Похороны «валютных цехов»

Источник
В Сибири закрываются грязные заводы. Дерипаска и Потанин считают, что за это стоит спросить с государства.

В Сибири происходит нечто на первый взгляд странное: доллар растет, а сырьевые заводы, работающие на экспорт, т.е. доллары кующие, закрываются. Раньше эти индустриальные гиганты называли «валютными цехами» страны, теперь это активы «Норникеля» и РУСАЛА. Объявлено о похоронах — в ближайшей перспективе — никелевого завода в Норильске, алюминиевых комбинатов в Саяногорске и Новокузнецке.

На самом деле и Потанин, и Дерипаска верны себе и ничего нового в своей бизнес-практике не придумали. Глава «Норникеля» под отпевание никелевого завода выбивает из правительства отмену в наступившем году экспортных пошлин на никель и медь, а менеджеры РУСАЛА, грозя закрыть два крупных завода, выпрашивают скидки на электроэнергию.

Если в самом крупном городе Кузбасса металлурги — а их трудится на НкАЗе две тысячи человек — без работы не останутся, то в 50-тысячном Саяногорске высвобождение даже части из почти трехтысячного коллектива Саянского алюминиевого комбината станет серьезной проблемой. Пока заводы работают в обычном режиме, но обстановка в регионах «присутствия РУСАЛА» — нервозная. А социальная нестабильность всегда служила козырем в переговорах крупного бизнеса с правительством. В шантаже, если без экивоков.

Начиная с 2011-го РУСАЛ уже приостановил электролиз на Волгоградском, Богословском, Уральском, Волховском, Надвоицком заводах, а также на первой площадке Новокузнецкого завода. На второй площадке НкАЗа, Иркутском, Саянском и Хакасском заводах выпуск алюминия сокращен. Дерипаска с успехом доказал, что частник куда эффективнее государства в базовой промышленности. На обновление изношенных донельзя фондов, модернизацию, выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью нужны крупные вложения, а Дерипаска, как известно, давно погряз в долгах.

Разумеется, нерентабельный бизнес надо прикрывать. Тем более столь грязный и допотопный. Такая деиндустриализация не тождественна «закрытию» Сибири, наоборот — это для нее благо. Никелевый завод, чадящий в Норильске, дал фронту первый металл зимой 1941—1942 годов, новокузнецкий алюминий пошел на штурмовики и ястребки в 43-м. Только Саянский алюминиевый, построенный в 1975—1985 годах, долгое время считался передовым в отрасли, но и это время прошло уже давно. Все эти технологии — устаревшие, экологические беды, порождаемые этими заводами, чудовищны. Однако если никелевый в Норильске, конечно, закроют, НкАЗ и Саянский — вряд ли тронут. Это блеф. Почему?

Алюминий — это овеществленное электричество. И Дерипаска, завоевывая сибирскую цветную металлургию, всегда прибирал к рукам энергоцеха при алюминиевых комбинатах — гидростанции, дающие дешевый ток. Проблема  для Дерипаски  в том, что не только его плавильные печи питаются энергией ГЭС. И государство пока регулирует цены на нее. РУСАЛ давно добивается от правительства утверждения новых правил продажи мощности ГЭС в Сибири, предполагающих возможность скидок для него. Что о скидках на ток удастся договориться, Дерипаска надеется небезосновательно: почти все ГЭС в Восточной Сибири ему и принадлежат. Группа En+ Дерипаски, таким образом, убивает двух зайцев. Гидростанции, принадлежащие ей, смогут поднять цену на свой ток для посторонних и заработать, по разным оценкам, от 3 до 7 млрд рублей.

Саянский и Новокузнецкий заводы, по оценкам отраслевых экспертов, вообще-то рентабельны. Понятно, что работа на грани безубыточности Дерипаску не интересует. И все же. Зачем ему потребовалось вдруг обратить внимание на свои проблемы? Это игра на угрозах социальных волнений перед Олимпиадой?

Что до «Норникеля», он пытается сэкономить собственные средства и выполнить свои обязательства на деньги государства. Необходимость закрытия чрезвычайно грязного и неэффективного завода констатировал не так давно и сам Потанин. Это укладывается в принятую компанией стратегию о переносе производства никеля на Кольский полуостров и сосредоточении рафинировочных мощностей по меди, напротив, в Норильском промрайоне.

Однако к чему тратиться на изменение конфигурации своего бизнеса из своего кармана, если под заботу об экологии можно выклянчить у государства? Отказ от экспортных пошлин на никель и медь (3,5%) запланирован в 2016 году. Но Потанин хочет обнуления пошлин прямо сейчас, обещая к 2016-му на эти «сэкономленные» деньги уже полностью закрыть никелевый завод.

Такие изменения в стратегии «Норникеля» наверняка являются следствием требования максимальной выплаты дивидендов от крупнейших акционеров комбината, т.е. самого Потанина и все того же Дерипаски. Для них государство существует для того, чтобы помогать их бизнесу.

