Корпорация «Деградация»

Источник
«Корпорация развития»: как проект подъема уральской экономики превратился в финансовую «черную дыру».
Вчера в Москве в собственных особняках бойцами Нацгвардии были задержаны и арестованы топ-менеджеры «Корпорации развития» Сергей Маслов и Владимир Караманов. Их обвиняют в попытке вывести из кассы предприятия 1 млрд рублей. Офис компании находился в столице, но ее корни – на Урале. Деньги «наверх» уходили тоже из глубинки – акционерами корпорации выступали уральские регионы. Znak.com, журналисты которого много лет следят за деятельностью «Корпорации развития», составил для своих читателей материал-справку о деятельности этой структуры. Наш текст не претендует на дотошное расследование, скорее его можно назвать иллюстрацией того, как в России реализуются масштабные проекты, одобренные высшими лицами.

Как появилась «Корпорация»

В конце 90-х – начале 2000-х годов вице-губернатор Ямала и один из основателей «Новатэка» Иосиф Левинзон разработал проект, объединяющий два Урала – Полярный и Южный. Идея была такая: Север богат природными ископаемыми, а на юге есть заводы. Значит, нужно добывать сырье в Приполярье и доставлять его на южные предприятия. Для этого необходимо построить инфраструктуру, в основном – транспортную, потому что железной дороги, соединяющей два противоположных конца страны, не было. Зато у Левинзона была карта геологических изысканий, которая показывала: на севере Урала добытчиков ждут миллиарды тонн марганца, угля, меди, сотни тысяч тонн хрома и других ископаемых. Об их разработке задумывались давно, и еще в сталинскую эпоху предпринимались попытки создать необходимую инфраструктуру усилиями заключенных. Левинзон освежил и основательно переработал старые проекты, предложив новую концепцию освоения недр и логистики.

Было понятно, что проект амбициозный и невероятно дорогой, для его реализации нужны федеральные деньги. Найти их самостоятельно Левинзон не мог, к тому же в 2005 году у него начались проблемы с силовиками. В то время в «Новатэк» силой заходил малоизвестный тогда широкой публике, но уже влиятельный предприниматель Геннадий Тимченко, и ямальскому геологу пришлось надолго залечь на дно. Но его идея не умерла – ее перехватил первый полпред президента в УрФО Петр Латышев. В 2005 году он презентовал концепцию на заседании стратегического совета по развитию округа президенту РФ, и Владимир Путин одобрил затею. Так было создано ОАО «Урал промышленный – Урал Полярный».

Тогда в элитах говорили, что «УП – УП» нужен не только (и не столько) как реальный инфраструктурный проект: это скорее экономическая база для уральского полпредства, которое не имело ни собственного бюджета, ни реальных экономических рычагов. Создание корпорации решало эти вопросы и создавало для чиновников одновременно кормовую базу, «серую кассу» и проект, которым можно было заниматься даже не годами — десятилетиями.

В 2008 году Петр Латышев умер, полпредом назначили Николая Виниченко. Гендиректором «УП – УП» стал выходец из Ишима Тюменской области Ремир Мукумов. В 2011 году Винниченко перебрался в Петербург, полпредом стал Евгений Куйвашев, а в «УП-УП» пришел третий гендиректор – бывший заместитель Винниченко Александр Белецкий. В 2012 году в результате ребрендинга общество переименовали в «Корпорацию развития». По задумке Белецкого, старое название корпорации отпугивало инвесторов, которых он намеревался привлечь (к тому времени корпорацию давно шутливо называли «Украл промышленный — Украл полярный» — так много вопросов было к ее деятельности). В 2013 году гендиректором стал Сергей Маслов, а в 2015 году «Корпорация» изменила форму собственности – из ОАО (ПАО) стала просто АО.

В общей сложности акционеры «Корпорации развития» (в основном это администрации Тюменской область, ХМАО и ЯНАО) вложили в нее 30 млрд рублей.

Что хотели построить

«Корпорация развития» пережила несколько этапов своего существования, на каждом из которых ее цели менялись. Первоначальная идея Левинзона была документально оформлена и приобрела конкретные очертания в 2005 году. В то время речь шла о двух частях проекта: инфраструктурном и «добычном». Чтобы начать добычу ископаемых, нужно было реализовать первую половину концепции. Потому сначала планировалось только строительство железных дорог по определенной схеме, которую можно разделить на четыре блока.

Первый: постройка железнодорожной линии Полуночное-Обская от станции Ивдель Свердловской железной дороги до станции Лабытнанги Северной железной дороги (примерно 1000 км). Начать стройку планировалось в 2007-м, пустить первые поезда – в 2010-м, открыть постоянную эксплуатацию – в 2015 году.

