Отставные губернаторы занимают новые кресла. Причем зачастую оказывается, что завалившие работу в своем регионе чиновники могут даже уйти на повышение. На сегодня из одиннадцати уволенных глав достоверно известно о трех, получивших новые посты. Однако есть все основания полагать, что и остальные восемь без работы не останутся. И в большинстве случаев речь пойдет скорее всего о весьма престижных и «хлебных» должностях.
Как отмечают аналитики, отставка с поста губернатора вовсе не всегда должна означать конец политической карьеры. Многое зависит от причин отставки и от того, есть ли к экс-губернатору серьезные претензии у Кремля. «Если бывшие губернаторы относительно адекватно руководили регионом, если серьезно не проштрафились, если к ним нет претензий со стороны правоохранительных органов, то они остаются в зоне притяжения Кремля – и либо получают назначения во властной вертикали, либо уходят на бизнес-позиции в корпорации, – говорит глава Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. – Абсолютно не стоит из-за отставки делать какие-то заключения о конце политической карьеры и тем более о каком-то выпадении из повестки. В конце концов, губернаторы являются серьезными политиками, авторами политического процесса».
Повезло с увольнением
Лучше всех, пожалуй, удалось пристроиться Вадиму Потомскому, который получил пост заместителя полпреда президента в Центральном федеральном округе. И это назначение вызывает больше всего вопросов. В свое время Вадима Потомского вызвали «на ковер» к президенту после его «прямой линии» с россиянами, то есть в передовиках он явно не ходил. Кроме того, в СМИ неоднократно появлялись сообщения о возможных связях Потомского с криминальными структурами. Стоит упомянуть и о неоднозначном имидже чиновника – Потомский активно «ботал по фене» и публично рассказывал о том, как Иван Грозный ехал в Санкт-Петербург. Конечно, в должности замполпреда бывший губернатор окажется, так сказать, менее «общественно опасным», вот только почему граждане должны своими налогами оплачивать его содержание?
Впрочем, примеры того, как не вполне удачливые губернаторы получают очень даже неплохие посты, известны и по прошлым отставкам. В этой связи весьма показательно выглядит назначение бывшего главы Пермского края Виктора Басаргина на пост главы Ространснадзора в феврале этого года. При этом дела в регионе сейчас идут из рук вон плохо и разбираться с этим теперь приходится новому главе региона, Максиму Решетникову. Итогом же правления Виктора Басаргина можно назвать, в частности, то, что каждый 10-й житель края сегодня оказался за чертой бедности.
Поистине взрывной карьерный рост получил отставник осенней кампании бывший губернатор Псковской области Андрей Турчак. 12 октября, когда президент Путин принял его отставку, чиновник въехал в офис секретаря генсовета «Единой России», став, таким образом, политиком федерального уровня. «Худшего бюджетного положения в Псковской области не было никогда за всю ее постсоветскую историю. При Турчаке создан колоссальный, рекордный за всю историю региона государственный долг», – подвел итоги работы экс-губернатора депутат областного собрания от «Яблока» Лев Шлосберг. Выбор такого более чем неоднозначного персонажа на один из высших постов партии, и без того имеющей имиджевые проблемы, уже заставил некоторых задуматься: а не хотят ли вскоре «слить» «Единую Россию», как не справившуюся с задачами, создав вместо нее новую партию власти?
В ожидании назначения
Единственным, кто лишился поста, по-видимому, все же из-за явного неумения справиться со своими обязанностями, можно считать бывшего главу Приморского края Владимира Миклушевского. Однако и он вскоре может продолжить свою карьеру на каком-то другом ответственном посту. «Мне предложена другая работа. Работа интересная, о ней я скажу, когда случится назначение», – заявил бывший губернатор на прощальном брифинге для журналистов, подчеркнув, что его отставка – это «согласованное решение в рамках общей кадровой политики».
Продолжение карьеры прочат и бывшему губернатору Красноярского края Виктору Толоконскому. «Он, возможно, себя проявит в бизнесе или в общественно-гуманитарной деятельности. Или, будучи формально пенсионером, станет неформальным лидером значительной части новосибирского политического класса», – рассуждает новосибирский политолог Дмитрий Пучкин.
Оптимистичные прогнозы звучат также в отношении политического будущего бывшего главы Ненецкого автономного округа Игоря Кошина. По слухам, бывшему губернатору уже предлагали какую-то высокую должность, от которой он отказался. Поговаривают, что Игорь Кошин ждет серьезного повышения. И это при том, что, по одной из версий, причиной отставки Кошина могло стать то, что он не сумел исполнить знаменитые «майские указы» президента Владимира Путина
.
Политические пенсионеры
По мнению аналитиков, окончательно выпасть из политической жизни рискуют только так называемые возрастные губернаторы. Впрочем, по факту о полном политическом забвении речь скорее всего все равно не пойдет. Скажем, 69-летний экс-губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий уже заявил, что намерен продолжить свою деятельность в Новосибирске. А экс-руководитель Дагестана 71-летний Рамазан Абдулатипов, поначалу хотя было и заявивший о необходимости «озеленения» кадров, позже упомянул, что не отойдет от решения проблем Дагестана.
Очевидным завершением карьеры, пожалуй, можно считать только отставку Валерия Шанцева, возглавлявшего Нижегородскую область. Впрочем, здесь, как говорится, всем бы такое завершение. Вверенный ему регион 70-летний политик, к которому также накопилось немало претензий, возглавлял последние 12 лет – теперь же он спокойно ушел на покой.