«Король» алкогольного рынка, так называли предпринимателя Павла Сметану, который сегодня находится в розыске. За Сметаной числятся миллиарды неуплаченных налогов. Для того, чтобы затянуть время и уйти от ответственности Павел Сметана перед побегом из России успел оговорить третьих лиц в своих преступлениях, используя для этого «прессу» из числа иностранных агентов. Возможно, именно это и помогло ему успешно покинуть пределы Российской Федерации. Суды уже привлекли Сметану к субсидиарной ответственности по ряду предприятий. А в Северной Осетии рассматривается иск в отношении Сметаны и депутата Госдумы от партии КПРФ Роберта Кочиева, который, по всей видимости, также пытался пойти по пути Сметаны, но оговорить конкурентов и переложить свою ответственность на третьих лиц у Кочиева тоже не получилось.
В 2018 году бенефициар водочного холдинга «Кристалл-Лефортово» Павел Сметана, известный как курский водочный король, обвинил экс-руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Игоря Чуяна, а также юриста Арсена Ципинова и экономиста Игоря Шушарева в создании преступного сообщества и доведения его холдинга «Кристалл-Лефортово» до банкротства. Себя Сметана в этой схеме выдал за жертву коррупционного режима. Все это он изложил в интервью изданию, признанному в России СМИ-иноагентом.
Однако суды не признали субсидиарную ответственность других фигурантов, а конечным бенефициаром ряда предприятий-банкротов был признан именно Сметана. Когда вся правда вышла наружу он решил пуститься в бега.
Сметана создал развитую сеть взаимосвязанных компаний, которые постепенно уходили в преднамеренное банкротство. Сметане принадлежали четыре завода по производству алкоголя – ОАО «Иткульский спиртзавод», ООО «ПК Кристалл-Лефортово», ООО «ЛВЗ Кристалл-Лефортово» и ООО «Самарский комбинат «Родник», а также ему подконтрольны ряд арбитражных управляющих и компаний-кредиторов, в руководители которых входили граждане Украины. Сегодня Павла Сметану обвиняют в уклонении от уплаты налогов на сумму более 318,5 млн рублей.Сколько веревочке не виться…Сметане со своими номинальными директорами не удается уйти и от субсидиарной ответственности по долгам организаций, входящих в его холдинг.
За 2021 и 2022 годы арбитражные суды восемь раз привлекли Павла Сметану и бывших директоров компаний ООО «БВ Инвест», ООО «Нева-Лидер», ООО «Кристал Лефортово», ООО «УК Кристалл-Лефортово», ООО «ЛВЗ Кристалл-Лефортово», ООО «РегионБизнесКонтакт» и ООО «Самарский комбинат «Родник» к субсидиарной ответственности.
Например, 15 ноября Арбитражный суд Республики Мордовия привлек Павла Сметану, Вячеслава Шувалова и Татьяну Кузнецову к субсидиарной ответственности по банкротству ООО «ЛВЗ Кристалл-Лефортово» (дело № А39-5665/2018). Суд установил, что ООО «ПромМаркет» являлось участником схемы по выводу активов (в том числе, денежных средств) ООО «ЛВЗ «Кристалл-Лефортово» посредством перечисления ему денежных средств по фиктивным договорам. Необоснованные расходы по оплате несуществующих обязательств у должника составили более 960 млн рублей.
5 декабря Арбитражный суд Самарской области привлек к субсидиарной ответственности по банкротству ООО «СК «Родник» Павла Сметану, экс-руководителя должника Вячеслава Дормидонтова и ликвидатора АО «Актив» Александра Гринкевича. Последних двух обязали выплатить 888 млн рублей убытков. Размер ответственности Сметаны пока еще определен. При этом летом прошлого года конкурсный управляющий «Родника» заявлял, что из предприятия вывели более 3,3 млрд рублей.
Сейчас Арбитражный суд Северной Осетии также рассматривает иск о привлечении Павла Сметаны вместе с депутатом Государственной Думы от партии КПРФ Робертом Кочиевым к субсидиарной ответственности в рамках банкротства алкогольного предприятия «Ракурс». Компания «Ракурс» задолжала кредиторам и налоговой службе больше 3,5 млрд рублей.
Конкурсный управляющий «Ракурса» уже подала заявления в Федеральную службу безопасности РФ и Генеральную прокуратуру РФ для проверки информации о возможной противоправной деятельности депутата.
ФСБ и Генпрокуратура проверят депутата Госдумы Роберта КочиеваПо мнению конкурсного управляющего, Роберт Кочиев может быть причастен к организации схемы по незаконному выводу денежных средств, полученных от производства алкоголя и спиртовой продукции, и преднамеренному банкротству ряда подконтрольных компаний, которыми владели его дети и аффилированные лица.