Второй блок: достройка и восстановление участка железной дороги Обская - Салехард - Надым (400 км). Эту ветку строили в 1948-1953 годах, а потом забросили. Предполагалось, что после окончания стройки по дороге пойдут грузы ямальских углеводородов, а в перспективе – руда и уголь с Севера Красноярского края. Начать работы Латышев хотел в 2006-м, а закончить – в 2010 году.

Третий блок: достройка и восстановление железнодорожной линии Коротчаево – Игарка (500 км). Эта ветка была необходима для перевозки руды, угля и углеводородов с северо-восточной части ЯНАО. Ее также начинали строить при СССР в 1948-1953 годах. Строительство планировалось выполнить в три этапа. Окончание первого этапа было назначено на 2012-й, второго на 2015-й, третьего и всей ветки в целом - на 2017 год.
 
Четвертый блок: продолжение строительства участка железной дороги Обская – Бованенково (524 км). Эта дорога, согласно плану, была нужна для вывоза углеводородов с полуострова Ямал.

К 2011 году, при Александре Белецком, концепция полностью изменилась. Теперь корпорация называла себя «инвестором», а ее задачи получили названия «инвестпроектов», которые были сгруппированы уже в пять основных блоков по совершенно иному принципу. Всю инфраструктуру отнесли к блоку под названием «Северный широтный ход». Заявленной целью было создание магистрали по маршруту Обская – Салехард -Надым - Новый Уренгой - Коротчаево.

Вторым блоком стал энергетический. Корпорация ставила перед собой цель повысить энергоэффективность в УрФО, а для этого собиралась построить теплоэлектростанцию «Полярную» в районе Салехарда, реконструировать существующие источники теплоснабжения в Свердловской и Челябинской областях.

Третий блок под названием «Сотрудничество с «Транснефтью» подразумевал создание инфраструктуры магистрального нефтепровода «Заполярье – Пурпе – Самотлор». Вдоль него «Корпорация» собиралась построить жилые дома, пожарные депо, дороги, электростанции и так далее.

Следующий блок – «Горнодобывающий». Выяснилось, что требуются новые геологоразведочные работы для подтверждения существования месторождений в том объеме, о котором говорилось изначально. Общая стоимость разведки на четырех месторождениях была оценена «Корпорацией» в сумму более 1 млрд рублей.

Пятым блоком стал проект «Полярный кварц» – инновационное производство «особо чистого кварцевого концентрата и кварцевого порошка для наноиндустрии».

Кроме этих пяти основных направлений были и другие, подчас далекие от первоначальных целей «УП — УПа». Например, строительство завода по глубокой переработке яйца.

Что построили на самом деле

Сегодня под эгидой «Корпорации Развития» построен только мост через Надым за 14 млрд рублей. Правда, только автомобильная часть, а еще нужно построить железнодорожную. При этом подрядчик, компания «Мостострой-12» Александра Забарского, считает, что ей недоплатили около 2,4 млрд рублей, которые она пытается вернуть через суд.

В замороженном состоянии на стадии свайного поля находится ТЭС «Полярная». Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин заявил, что Салехард не нуждается в этой станции. Причем, деньги на ее строительство «Корпорация развития» взяла у Чешского экспортного банка под гарантии правительства Ямала, которое теперь вынуждено решать вопросы с кредиторами.

К строительству железных дорог, с которых все начиналось, не приступали. Проект Полуночное – Обская заморожен, наличие месторождений природных ископаемых не доказано, требуются новые геологические изыскания. Северный широтный ход будет реализован без участия «Корпорации развития» – недавно губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин подписал соглашение о финансировании проекта напрямую с РЖД.

Проект «Полярный кварц» заморожен и стал в «тюменской матрешке» именем нарицательным, которое используется для насмешек. За многие годы попыток строительства там «завода по производству нанокристаллов» правительство Югры потеряло миллиарды. Анатолий Чубайс, комментируя ситуацию в «Полярном кварце» («Роснано» планировало вложиться в проект, но предпочла завод «Кварц» в Челябинске), заявил: «Столько всего там наворочено было лет за десять, вот туда я точно идти не готов ни за что».

По данным источников Znak.com, в последнее время «Корпорация развития» перебивалась заказами на постройку детских площадок в московских дворах, по старой памяти подбрасываемых мэром Москвы.

