От Канокова до Потанина - кому достались активы ушедших из России компаний

Источник
Часть активов иностранных компаний, ушедших из России после 24 февраля, перешла в собственность участников списка Forbes. Кто и по какой цене приобрел российские активы иностранных корпораций?
После 24 февраля многие иностранные компании покинули российский рынок. Подстегиваемые акционерами и правительствами родных стран, с одной стороны, и изменениями российского законодательства с другой (в конце мая Госдума приняла в первом чтении закон о национализации имущества уходящих из России компаний), зарубежные игроки вынуждены продавать местные активы с большим дисконтом и списывать миллионы и миллиарды долларов. По оценке главы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина, дисконт при продаже бизнеса уходящих из России компаний превышает 50% от последней оценки.

Меньше всего повезло тем, кто участвовал в энергетических проектах. Например, британская нефтегазовая компания Shell списала $4,24 млрд, в том числе $1,126 млрд инвестиций в проект «Северный поток-2». Среди покупателей своеобразным рекордсменом стал бизнесмен Йозеф Лиокумович, который приобрел 27 гипермаркетов OBI за 600 рублей.

В переделе собственности участвуют и бизнесмены из списка Forbes. Так, совладелец «Норникеля» Владимир Потанин выкупил у французской Societe Generale Росбанк, который сам же им и продал в 2000-е. Основной владелец холдинга «Фармстандарт» Виктор Харитонин, наоборот, решил попробовать себя в новом бизнесе: его компания приобрела у австрийской группы Mondi лесоперерабатывающий завод в Коми, выпускающий ту самую белую офисную бумагу, дефицит которой наблюдается в России в последнее время.

Подробнее о том, кто из миллиардеров получил бизнесы иностранных компаний — в фотогалерее Forbes.

Продавец: французская финансовая группа Societe Generale

Покупатель: «Интеррос» Владимира Потанина

Сделка: «Интеррос» 11 апреля сообщил, что покупает долю в Росбанке и его страховом бизнесе у французского банка Societe Generale. Сумма сделки не раскрывалась, газета «Коммерсантъ» писала со ссылкой на собственные источники, что компания Потанина заплатила 0,2-0,3 капитала банка, что составляет 40-60 млрд рублей.

Росбанк был создан «Интерросом» в 1998 году, в 2006 году Societe Generale приобрела 20% банка, а в 2008-м стала его контролирующим акционером. Заплатила тогда французская группа значительно больше: в 2006 году «Интеррос» продал Societe Generale 10% минус одну акцию Росбанка за $317 млн (оценка стоимости банка исходя из коэффициента 4 к капиталу) и опцион на покупку еще 30% за $1,7 млрд до конца 2008 года (5,4 к капиталу).

Продавец: канадская золотодобывающая компания Kinross Gold

Покупатель: Highland Gold Владислава Свиблова

Сделка: О том, что Kinross Gold продает свои российские активы Highland Gold Владислава Свиблова, стало известно 5 апреля. В периметр сделки вошли рудники «Купол» и «Двойное», проект развития Чульбаткан, ряд геологоразведочных площадей и объекты производственной инфраструктуры. Ежегодно на них добывается, по оценкам Союза золотопромышленников России, 15 т золота.

По словам директора по стратегии и развитию Highland Gold Антона Глазунова, международные инвестиционные банки оценивали активы Kinross в диапазоне $1,5–2 млрд. Сейчас Свиблов не входит в рейтинг богатейших россиян Forbes, но в будущем шансы войти в их число у него теперь велики. Изначально сделка планировалась по цене в $680 млн, однако стоимость была скорректирована из-за того, что правительственная комиссия по иностранным инвестициям согласилась одобрить продажу только при условии, что цена актива не будет превышать $340 млн.

Продавец: Австрийская группа Mondi

Покупатель: Augment Investments Limited Виктора Харитонина

Сделка: В начале августа Mondi заключила соглашение о продаже своего крупнейшего предприятия в России — «Монди Сыктывкарский ЛПК» — вместе с двумя дочерними структурами компании совладельца «Фармстандарта» Виктора Харитонина Augment Investments Limited. Сумма сделки составит 95 млрд рублей (около €1,5 млрд), но ее заключение будет зависеть от одобрения правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями и антимонопольных согласований. Сыктывкарский ЛПК занимается производством целлюлозы, упаковочной бумаги и немелованной тонкой бумаги. Самый известный продукт — офисная бумага «Снегурочка».

Продавец: Британский концерн Imperial Brands Plc

Покупатель: физические лица, аффилированные с ​​«Мегаполис» Игоря Кесаева и Сергея Кациева

Сделка: В апреле Imperial Brands сообщила, что передала российский бизнес (ООО «Империал Тобакко Продажа и Маркетинг» и ООО «Империал Тобакко Волга») местным инвесторам, не назвав имя нового владельца. Позднее стало известно, что собственниками активов стали четыре физических лица, двое из которых связаны с «Мегаполисом»: Александр Кобзев, входивший в совет директоров «Дикси», когда компания принадлежала группе «Меркурий» Кесаева и Кациева, и Константин Иванов, занимавший пост финансового директора в «Дикси Групп». Позднее в число новых совладельцев обоих ООО вошли Игорь Дзуцев, Светлана Туганова и Юрий Халтурин. Туганова и Халтурин являются совладельцами ООО «Меркурий пропертиз», в котором 45,8% принадлежит Кесаеву и 15% — Кациеву. Дзуцев владеет крупным пакетом ООО «Меркурий телеком».

