в неофициальном списке целый ряд кандидатов.
Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экран Предыдущая фотографияФото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров / купить фото
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров / купить фото
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров / купить фото
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров / купить фото
Следующая фотография 1 / 4Андрей Дьячков во главе ОСК не устроил ни старую, ни новую команду, ни гражданских, ни военных, а оставшись один, не смог вытянуть ключевые проекты
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров / купить фото
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров / купить фото
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров / купить фото
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров / купить фото
Запланированное на понедельник совещание по работе ОСК с участием президента Владимира Путина не состоялось, однако, как и предполагал "Ъ" 25 апреля, была фактически объявлена отставка президента корпорации Андрея Дьячкова. Об этом со ссылкой на источники сообщил ряд информагентств, и опровержений не последовало. Источники "Ъ" в отрасли рассказали, что находящийся на больничном господин Дьячков еще 30 апреля написал на имя председателя военно-промышленной комиссии (ВПК) вице-премьера Дмитрия Рогозина заявление об увольнении по собственному желанию "в связи с состоянием здоровья". Собеседники "Ъ" утверждают, что вице-премьер принял отставку вчера. Врио президента назначен вице-президент Валерий Биндас. "Формально отставку Андрея Дьячкова должен утвердить еще и совет директоров ОСК, но, поскольку он на больничном, отставка будет окончательно утверждена, как только он выпишется",— поясняет один из источников "Ъ". В ОСК, аппарате Дмитрия Рогозина и ВПК от комментариев отказались.
Об отставке Андрея Дьячкова в отрасли говорили еще зимой. Ситуация обострилась в апреле, когда Дмитрий Рогозин резко раскритиковал руководство ОСК — в первую очередь за срыв сроков строительства верфей на Дальнем Востоке (см. "Ъ" от 15 апреля). По словам собеседников "Ъ", 24 апреля вице-премьер поручил Андрею Дьячкову отчитаться по поручениям, данным в течение года. Отчет был представлен 30 апреля в ходе личной встречи, и Дмитрия Рогозина не удовлетворил. После этого глава ОСК и написал заявление об уходе.
Но, уточняют источники "Ъ", основной причиной отставки Андрея Дьячкова "стали не какие-то сорванные поручения", а "системная неудовлетворенность результатами работы". Во-первых, утверждает один из собеседников "Ъ", Андрей Дьячков не сформировал свою команду "и фактически остался один". "Старый менеджмент" корпорации времен прежнего президента Романа Троценко ее постепенно покидает (по словам источников "Ъ", с 13 мая из ОСК готовятся уйти вице-президент по стратегии Григорий Меньших, вице-президент Дмитрий Мироненков, курирующий гражданское судостроение, и глава департамента гражданского судостроения Дмитрий Сапов). Зато в ОСК "пришли люди, близкие к ВПК и лично к Дмитрию Рогозину", с которыми у господина Дьячкова возникали конфликты. Среди представителей "новой команды" источники "Ъ" называют вице-президентов ОСК Валерия Биндаса и Сергея Гайдаржи. "Дьячков не был активен с точки зрения реализации новых проектов ОСК, не смог заручиться достаточной поддержкой со стороны менеджмента, принимались разнонаправленные решения",— говорит один из собеседников "Ъ".
По данным "Ъ", идею смены главы ОСК наиболее активно лоббировал первый зампред ВПК Иван Харченко, курирующий деятельность корпорации. Источники "Ъ", близкие к ВПК, говорят, что разногласия обострились в ходе обсуждения реорганизации ОСК. Так, господина Дьячкова устраивала схема, заложенная еще при Романе Троценко, когда три сферы (военное судостроение, гражданское, а также военно-техническое сотрудничество) были замкнуты на вице-президентов, а остальные вопросы решались на уровне департаментов. Господин Харченко же настаивал на увеличении числа вице-президентов и расширении их полномочий с последующим сокращением ряда департаментов.
Но конфликт с ВПК был не единственным. Вопросы к менеджменту ОСК возникли у Минпромторга, говорят источники "Ъ". Больше всего министерство было озабочено "отсутствием четкой стратегии развития корпорации", а также затягиванием сроков строительства верфей на Дальнем Востоке. Вчера в Минпромторге сообщили "Ъ", что ждут "завершенной" стратегии развития корпорации к концу мая. Медленная реализация проектов по строительству новых верфей "вызывала недовольство" и со стороны "Роснефти", которая должна разместить на мощностях ОСК крупные заказы (см. "Ъ" от 25 апреля). Глава нефтекомпании Игорь Сечин, курировавший ОСК в правительстве Владимира Путина, донес опасения "до руководства страны". Именно этот вопрос должен был обсуждаться вчера у Владимира Путина. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил "Ъ", что совещание по-прежнему "планируется", но конкретная дата еще не определена. Источники "Ъ" полагают, что совещание состоится после назначения нового руководителя ОСК.
По сути, единственной стороной, которая оставалась довольна Андреем Дьячковым, была госкорпорация "Ростех", которая заинтересована в стабильном выполнении военных судостроительных заказов. При Андрее Дьячкове никаких особых проблем у судостроителей с контрактами по гособоронзаказу не возникало. "Ростех" устроило даже решение о заморозке проекта переноса мощностей "Адмиралтейских верфей" на остров Котлин. Верфи строят дизель-электрические подлодки проекта 636М "Варшавянка" для ВМС Алжира, являющегося одним из основных покупателей российского оружия на мировом рынке. В "Ростехе" опасались, что перенос мощностей может поставить под угрозу исполнение контракта в срок. Но в строительстве Ново-Адмиралтейской верфи на Котлине заинтересована "Роснефть" для передачи туда заказов на шельфовую технику. "Скорее всего, новому главе ОСК придется заняться строительством Ново-Адмиралтейской верфи с нуля при сохранении мощностей старых "Адмиралтейских верфей"",— говорит один из собеседников "Ъ".
По мнению источников "Ъ", "ключевым центром принятия решений" по кандидатуре нового президента ОСК будет ВПК, но ее согласуют с Минпромторгом. Это, говорит один из собеседников "Ъ", "дает уверенность в том, что новый президент будет учитывать и интересы "Ростеха", поэтому госкорпорация спокойна". "Это должна быть компромиссная фигура, которая сможет и учитывать интересы военных заказов, и активно взяться за развитие гражданского дивизиона под шельфовые проекты",— отмечает один из источников "Ъ".
Среди наиболее вероятных кандидатов собеседники "Ъ" называют директора департамента судостроительной промышленности Минпромторга Леонида Стругова, экс-депутата Госдумы Сергея Шишкарева, который близок к Дмитрию Рогозину, и Ивана Харченко. Шансы нынешних топ-менеджеров ОСК (среди кандидатов называют главу ООО "Балтийский завод — Судостроение" Александра Вознесенского, руководителя Дальневосточного центра судостроения и судоремонта Игоря Борбота и Григория Меньших) источники "Ъ" считают невысокими. Времени на принятие решения осталось немного — по данным собеседников "Ъ", нового президента ОСК планируется утвердить до 20 мая.