Оренбургский гамбит: породнится ли «Татнефть» с отвергнутым ЦБ санатором Татфондбанка?

Источник
Наиль Маганов и Дмитрий Мазуров — миллиардер, близкий к сокурснику Путина, — могут стать партнерами по добыче.
Владелец Антипинского НПЗ, бывший казанский студент Дмитрий Мазуров принял решение о продаже до 49,9% нефтедобывающей компании «Новый Поток» с месторождениями в Оренбургской области. Претенденты на покупку — «Газпромнефть», «Роснефть» и «Татнефть». Нашим нефтяникам этот совместный проект интересен из-за серьезной ресурсной базы недалеко от Татарстана. Кроме того, по данным «БИЗНЕС Online», республику и Дмитрия Мазурова связывает личная «химия» и участие в совместных проектах.

СОСЕДСКИЙ ИНТЕРЕС

Учредитель и основной совладелец группы компаний «Новый Поток» (New Stream Group) Дмитрий Мазуров — не чужой для Татарстана человек: в 1998 году он окончил Казанский университет, специальность — «Радиофизика». Потом работал в коммерческих структурах при «Нижнекамскнефтехиме» и стал заместителем директора в представительстве НКНХ в Казани. Татарстанские связи здорово пригодились Мазурову, когда он после переезда в 2001 году в Москву стал раскручивать собственный бизнес по оптовой торговле продуктами газохимии. Но настоящий взлет произошел в 2004-м: при поддержке видного представителя общины горских евреев столицы Рахамима Эмануилова он за $10 млн купил с торгов Антипинский НПЗ (Тюменская область). Мощностей недостроенного НПЗ в 0,5 млн т в год было мало, и Мазуров затеял масштабную модернизацию.

Согласно расследованию РБК, резкому взлету бизнеса способствовали солидные партнеры, которые предпочитают оставаться в тени: это старый знакомый, однокурсник Владимира Путина Николай Егоров, получивший 20% в Антипинском НПЗ, и знакомый Сергея Собянина Владимир Калашников, у которого имеется опцион на 25% этой компании. 
 
Сегодня мощность Антипинского НПЗ доведена до 9 млн т, а глубина переработки — до 98%. Завод стал основой для группы «Новый Поток», куда входят ООО «Марийский нефтеперегонный завод», ООО «Битумное производство», нефтетрейдер New Stream Trading AG, ООО «АНПЗ-Продукт» (оптовая дистрибуция в России) и ООО «Нью Петрол Тюмень» (розничная реализация в РФ бензинов, дизельного топлива и сжиженных углеводородных газов).  В 2015 году НПЗ по конкурсу получил лицензию на разработку Могутовского, а также частей Воронцовского и Гремячевского месторождений в Оренбургской области. Для работ на них была создана нефтяная компания «Новый Поток». Главный офис группы — в Москве. Согласно рейтингу «РБК 500», в 2015 году по выручке ГК находилась на 48-м месте среди всех компаний России и на 10-м — среди нефтегазовых компаний: 244 млрд рублей. 

Между тем, «Новый Поток»  в последнее время стали замечать в ряде совместных с РТ проектов — видимо, сказывается личная «химия» во взаимоотношениях Мазурова с республикой. Близость Марийского НПЗ и оренбургских месторождений группы — еще один кирпичик в фундамент добрососедских отношений. В конце июля прошлого года «Татнефть», ТАИФ и Антипинский НПЗ в числе двух десятков российских и зарубежных компаний участвовали в конкурсе на право обладания госпакетом «Башнефти». Предсказуемо победила «Роснефть». Но еще более тесная связь обозначилась в начале этого года, когда выяснилось, что «Новый Поток» совместно с ТАИФом был готов принять участие в спасении Татфондбанка, о чем президент РТ Рустам Минниханов рассказал на пресс-конференции 7 марта 2017 года: «В один момент мы все-таки нашли консорциум — группа компаний „ТАИФ“ и „Новый Поток“. Они были готовы войти с капиталом, эту тему мы представили Центральному банку». По его словам, санаторы готовы были вложить 25 млрд рублей, однако ЦБ потребовали еще «свыше 40–45 или 46 миллиардов», и эта сумма оказалась неподъемной.

ВЫСОКОРИСКОВЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ

И вот сегодня назрел совместный проект New Stream и Татарстана: Мазуров решил продать до 49,9% нефтяной компании «Новый Поток», а «Татнефть» готова купить. Главный интерес — разведанные запасы на упомянутых трех участках в Оренбургской области. Это 42 млн т, и теоретически ежегодный уровень нефтедобычи может составить до 5 млн тонн. Но все осложняют экологические и производственные риски — месторождения расположены в национальном парке Бузулукский бор, хотя они и исключены из состава особо охраняемой территории. Там расположены 164 законсервированных скважины.  Их бурили еще в 1950–1970-х годах, а эксплуатацию прекратили в 1971 году после пожара в Бузулукском бору из-за разливов нефти. Из некоторых сочится нефть, а это представляет большую экологическую и техногенную опасность. Кроме того, в ходе разведочных работ обнаружились еще и газовые скважины, пары из которых опасны. Эти скважины не относятся к пласту, из которого будет добываться нефть, но иметь с ними дело все равно придется. Одним словом, добыча будет очень непростой, высокорискованной, поэтому и нужны партнеры по технологиям и финансам.

