Михаил Фрадков до сих пор так и не возглавил совет директоров Российских железных дорог. СМИ объяснили: он находится под западными санкциями, поэтому госкомпания опасается негативных последствий в связи с назначением. Если конкретнее, то западные инвесторы могут предъявить к выкупу еврооблигации российской монополии, что может подорвать ее финансовое положение. Однако некоторые обстоятельства свидетельствуют, что дело, возможно, вовсе не в санкциях.
И хочется, и колется, и санкции не велят
Уж месяц прошел с тех пор, как руководство страны предложило Михаилу Фрадкову перейти с поста главы Службы внешней разведки на пост председателя Совета директоров РЖД. Но бывший российский премьер до сих пор находится в чиновничьей невесомости. Причем его место в СВР уже занято, службу возглавил Сергей Нарышкин, который ушел туда в ходе больших перестановок из Госдумы. Поначалу казалось, что переход Фрадкова в РЖД – дело решенное, по-другому в России обычно и не бывает. Но вот прошла, неделя, другая, а назначение Фрадкова так и не последовало. Наконец, СМИ объяснили, в чем может быть дело. Как выяснили журналисты газеты Ведомости, причина в том, что чиновник находится под европейскими санкциями.
Он попал под ограничения еще в 2014-м году, после присоединения Крыма и крушения Боинга над Донбассом. И теперь госкомпания, по версии источников, опасается, что после назначения Фрадкова держатели еврооблигаций РЖД могут потребовать досрочно расплатиться по ним. Ведь, согласно европейским законам, с лицами, находящимися под санкциями, запрещено вести финансовые дела. Если это действительно произойдет, то РЖД, возможно, придется несладко. Сейчас долг корпорации по евробондам составляет, в том числе, 2 миллиарда долларов, полмиллиарда швейцарских франков и 52 миллиарда рублей. Если перевести общий долг по европейским бумагам в нацвалюту, а это 40% от всех обязательств компании, сумма получается внушительная: четверть триллиона рублей. «У РЖД денег нет, это будет дефолт», - пояснил анонимный собеседник издания.
Странность на странности
Однако эта стройная, на первый взгляд, версия, не выдерживает критики. Представим, что Михаил Фрадков таки возглавит Совет директоров РЖД. Да, он под санкциями. Ему нельзя ездить в Европу, а всего его европейские активы должны быть заморожены (если они, конечно, имеются). Но ведь ограничения касаются только его лично. Какое отношение они имеют к компании? Абсолютно никакого. И ладно, если бы он возглавил РЖД. Но его хотят назначить на пост председателя Совета директоров.
Этот орган, вроде как осуществляет общее управление компанией. Однако реальная власть сосредоточена в руках правления. Настоящий руководитель – это председатель правления, то есть, на данный момент, Олег Белозеров, против которого ни ЕС ни США не вводили никаких санкций. Не зря по-другому - совет директоров называют еще наблюдательным советом. Он наблюдает, как мудрый отец за сыном, давая дельные советы, но не вмешиваясь в его жизнь. А теперь вспомним, что бывший глава РЖД Владимир Якунин последние годы тоже находился под санкциями. Что не мешало компании активно занимать деньги на европейском рынке.
Есть и куда более серьезный пример. Недавно США ввели санкции против некоторых «дочек» «Газпрома». По логике вещей, европейские инвесторы должны посмотреть на «большого брата» и предъявить счет газовой корпорации. Тут ведь уже не физические лица под ограничениями, а юридические. Но вроде ничего, никто не забился в панике. А «Газпром», надо сказать, не менее активно, чем РЖД, занимает в Европе. Да и вообще, мало ли кто из российских персоналий «наказан» Западом. Вот, например, в санкционный список ЕС входит помощник президента Владислав Сурков. Разве это помешало ему недавно приехать в Берлин на встречу «нормандской четверки»? Отнюдь. Так что, есть подозрения, что промедление с назначением Фрадкова имеет совсем другую природу.
Герои дворцовых интриг
Незадолго до публикации о задержке с назначением Фрадкова выяснились куда более громкие подробности. Как сообщил Коммерсант, новым руководителем РЖД может стать нынешний вице-премьер Аркадий Дворкович. При этом один источник сказал, что замглавы правительства этого не хочет, а другой сообщил, что Дворкович вовсе даже не прочь поруководить госкорпорацией. Тем более давно известно, что крупные компании с госучастием, как правило, с успехом лоббируют свои интересы, даже тогда, когда правительство им противится. То есть с этой стороны пост главы транспортной монополии можно рассматривать как повышение.
Но, похоже, в эшелонах власти сейчас идет борьба за руководство корпорацией. Как выяснили журналисты, назначение Дворковича должно было состояться еще 5 октября, но по каким-то причинам отложилось. Вице-премьер, как известно, является представителем так называемого либерального клана российской власти. А вот бывший главный разведчик страны явно относится к другому, консервативному клану российских элит, который поддерживают силовики. При этом имеет доступ к первому лицу российской власти.
Поэтому в случае назначения Дворковича главой РЖД, а Фрадкова - председателем Совета директоров – вполне возможен конфликт, борьба за власть в госкомпании. Пикантность ситуации еще и в том, что сейчас набсовет РЖД и возглавляет Аркадий Дворкович, так что Фрадков, можно сказать, уже метит на его место.
Далеко не уехали
Между тем, за всей этой аппаратной борьбой как-то забывается, что РЖД по-прежнему не блещет успехами. Было, правда, сообщение, что компания впервые за несколько лет получила прибыль. Но быстро выяснилось, что корпорация заработала на депозитах. То есть получила от государства десятки миллиардов рублей, но вместо того, чтобы вкладывать деньги в развитие, положила их в банк и заработала свои «нетрудовые» проценты. При этом пассажирские перевозки падают, что с ними происходило и раньше. Погрузка, что для бизнеса куда важнее, растет, но очень скромными темпами в 1,3%.
Не смотря на это, компания хочет, чтобы ей повысили тарифы на грузоперевозки выше инфляции. По-другому это называется снова залезть в карман своих клиентов, как представителей бизнеса, так и обычных пассажиров. Потому что рост тарифов – это такой же налог, только косвенный. Бизнес, чтобы компенсировать свои потери, переложит расходы на потребителей. Тема тарифов для руководства РЖД всегда была очень болезненной. И, возможно, она сейчас играет не последнюю роль в кадровых интригах по поводу назначения высшего руководства РЖД.
Казалось бы, что до этих событий какой-нибудь бабушке, которая покупает самый дешевый билет в плацкартный вагон. Цены на пассажирские перевозки не поднимаются, за что бабушка может сказать РЖД спасибо. Но не только за это. Еще и за то, что низкая эффективность железных дорог, которые считаются «артериями экономики», вносит свой вклад в рост цен. Об этом стоит подумать, покупая в поезд подорожавшие курочку и яички.