Региональная налоговая служба не раз выявляла преступную схему. В декабре 2020 г. УФНС России по РСО-Алания выявила, что с 2016 по 2018 гг. ООО «Ракурс» вывело почти 2,9 млрд рублей на счета подконтрольных фирм ООО «Кентавр», ООО «Орфей», ООО «Пересвет», ООО «Триумф», ООО «Транспродмаркет» и ООО «ТД Купеческий». Часть фирм зарегистрированы по тому же адресу, что ООО «Ракурс». Так у компании, помимо долгов перед кредиторами на миллиард рублей, появился еще один долг перед налоговой службой на два миллиарда рублей.
Когда «Ракурс» обанкротился, его место заняла компания «Орфей», провернули точно такую же схему. Из компании выведено более 630 млн рублей, что доказала очередная налоговая проверка. Вместе с деньгами компания вывела и имущество (оборудование для производства алкогольной продукции), передав его «ТД Купеческий». Затем эта компания передает оборудование ООО «Зернопродукт» (денег в сделке опять не видно). Далее последний создает ООО «Первая Спиртовая Мануфактура» («ПСМ»), регистрируя все по тому же адресу, где был «Ракурс», и передает оборудование вновь созданной компании.
Роберт Кочиев решил пойти по пути Павла Сметаны, пытаясь переложить свою вину на третьих лиц. В деле № А61-3739/2019 по банкротству «Ракурса» были поданы иски о привлечении к субсидиарной ответственности Игоря Чуяна (ныне Левин), а также Попова С.А., Ципинова А.А. и Шушарева И.В., якобы их действия привели к банкротству предприятия. Но суд этого не установил в виду отсутствия доказательств. 7 декабря Арбитражный суд Северо-Кавказского округа оставил решение первой и апелляционной инстанций без изменений.
Дело Сметаны демонстрирует, что рано или поздно, но суд доказывает вину даже алкогольных магнатов.
Кстати, в рамках дела о банкротстве ООО «Ракурс» к субсидиарной ответственности привлечен и Игорь Чуян. На данный момент Чуян находится в Черногории. Он был задержан по ордеру Интерпола 1 октября в городе Тиват. В 2018 году ему заочно предъявлено обвинение в незаконном выводе из ОФК-Банка 30 млрд рублей. Деньги направлялись на финансирование через банк подконтрольного Чуяну холдинга «Статус-групп» – неотъемлемой частью производственной цепочки, которой являлось ООО «Ракурс», ООО «Паритет Групп», ООО «ЛВЗ «Кристалл-Лефортово», ООО «ГК Кристалл-Лефортово», ООО «Нева-Лидер», ООО «РегионБизнесКонтакт», ООО «СК Родник», ООО «УК Кристалл-Лефортово».
В ходе рассмотрения уголовного дела выявлена схема по незаконному финансированию подконтрольной Чуяну И.П. группы компаний «Статус-групп». Теперь 1 февраля 2023 года Арбитражному суду Северной Осетии-Алании предстоит разобраться в степени вовлеченности в указанную схему Павла Сметаны, юриста холдинга «Статус-групп» Довгань А.С. и Погодиной М.А., а также депутата Государственной думы Роберта Кочиева и членов его семьи.
Привлекает внимание и судебный процесс по банкротству ООО «Паритет Групп», который проходит в Арбитражном суде Московской области. Судебное заседание 5 декабря отложили на 9 января 2023 года. Дело в том, что представитель компании представил суду платежное поручение о частичной оплате долга перед налоговым органом. Сумма частичной оплата составила 100 тысяч рублей, но сам долг составляет более 5 млн рублей. Редакция выяснила, что при этом деньги уплачены по неверным реквизитам ООО «Паритет Групп». Налицо признаки затягивания процесса и злоупотребления правом.
Но интересно другое, у «Паритет Групп» имеется задолженность перед ПАО «ОФК Банк» в лице Агентства по страхованию вкладов на сумму 1,9 млрд рублей. Но никто эту задолженность с 2019 года не пытается взыскать.
9 марта прошлого года Мещанский районный суд г. Москвы, привлекая к уголовной ответственности бывшего директора ПАО «ОФК Банк» Николая Гордеева, описал схему по незаконному финансированию подконтрольной Чуяну и Сметане группы компаний «Статус-групп» и «Кристалл-Лефортово» (частью которой являлось ООО «Паритет Групп»). Неужели АСВ просто не желает покрыть долги?
Какие еще операции могут быть выявлены в рамках рассмотрения дела? Ведь конечные получатели денежных средств незаконно полученных от ПАО «ОФК Банк» группой компаний «Статус-групп», «Кристалл-Лефортово», официально так и не установлены.