Цена пакета должна быть как минимум больше стоимости покупки лицензий в 2015 году (8 млрд рублей). Верхняя планка будет установлена в зависимости от качества скважин и запасов, но вряд ли превысит 10–11 миллиардов — вполне посильная для «Татнефти» сумма. Однако все осложняет фактор конкуренции: помимо Татнефти интерес к акциям проявляет «Газпромнефть», для которой Оренбургская область — традиционная вотчина. Кроме того, ранее велись переговоры с «Башнефтью», а после поглощения ее «Роснефтью» интересоваться этим проектом «по эстафете» начала и компания Игоря Сечина . Так что ожидается довольно непростая лоббистская борьба, и вся надежда на то, что и «Газпромнефть», и «Роснефтью» могут отпугнуть и неконтрольная доля в продаваемой компании, и средний размер месторождений, и обилие рисков по их добыче. А у «Татнефти» имеется большое желание наращивать добычу за пределами своего региона, пусть и на партнерских отношениях.

В пресс-службе «Татнефти» «БИЗНЕС Online» сообщили, что компания не комментирует процедуры по изучению перспективных проектов и переговорные процессы, а также намерения по вхождению в те или иные конкретные проекты. Тем не менее в пресс-службе компании сочли возможным отметить, что нефтегазовые активы НК «Новый Поток» в Оренбургской области потенциально могут быть интересны компании, «поскольку обладают существенной ресурсной базой и находятся в относительной близости от основного центра добычи компании — РТ». Также в ответе на запрос подчеркивается, что «для „Татнефти“ ответственная социальная и экологическая политика является ключевой составляющей бизнеса. При рассмотрении каких-либо потенциальных приобретений обязательно детально рассматриваются и изучаются экологические риски и возможные пути их снижения».

Консультант президента РТ по вопросам разработки нефтяных и нефтегазодобывающих месторождений Ренат Муслимов не видит особых проблем для работы нефтяников РТ у соседей. «Оренбургская область хорошо знакома татарстанским нефтяникам, там работают наши малые нефтяные компании, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — Что касается разного рода рисков — как технических, так и экологических — по этим законсервированным скважинам, то с советских времен технологии у татарстанских нефтяников шагнули далеко вперед. „Татнефти“ работа с такими сложными месторождениями вполне по силам. Сами по себе они средние по запасам, так что для татарстанских нефтяников они интересны.
Персоны Компании
Олигархи готовятся к драке за аэропорт Нового Уренгоя
Миллиардеры Вексельберг и Дерипаска вступают в конфликт по поводу аэропорта в Новом Уренгое. Но их планам может помешать "человек" Игоря Сечина - Роман Троценко.
В суд уходит дело бывшего министра Алексея Улюкаева
Он обвиняется в получении взятки в особо крупном размере.
Российская элита под законодательным колпаком
Американские санкции против России выходят на качественно новый уровень. Президент не сможет отменить их без согласия Конгресса.
Чем занимается Антон Астахов
От золотого века православной школы до игры на американской бирже, а после — борьба с педофилами России и президентские гранты.
Афипский НПЗ возможно будет продан Владимиром Коганом
В одиночку он не справляется с модернизацией завода.
Мегагрант отчислят из МИФИ
Минобрнауки впервые потребовало от вуза вернуть средства правительственной программы.
АТБ переоценил свой капитал
Банк не договорился с инвесторами.
Минниханов первой необходимости
В Татарстане подскочили цены на социально значимые продукты. А население продолжает беднеть.
Schlumberger уперлась буром
Иностранцы предпринимают вторую попытку покупки EDC.
Как научный руководитель Путина стал долларовым миллиардером
Рейтинг богатейших ректоров российских вузов Владимир Литвиненко возглавляет не первый год.
Очень точечные санкции
Siemens пока почти не ограничивает свое сотрудничество с Россией.
Бабушка Алексеева вступилась за упыря Изместьева
Лицо либеральной демшизы в РФ: 90-летняя Людмила Алексеева, номенклатурный борец за свободу и гражданка США, попросила Владимира Путина отпустить из тюрьмы бандита и убийцу Игоря Изместьева. Сколько бабуленции занесли бабла?
Schlumberger договорилась о покупке контроля в Eurasia Drilling
Американский нефтесервисный концерн Schlumberger договорился о покупке контроля в одной из крупнейших буровых компаний России — Eurasia Drilling. В 2015 году компании уже договаривались о сделке, но в итоге она сорвалась.
Токсичный Игорь Сечин подвел менеджеров ExxonMobil к внушительному штрафу
Общение с одиозным главой компании "Роснефть" является нарушением антироссийских санкций, решил Минфин США. Менеджеры ExxonMobil за общение с Сечиным заплатят 2 миллиона долларов.
Металлурги нарастили выплату дивидендов
Нефтегазовые компании пока занимают около трети в суммарных выплатах дивидендов российскими компаниями, но уже сократили их на 15%. Лидером по дивидендам остается ГМК "Норильский никель" - 141 миллиард рублей.
Простой старатель. Зачем владельцу «Южуралзолота» понадобилась Москва
Константин Струков в почете и у рабочих, и у челябинских властей. В 2016 году он задумал стать депутатом Госдумы, но соратники по «Единой России» идею не оценили.
АФК «Система» пожаловалась на судью и Игоря Сечина президенту Владимиру Путину
Компания считает незаконным решение об аресте ее имущества по иску на 170 млрд рублей.
Геноцид слонов и кроликов
Как глава АРБ Гарегин Тосунян проиграл Эльвире Набиуллиной войну за малые банки.