Продавец: британский нефтегазовый концерн Shell

Покупатель: «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова и Леонида Федуна

Сделка: Shell продал свою российскую сеть АЗС и завод смазочных материалов в Тверской области «ЛУКОЙЛу». В России работали 411 автозаправок под брендом Shell, часть из которых принадлежала самой компании, а часть работала под брендом Shell на условиях франшизы. После смены владельца сеть будет развиваться под финским брендом Teboil.

Сумма сделки не раскрывалась, но позднее в отчете Shell сообщила, что передача «всех акции «Шелл нефть» «ЛУКОЙЛу» привела к чистым расходам в размере $83 млн».

Продавец: американская сеть кофеен Starbucks

Покупатель: «Синдика» Арсена Канокова

Сделка: Новыми владельцами российского бизнеса американской сети кофеен Starbucks стали ресторатор Антон Пинский, рэпер Тимати и компания «Синдика» сенатора Арсена Канокова. Условия сделки не раскрывались, генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров оценивал сеть в 700 млн рублей из-за существенного дисконта, а глава ретейл-департамента CORE.XP Марина Малахатько — в 1,6-3 млрд рублей.

Еще одним активом, перешедшим «Синдике», стала сеть ретейлеров премиум-сегмента «Глобус Гурмэ». В периметр сделки вошли три московских гастронома в торговых центрах и один «Глобус Гурмэ экспресс» в Аэропорту «Шереметьево». Доли продавцов — рестораторов Аркадия Новикова и Антона Пинского — снизились до миноритарных.

Продавец: PPF Group

Покупатель: Invest AG Александра Абрамова и Александра Фролова

Сделка: Invest AG акционеров Evraz Александра Абрамова и Александра Фролова выкупила у чешской PPF Group 130 га земель в Новой Москве, сообщил «Коммерсант» со ссылкой на данные ЕГРЮЛ. Источники издания рассказали, что чешская компания хотела выручить за землю 3,6 млрд рублей, сейчас ее оценивают в 2-2,5 млрд рублей. После покупки Invest AG придется судиться с бывшим претендентом на актив — компанией «Ярд» Андрея Кошкина, которая требует 400 млн рублей за срыв сделки.

Это не первое приобретение Invest AG на рынке недвижимости в этом году. В начале 2022 года Invest AG выкупила 40% в проекте по строительству жилого комплекса площадью 139 000 кв. м в Подмосковье.
Персоны Компании
Из кремня в Верхней Салде высекают на выборах искру
Промышленникам нужен контроль над думами для продвижения своих проектов. Ради победы они готовы противостоять «ЕР» и провластным кандидатам, но гарантий им не даст даже высокий результат.
Ситибанк больше ни на что не рассчитывает
В Citigroup ​заявили, что процесс выхода из российского бизнеса будет происходить в соответствии с регуляторными требованиями, а также с выполнением обязательств компании перед клиентами, сотрудниками и партнерами.
Телеграм-канал Компромат 2.0.: сообщения от 24.08.2022
Сообщения канала за 24 августа 2022 года.
Телеграм-канал Временное Правительство: сообщения от 24.08.2022
Сообщения канала за 24 августа 2022 года.
Под каблуком Салиховой - чем был «Спартак» при Федуне
В августе спортивные СМИ вновь заговорили о возможном уходе Леонида Федуна из московского «Спартака».
Телеграм-канал The Moscow Post: сообщения от 23.08.2022
Сообщения канала за 23 августа 2022 года.
Жена Федуна: частные футбольные клубы в России вымрут как вид
Зарема Салихова, комментируя продажу «Спартака», заявила, что больше не видит возможностей и ресурсов, чтобы что-то изменить в российском футболе. «Пожелания новым менеджерам? Сохранить то, что было сделано мной за последние два года», — написала она.
Телеграм-канал Банкста: сообщения от 22.08.2022
Сообщения канала за 22 августа 2022 года.
Телеграм-канал ВЧК ОГПУ: сообщения от 22.08.2022
Сообщения канала за 22 августа 2022 года.
У «Энел Россия» кольские ветряки без Siemens не крутятся
Компания несет убытки из-за отказа партнера поставлять оборудование для Кольской ВЭС.
Сенатор Арсен Каноков купил сеть премиум-супермаркетов «Глобус Гурмэ»
Сеть премиум-супермаркетов «Глобус Гурмэ» сменила владельца. Российские рестораторы Аркадий Новиков и Антон Пинский продали ретейлера группе «Синдика» сенатора Арсена Канокова.
Скандальных фармацевтов госпрограммой не вылечить
За реализацию инициативы Министерства науки и высшего образования о развитии лекарственной промышленности в России намереваются взяться фармакологические компании с неоднозначной репутацией.
Венгерские банкиры закрывают в России счета: OTP Bank задумался о продаже российской «дочки»
Венгерский OTP Bank сообщил о возможности продажи российской дочерней структуры — ОТП Банка.
Совфед для бывших губернаторов - не могила
Куда уходят российские губернаторы.
Для Enel закрыли заднюю калитку
Западным энергокомпаниям заблокировали выход из России.
Телеграм-канал Временное Правительство: сообщения от 08.08.2022
Сообщения канала за 08 августа 2022 года.
Телеграм-канал Временное Правительство: сообщения от 07.08.2022
Сообщения канала за 07 августа 2022 года.
У Потанина не получается с женой полюбовно
Английский судья предложил Владимиру Потанину попробовать договориться с бывшей женой, требующей раздела имущества, с учетом «крайне неспокойных времен». Спор бывших супругов оказался в подвешенном состоянии после того, как миллиардер попал под британские санкции.