Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) интересуется покупкой Выборгского судостроительного завода (ВСЗ), подконтрольного акционерам Банка «Россия». Пока корпорация загрузила простаивающий ВСЗ заказами на $15 млн. Если ОСК купит проблемный актив, сделка наверняка будет профинансирована за счет будущих прибылей завода. Это позволит корпорации претендовать на господдержку для ВСЗ.
Президент ОСК Роман Троценко заявил «Интерфаксу», что корпорация ведет переговоры по приобретению ВСЗ. Он сказал, что сейчас завод «не загружен» и корпорация «привлекает его к работе». Она привлекла ВСЗ в качестве субподрядчика в контракте строительства двух судов снабжения ледового класса для «Совкомфлота»: завод изготовит корпуса этих судов. Деталей переговоров о покупке ВСЗ господин Троценко не раскрыл. Официальный представитель ОСК Алексей Кравченко сказал “Ъ”, что корпорации «в принципе интересен ВСЗ», отметив, что пока «никаких предметных переговоров о его покупке не ведется», то есть не обсуждались ни сумма, ни схема сделки. Пока ОСК намерена просто использовать мощности ВСЗ для выполнения заказов, сказал господин Кравченко.
ВСЗ — одно из крупнейших предприятий российского судостроения, которое, несмотря на это, так и не вошло до сих пор в периметр государственной ОСК, консолидировавшей большинство ключевых активов отрасли. Завод с 2007 года подконтролен акционерам Банка «Россия» — в его совет директоров входят такие предприниматели, как Дмитрий Горелов, Николай Шамалов и Сергей Колесников. Последний, напомним, упоминался в СМИ в связи с недавним скандалом вокруг строительства некоего дворца на Черном море стоимостью $1 млрд, якобы предназначенного для премьера Владимира Путина. Об интересе ОСК к ВСЗ на рынке говорят полгода, но официально в корпорации его подтвердили впервые.
Когда ВСЗ только отошел под контроль акционеров Банка «Россия», предполагалось, что он получит крупные заказы от нефтегазовых компаний на строительство судов для работы на шельфе. Сразу же после покупки ВСЗ акционерами Банка «Россия» завод подписал с «Газфлотом» крупный контракт стоимостью 59 млрд руб. на строительство двух плавучих буровых установок для работы на Штокмановском месторождении. Однако освоение Штокмана постоянно откладывается (сейчас называются сроки 2016–2017 годы), а новых крупных заказов ВСЗ так и не получил. В результате завод сообщил недавно, что отправил своих рабочих в вынужденные отпуска.
Несмотря на то что ОСК теперь загружает его заказами на субподряде, дойдет ли дело до покупки ВСЗ, источники “Ъ” на рынке не уверены. Они отмечают, что свободных денежных средств на сделку у корпорации нет, напоминая, что ВСЗ далеко не первый крупный актив, который интересен ОСК, но который она так и не приобрела. До этого ОСК также интересовалась петербургскими заводами «Северная верфь» и «Балтзавод», но не смогла договориться о цене с их прежним собственником Сергеем Пугачевым (теперь обе верфи заложены в Центробанке). Кроме того, ОСК ранее говорила о желании приобрести и нижегородский завод «Красное Сормово», который строит речные суда и производит запчасти для подводных лодок, но до покупки его у группы МНП также не дошло.
Впрочем, отличие «Северной верфи» или «Красного Сормово» от ВСЗ в том, что эти верфи не страдают от нехватки заказов. С ВСЗ же сделка может состояться по аналогии с другим приобретением ОСК — недавней покупкой корпорацией 50% акций финской верфи STX Finland Oy (сделка завершена в декабре 2010 года). Тогда ОСК также покупала проблемный актив, обещая загрузить его заказами (STX Finland Oy на момент сделки была близка к банкротству), а сделку планировалось оплатить будущей прибылью финской верфи. Именно финская верфь в итоге станет головным исполнителем контракта с «Совкомфлотом» на строительство судов снабжения, стоимость которого оценивается в $200 млн. ВСЗ же получит в его рамках субподряд на $15 млн.
То, что государственная ОСК в целом проводит политику скупки всех возможных судостроительных активов, не удивительно, говорит главный редактор агентства Portnews Надежда Малышева. Михаил Пак из ИК «Атон» добавляет, что «чем больше корпорация возьмет проблемных активов, тем сильнее будет ее переговорная позиция с государством относительно того, что ее верфям нужна господдержка». Например, под ВСЗ бюджетную или налоговую поддержку можно привлечь, мотивируя это тем, что верфь будет строить суда для Северного морского пути, который декларируется как перспективное транспортное направление. Наконец, заключает Надежда Малышева, само расположение ВСЗ делает удобным его кооперацию с финской STX Finland Oy.