Персоны Компании
Возвращение семибанкирщины
Некогда влиятельный миллиардер Олег Дерипаска заключил перемирие со своим основным конкурентом Виктором Вексельбергом, подписав мировое соглашение с Sual Partners (владельцы Виктор Вексельберг и Леонид Блаватник) по делу трейдера Glencore.
Владимир Потанин купил немножко «Норникеля»
Владелец холдинга «Интеррос» Владимир Потанин лично занялся скупкой акций ГМК «Норильский никель» (непосредственно «Интерросу» уже принадлежит 30,3% компании)
UС Rusal несет убытки
UС Rusal продолжает нести убытки. Цены на алюминий по-прежнему ниже себестоимости производства на предприятиях компании. Расплатиться с долгами компании помогут дивиденды «Норникеля»
Олег Дерипаска достроил вертикаль власти
Олег Дерипаска нашел исполнительного директора для своей группы En+: им стал Владимир Полин, возглавлявший восточный дивизион «Русала»
Ведомости нашли грантополучателей «Сколково», аффилированных с Вексельбергом
Фонд «Сколково» выделял гранты компаниям, аффилированным с Виктором Вексельбергом, решила Генпрокуратура. Все процедуры соблюдены, уверяет его представитель.
UC Rusal сокращает производство
Выпуск металла в 2014 году может составить 3,4 млн т., — это меньше, чем в кризисном 2009 году.
"Русалу" присудили 10% таджикского бюджета
Структура Олега Дерипаски выиграла многолетний судебный спор с Таджикской алюминиевой компанией.
Сечину придется отчитаться
Правительство РФ расширило список тех, кто будет отчитываться о доходах и расходах, - в нем появились доселе «неприкосновенные» топ-менеджеры госкорпораций, что может стать неприятным сюрпризом, например, для главы «Роснефти» Игоря Сечина. Эксперты усмотрели в этом новый виток «энергетической войны» Сечина с Дворковичем.
Дерипаска заигрался «в Мавроди»?
Прогнозы The Moscow Post подтвердились. Попытка Олега Дерипаски «шантажировать» государство, угрожая закрыть заводы «Русала», не прошла для него даром. Так ВЭБ подал иск о взыскании 5,025 млрд руб. со структуры «Базового элемента» Олега Дерипаски — ООО «Порт Сочи Имеретинский» (ПСИ), сообщили корреспонденту The Moscow Post в суде. Однако, похоже, что и тут Дерипаска сумеет «выкрутиться», подставив под удар госструктуры.
Олигархи теряют «природного лоббиста»?
УГМК, «Норникель», «Русал» и ряд других крупных корпораций были уже не раз заподозрены в том, что их интересы в ряде случаев лоббировала Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
По Сечину «ударили» из Белого Дома, или куда ушли девять миллиардов?
Неприятный сюрприз для главы «Роснефти» Игоря Сечина подготовил премьер-министр Дмитрий Медведев. Ведь теперь Сечин должен будет отчитываться не только о своих доходах, но и о расходах. И вот тут-то у господина Сечина могут возникнуть серьезные неприятности, ведь, по слухам, он использует многомиллиардные бонусы от «Роснефти» для покупки акций самой «Роснефти», сообщили корреспонденту The Moscow Post независимые эксперты.
Самый бедный олигарх: кто выручает Игоря Зюзина после истории с «доктором»
Мечел пять лет живет на грани банкротства, но для Игоря Зюзина это будто не имеет никакого значения.
Каникулы Абрамовича: как миллиардер распорядился деньгами от продажи «Сибнефти»
Хозяин Chelsea утверждает, что главное в жизни — это свобода. Можно ли при таком подходе оставаться успешным инвестором?
Дерипаска «договорился» с Боженовым в ущерб рабочим?
Громкий скандал разразился в Волгоградской области из-за закрытия холдингом «Русал» Волгоградского алюминиевого завода, что может оставить без работы 3200 сотрудников ВгАЗа и подрядных организаций. 
Интервью — Владимир Потанин, гендиректор «Норильского никеля»
Генеральный директор «Норильского никеля» Владимир Потанин рассказывает о том, как живет компания в мирное время.
Вся «государева» рать: Виктор Зимин
В этот раз в центре внимание The Moscow Post оказался врио главы республики Хакассия Виктор Зимин, который стал фигурантом не только «образовательного», но и «металлургического» скандала.В этот раз в центре внимание The Moscow Post оказался врио главы республики Хакассия Виктор Зимин, который стал фигурантом не только «образовательного», но и «металлургического» скандала.
Дерипаски было мало «пикалевского урока» Путина?
Как и предполагал The Moscow Post, глава UC Rusal Олег Дерипаска не исполнил волю Кремля и остановил производство на четырех своих заводах, оставив без работы 7000 человек. 
«Задача губернаторов – гнать волну, они даже протесты поддержат»
Глав регионов вызывают в АП в связи с закрытием заводов. В понедельник Куйвашев встречается с Путиным.