В истории могут прозвучать имена бывшего и нынешнего руководителей Администрации Цыденова Баира Цыренова и Алдара Гулгенова. В ситуации разбирался корреспондент The Moscow Post в Бурятии.
Как The Moscow Post уже выяснил ранее, супруга Алдара Гулгенова Ирина, еще будучи в должности консультанта отдела внешних связей и официального протокола Республики, судилась с ее правительственными структурами за пересмотр стоимости принадлежавшего ей земельного участка. И даже выиграла.
Участком она владела вместе с супругом и некоей Екатериной Анандаевой, что выступала соистцом в деле. Возможно, представляя интересы Гулгенова, который не хотел светить в этом споре свое имя. Все судебные разбирательства, скорее всего, нужны были для того, чтобы снизить уплачиваемый четой Гулгеновых земельный налог.
Сейчас участок выставлен на продажу, и, есть основания полагать, что интересантом его приобретения является Владислав Свиблов, близкий к бывшему главе администрации Баиру Цыренову.
"Заводные" проблемы
Нынешняя история также связана с г-жой Анандаевой. Слухачи уже окрестили ее "серым коммерсантом", прикрывающим интересы бурятских чиновников. Эта дама является фигурантом не только истории с участком, но и куда более любопытной. Речь про судебное разбирательство с НПО "Сибэлектрощит". В 2021 году она взыскала с НПО неустойку по договору подряда, а месяцем позже в качестве третьего лица приняла участие в иске на признание завода банкротом.
В конце 2021 года НПО вступил в банкротную процедуру по иску компании "Альфатрафо". Свою долю получила свердловское электротехническое "Группа "Свэл", подконтрольное крупному предпринимателю Алексею Кишко, который был вхож во властные структуры еще в период руководства регионом губернатора Александра Мишарина.
Проблемы на заводе начались тогда же, когда и у его собственника Зотова – в 2021 году. Впоследствии его обвинили в нанесении заводу убытков почти в 40 млн рублей и неправомерности выплаты самому себе 10-миллионных дивидендов.
За активы банкротящегося предприятия идет настоящая борьба. В деле принимают участие ИП – в частности Александр Васильевич Еловский, за которым суд признал наличие долга от завода. Но с этим не согласилось "Свэл", и потребовало отменить решение и заподозрило арбитражного управляющего в отсутствии непредвзятости в отношении некоторых заявителей требований.
В дело вступили и иностранные компании – например, "Корейская Торговая Страховая Корпорация" потребовала включить в реестр требования аж на 236 тыс. долларов.
Но причем здесь г-жа Анандаева, не заявляющая самостоятельных требований? Уж не надеялась ли дама "урвать" какой-то кусок предприятия в пользу своих возможных покровителей?
Перепутье Цыденова
А покровителями могут быть уже упомянутая чета Гулгеновых. А также бывший глава администрации Алексея Цыденова Баир Цыренов, у которого Гулгенов ранее был помощником. Нити могут тянуться и до самого Цыденова, который годами держит при себе неоднозначных управленцев.
В Бурятии при Цыденове уже были земельные скандалы. Один из них – передача участка, расположенного в водоохранной зоне ЮНЕСКО и частично в федеральной собственности, некоему предпринимателю – за 8 млн рублей (и возможную подачку кому-то из власти?) The Moscow Post подробно освещал эту историю.
Лица, принимавшие решение о передаче земли, прекрасно устроились при Цыденове и получили повышение. Договор купли-продажи со стороны администрации района подписывал Алексей Жилин - ныне он первый заместитель главы района.
А главой района и человеком, который должен нести ответственность за все принятые тогда решения, был Юрий Баев, который при Цыденове занял пост исполнительного директора совета муниципальных образований всей Бурятии.
Цыденов намедни заявлял о том, что возглавит список "Единой России" на предстоящих выборах в Народный Хурал. Слухачи уверяют, что это связано с желанием скрыть негатив, который сгущается над его подчиненными.
В частности, о якобы злоупотреблением спиртным и весьма нелепом поведении Цыренова и его супруги, которую якобы задерживали даже за пьяное вождение. К слову, господин Цыренов является учредителем "Олонметалл", доля, хоть и находится в доверительном управлении, но фактически депутат вряд ли не имеет доступа к деньгам компании. В 2016 году компания даже претендовала на то, чтобы стать региональным оператором по обращению с ТКО в Бурятии – а это гигантские деньги из бюджета. The Moscow Post подробно разбирал эту историю.
Можно также вспомнить ситуацию с бывшим министром образования Бурятии Баиром Жалсановым. Прокуратура утверждала, что тот должен был быть уволен в связи с "утратой доверия" из-за того, что связанным с его семьей компаниям достались господряды, но Цыденов настаивал на "собственном желании" последнего. Не хотел портить имидж или сам был замешан в вероятном "пилеже" госсредств?
В прошлом году Цыденов назначил главой республиканского Минприроды Сергея Матвеева. Только вот в должность он вступил полгода спустя из-за того, что тот по каким-то причинам указал в подаваемой на пост документации чужой ИНН. Также выяснилось, что он был учредителем компании "АКСМ", что накопила массу долгов перед бюджетом и была ликвидирована. По решению суда, ее руководство не имеет права занимать госпосты в течение трех лет после случившегося. Но Цыденова это, видимо, не волновало.
Кстати, эффективности нового министра позавидовать не получится. По результатам его работы Счетная палата пришла к выводу, что нацпроект "Экология" – провален. Так что не понятны основания, по которым Цыденов так хотел Матвеева в свою команду, что даже "пропустил мимо кассы" все вышеперечисленные "но".
Целой эпопеей стала попытка уволить скандального главу Иволгинского района Бурятии Виктора Очирова, которому приписывали взяточничество. В очередной раз тревогу забила прокуратура, которая поставила в известность Цыденова, на что тот долгое время никак не реагировал.
Возможно из-за неудачной кадровой политики Цыденова в регионе проваливаются нацпроекты, низкий уровень соцобеспечения и масса других проблем. И кадровая политика настолько провальная, что даже хочется задуматься – не руководствуется ли глава региона при назначениях чем-то кроме личностных и деловых качеств кандидатов.
Судя по всему, Цыденова куда больше вверенного ему региона беспокоит личное благополучие. Не потому ли теперь близкие к Цыденову чиновники могут принимать участие в "распиле" "Сибэлектрощит", а глава региона будто и не в курсе.