Как испугать Facebook и заработать 100 млн долларов: почему создатели продали приложение из топ-10 App Store

Источник
Венчурная новость недели — это, конечно, последняя покупка корпорацией Facebook стартапа tbh (расшифровывается как to be honest). Зачем большая корпорация потратилась на маленький стартап? Чем он ее привлек и почему отказался от самостоятельности.
Суть приложения tbh — анонимный обмен комплиментами. В программу зашиты сотни вопросов типа «Кто из них самый приятный в общении?» или «С кем хотите всегда быть в одной команде?», пользователи отвечают на них, выбирая одного из друзей; друг получает уведомление, какой он хороший, но не знает, кто его похвалил.

Tbh — далеко не первое приложение анонимного общения, из его предшественников можно вспомнить и еще «домобильный» formspring.me, и относительно недавний Secret. Никто из них не вырос во что-то действительно значимое, общей проблемой всех таких сервисов оказалась притягательность негатива. Люди писали друг о друге гадости, но, естественно, не хотели быть их объектом. Прорыв tbh в том, что у пользователей нет возможности написать что-то от себя, все вопросы только положительные, уведомление об ответе получает только победитель, приложение приносит только позитивные эмоции.  

Механика оказалась супервиральной среди подростков. Приложению всего два месяца, оно запущено только под iOS, да еще и доступно не на всей территории США, серьезных денег на рекламу у стартапа не было, тем не менее tbh ракетой влетел в топ американского App Store. С середины сентября, т. е. половину своей жизни, он чаще бывает, чем не бывает на первом месте в сторе, а на момент покупки был шестым. Для сравнения, в России сейчас на этой позиции расположился поиск «Яндекса».    

Сумма сделки официально не объявлена, журналисту TechCrunch сказали, что стоимость tbh составила «менее $100 млн». После перепечаток «менее» во многих изданиях потерялось, но первоисточник данных везде один, так что может быть и 30, и 50, а не 100.

В Twitter одного из основателей есть публичное объяснения «зачем продали». Facebook, если захочет, повторит приложение «за weekend», в том числе и с версией под Android и еще множеством полезных функций, использует неограниченный ресурс своего маркетинга, и все переключатся с tbh на клона. Официальная позиция по вопросу «зачем купили» не озвучена, но все резонно домысливают, что Facebook боится повторения истории Snapchat — какой бы ни была странной и элементарной фича, если она цепляет аудиторию, из нее может родиться серьезный конкурент.

На первый взгляд, резон покупки корпорацией прямо противоречит потенциальной причине продажи стартапа владельцами. Если Голиаф может победить Давида за неделю, то зачем тратить деньги на покупку? Если у стартапа есть шансы на многомиллиардное IPO — зачем сдаваться на первом шаге. Объяснить такое противоречие можно двумя способами, в жизни свою роль могли сыграть оба.

Во-первых, у участников сделки совершенно разный подход к рискам и их оценке. Facebook уже такая большая компания, что чувств у нее нет, все решает арифметика: если есть 1%-я вероятность, что tbh дорастет до IPO и, скажем, $50 млрд оценки, то любая покупка дешевле $500 млн выгодна, дешевле 100 надо отрывать с руками. Для основателей же на одной чаше весов сумма достаточная для безбедного остатка жизни прямо сейчас, на другой — годы борьбы, чтобы с вероятностью 1% денег хватило еще и праправнукам, и разбитое корыто в остальных 99% случаев. Люди не корпорации, арифметика решает не всегда, но выбор «сдаться» кажется вполне обоснованным.

Во-вторых, маркетинговый ресурс Facebook неограничен, но не бесплатен. Возможно, компания ничего не боялась, была уверена в своем успехе, но прикинула бюджет на продвижение клона и была рада любой сделке на меньшую сумму.

Так или иначе, это уже история, остается только ждать, в каком виде приложение дойдет до России. Кстати, если кто-то хочет склонировать интересный западный продукт, то возможность лучше появится не скоро.
Персоны Компании
Зампред Сбербанка Станислав Кузнецов назвал Avito площадкой кибермошенников
Так и сам Сбербанк можно назвать площадкой для мошенничества, ответил сервис объявлений.
Gett подозревает «Яндекс.Такси» в слежке за телефонами клиентов
Причина – якобы более дешевые поездки для потребителей, у которых есть приложение конкурента.
Mail.Ru Group выпустила на рынок конкурента AliExpress
Mail.Ru Group начала тестировать собственный маркетплейс Pandao, предлагающий доставку товаров напрямую от китайских поставщиков. Сегмент привлекает инвесторов высокими темпами роста трансграничной торговли и низкой конкуренцией.
«Утром в куплете»: зачем власти запускают 100 анонимных Telegram-каналов
В российских регионах запустят сеть из около 100 анонимных политических Telegram-каналов для формирования повестки перед выборами президента. Власти проявляют все больший интерес к Telegram и контенту, который в нем распространяют.
«Мы всегда чем-то интересуемся, мы везде свой нос суем»
Глава ФАС Игорь Артемьев о международном положении и грабеже в торговых сетях.
Интернет - радио не враг
Гендиректор Европейской медиагруппы Роман Емельянов рассказывает, зачем она объединяется с «Новым радио», объясняет, почему не доверяет рейтингам iTunes и Youtube, и раскрывает секреты топ-чартов.
Не так ищут: почему ФАС проверяет Google и «Яндекс»
Популярных поисковых сервисов в мире всего несколько штук, поэтому внимание к ним антимонопольные органы проявляют регулярно и не только в России. В июне претензии европейского регулятора к Google по созданию преимущества для своих сервисов завершились для корпорации штрафом на €2,42 млрд.
«Юла» раскрутит квартиры
Сервис Mail.Ru Group вышел в сегмент недвижимости.
Реклама форекса привлекла ФАС
Легальные участники рынка написали заявление на «серых» конкурентов.
Rambler оптимизирует Газета.Ru и Lenta.ru
Руководство холдинга Rambler&Co сокращает штат сотрудников в изданиях Газета.ru и Lenta.ru.
Илью Клигмана и Михаила Сахина вкладчикам "Геобанка" сложно забыть
Скандальные банкиры Клигман и Сахин пытаются заставить Интернет-поисковики забыть об их существовании.
«Как только мы запускаем новинки, россияне моментально это подхватывают»
Президент Google в регионе EMEA Мэтт Бриттин о работе на российском рынке.
Полный бак. Создатели Benzuber планируют конкурировать с «Газпром нефтью» и «Лукойлом»
Разработчики приложения, с помощью которого можно оплатить бензин, не выходя из машины, сравнивают себя с Uber.
«Сначала была любовь, потом это переросло в привычку»
Андрей Малахов об уходе с «Первого канала».
Интернет дышит в спину ТВ
Рекламному рынку предсказывают рекордный объем.
Собиратель арен. Как Баста стал одним из самых популярных артистов страны
Рэпер из Ростова теперь не только исполнитель, но и успешный продюсер и совладелец сервиса электронного учета прав на музыкальные произведения.
Аналитик «Альфа-Капитала» разорвал кольцо
Крупные банки обвиняют компанию в недобросовестной конкуренции.
Российские Metro прекратят продавать технику и электронику
Вместо этого в них откроются магазины Mеdia Markt.