Зачем была нужна «Корпорация»

Как говорилось выше, на деньги, которые вложили в «Корпорацию» регионы, ковалась политическая сила Латышева и его последователей. Но поскольку постепенно реальный вес полпредов снижался, к приходу в руководство предприятия Сергея Маслова корпорацию едва ли не открыто обвиняли в расхищении бюджетных средств. Требовали отчета о потраченных миллиардах депутаты региональных Заксобраний и губернаторы «тюменской матрешки». Ответов не было. Регионы перестали платить: полная бессмысленность «Корпорации развития» стала очевидна. Зазвучали предложения «вернуть вложенное», а саму структуру начали называть «Корпорация «Деградация».

Возбуждались уголовные дела о хищениях на «Полярном кварце». Один из его генеральных директоров Александр Митрофанов сейчас скрывается в Израиле. Источники Znak.com рассказывали, что еще пять лет назад Митрофанов приходил сдаваться в ФСБ с предложением рассказать о хищениях в «Корпорации развития», но тогда чекистов не заинтересовала предлагаемая менеджером информация.

Возможно, она пригодится сейчас.
Персоны Компании
Власть взяла контрабанда
Война на востоке Украины — бизнес-проект. Полевые командиры — только младшие партнеры.
Рыболовлев мутной воды
Бывший владелец "Уралкалия", олигарх Дмитрий Рыболовлев, приобрел у беглого главы Внешпромбанка Георгия Беджамова солидный компромат на всю кремлевскую элиту, хранившую деньги в разорившемся в начале 2016 года банке.
Корпорация сырьевых монстров
Как оказался за решеткой гендиректор "Корпорации развития" и обладатель двух гражданств - РФ и Швейцарии Сергей Маслов, получивший первое высшее образование в возрасте 46 лет.
Задержанного главу "Корпорации развития" связали с поставками оружия в Сирию
Задержанного главу "Корпорации развития", у которого дома нашли множество антиквариата и несколько сейфов с деньгами, связали с поставками российского оружия в Сирию на судне "Новороссийск".
Атомное наследие Кириенко
Уже несколько недель, как Сергей Кириенко покоряет Администрацию президента в должности первого замглавы. Бывший глава «Росатома» явно наливается аппаратным весом – известно, что вместе с Владимиром Путиным он поедет на съезд ОНФ. Между тем, его бывшие подчиненные обвиняются в мошенничестве – возбуждены новые уголовные дела.
«Носорог» не защитил
Арестованный гендиректор «Корпорации развития» Сергей Маслов украшал свое поместье скульптурами Дали и полотнами Шишкина.
Черная касса патриарха Кирилла лопнула
В банк «Пересвет», принадлежащий РПЦ, введена временная администрация. Из банка пропали миллиарды рублей. Деньги мог вывести митрополит Рязанский и Михайловский Марк.
«Корпорация недоразвития» Сергея Маслова
Куда потянутся нити от ареста бизнесмена?
Сергей Маслов не дождался своей Victoria
Связь задержанного директора «Корпорации развития» с офшорами прослеживается через дорогую яхту.
В Британии появились «клоны» крупнейших российских нефтяных компаний
Почти у всех крупнейших российских нефтяных компаний обнаружились британские «двойники» — юрлица непонятного происхождения с идентичными английскими названиями. Компании ничего про них не знали и опасаются мошенничества.
Корпорация растраты
Деньги, выделяемые на развитие региональных проектов, исчезали в проблемных банках.
Пропажа "Газфонда" и триллионер Ковальчук
Член дачного кооператива "Озеро" за $10 млн приобрел у "Газпрома" имущество на сотни миллиардов.
Чемезов спустил в трубу 45 миллиардов рублей на семейный Новикомбанк
Государственных денег «Ростеха» не хватает для ликвидации последствий управленческой беспомощности руководителей госкорпорации и их детей-бизнесменов.
Якутия обетованная
Почему Леонид Михельсон предпочел тундру Израилю.
Банк РПЦ финансировал бизнес организатора блокады Крыма
Компании одного из организаторов энергетической блокады Крыма Ленура Ислямова оказались заемщиками банка «Пересвет».
Алексей Миллер довел "Газпром" до долговой ямы
«Газпром нефть» из-за невозможности эффективно использовать месторождение, купленное за полмиллиарда долларов, продаст его по дешевке.
Миллиард "на инновации всякие"
Фонд "Иннопрактика" Екатерины Тихоновой за два года "выиграл" конкурсов у госкомпаний на 452 млн руб., а еще 425 млн получил в виде анонимных "целевых взносов".
Судьба нерезидента
Почему Алишер Усманов не хочет платить налоги в России?