Обыск репертуара

Источник
Прокуратура занялась проверкой театральных постановок.
Неделю назад в Центр имени Мейерхольда пришла бумага с тройным грифом прокуратуры: сверху РФ, ниже — Москвы, наконец, пониже крупно — Тверская межрайонная прокуратура ЦАО.

Адресована она худруку ЦИМа Виктору Рыжакову. Текст достоин дословного цитирования. Вот он:

«Тверской межрайонной прокуратурой города Москвы по поручению прокуратуры ЦАО г. Москвы в связи с обращением Независимого фонда развития культуры «Искусство без границ» проводится проверка по доводам об использовании в театральных постановках нецензурной брани, пропаганды аморального поведения, порнографии.

В связи с изложенным на основании ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прошу уполномоченное лицо 15.06.2015 в 15.00 явиться в Тверскую межрайонную прокуратуру <…> к помощнику прокурора Шаршовых И.А. <…> для дачи письменных пояснений, а также сообщить следующую информацию:

— входят ли в действующий репертуар Центра им. Вс. Мейерхольда спектакли под названиями «Все оттенки голубого», «Трехгрошовая опера», «Саломея», «Жизнь удалась», «Тангейзер», «Антоний и Клеопатра», «Золотой петушок», «Голая пионерка», «Околоноля», «Пластилин», «Пробуждение весны», «Идеальный муж»;

— в случае если вышеназванные спектакли присутствуют в репертуаре театра, прошу предоставить информацию о том, кто именно является режиссером (постановщиком) спектакля, примерное содержание произведения на театральной сцене, заняты ли в постановке несовершеннолетние дети (их кол-во, пол, гражданство);

— проходило ли содержание постановки спектакля какое-либо предварительное рецензирование (критику, искусствоведческое исследование) в органах исполнительной власти перед выходом на сцену для массового показа, приложить соответствующие разрешительные документы;

— кто именно из должностных лиц отвечает за согласование спектаклей перед выходом на сцену для массового показа;

— имеются ли в вышеуказанных спектаклях сцены нецензурной брани, пропаганды аморального поведения.

Дополнительно прошу предоставить сценарии спектаклей из вышеуказанного перечня, входящих в репертуар Центра им. Вс. Мейерхольда, а также видеозаписи спектаклей на любом материальном носителе (либо сообщить о возможности отправки видеозаписей электронной почтой).

По всем вопросам, связанным с исполнением данного запроса, прошу обращаться к помощнику прокурора Шаршовых Илье Андреевичу <…>.

И подпись: Тверской межрайонный прокурор города Москвы В.В. Можаев.
Согласитесь, бумажка ошеломляющая. Особый вкус ей придает обращение именно в Центр имени Всеволода Мейерхольда. Особый смысл — предположение, что на его сцене идет пресловутая опера. А уж уровень понимания театра, который она демонстрирует, даже не пещерный.

На мой вопрос Илье Андреевичу Шаршовых, с каких пор прокуратура стала заниматься репертуарной политикой театра, молодой уверенный голос ответил:

— Прокуратура занимается вопросами проверки театрального репертуара, если есть признаки правонарушений!

— А кто ж формулирует и устанавливает эти признаки?

— Приходите на прием! Чтоб я мог убедиться, что вы та, за кого себя выдаете…

ЦИМ, который за двадцать с лишним лет существования ничего подобного не получал, ответил строго юридически: «Указанные спектакли в нашем репертуаре не идут». И приложил репертуарный список. А Виктор Рыжаков, которого я попросила прокомментировать ситуацию, сказал:

— Это похоже на какое-то безумие! Как будто бы на глазах порвалась связь времен. Словно у нас отбило историческую память. Нас тянет в какой-то страшный омут, мы уничтожаем все то, что строилось последние десятилетия — уважение к творческой личности, свободу художественной воли, искусство без идеологического диктата.

Главный герой прокурорского запроса — Кирилл Серебренников. Это его спектакли составили чуть не половину приведенного крамольного списка; сюда же попал и Константин Райкин со «Всеми оттенками голубого», Богомолов с «Идеальным мужем» и, само собой, злосчастный, маркированный госскандалом «Тангейзер».

Итак, что это за радетель — независимый фонд развития культуры «Искусство без границ»? Название странным образом двоится. Есть некий фонд, занимающийся исключительно детским творчеством, его возглавляет Светлана Дзасохова, а есть еще — «…молодая, успевшая зарекомендовать себя команда творческих и искренне любящих искусство людей». И вот она-то «…уделяет особое внимание новым неординарным форматам проявления творческой активности и различным формам выражения творческой гражданской самореализации, таким как флешмобы, перформансы, выставки с элементами театрализации и т.п.».

Одной из акций их самореализации была недавняя выставка «На дне», осуществленная в форме публичного доноса и провисевшая на территории дизайн-завода «Флакон» всего сутки. «На дне» — расчетливый скандальный прецедент. Ее организаторы уверены, что «сложившуюся за последние годы ситуацию в театральной среде следует менять…».

Безграничный фонд, надо полагать, знает, что делает, чей заказ выполняет, ради кого трудится. Сверхзадача сформулирована без экивоков: «Ожидаемый результат: изменение культурного самосознания аудитории проекта, повышение лояльности к российским продуктам культурного интеллектуального наследия, к авторам и предметам искусства, созданным в России».

Импортозамещение?

Надо ли говорить, что у фонда немало сочувствующих граждан и гражданок, радеющих за те же идеи, например, «Союз православных женщин» которые просят «поддержать инициативу о законодательном запрете бюджетного финансирования театральных постановок аморального, скандального и провокационного характера... в сочетании с похотью, матом и глумлением над традиционными нравственными ценностями и идеалами поколений. Авторы просят российскую общественность «поспособствовать тому, чтобы провокаторы не кормились от страны, об историю и традиции которой они с таким удовольствием вытирают ноги.

...Мода на «передовой театральный продукт» не должна становиться самоцелью сценического искусства с задачей ликвидации классического наследия отечественного театра под прикрытием призывов к его постмодернистской трактовке.

Речь при этом не идет о какой-либо цензуре, а всего лишь об отказе бюджетного финансирования разного рода современных «митьков», использующих искусство в широком понимании этого понятия как когнитивное оружие разложения изнутри общественного сознания под новомодными лозунгами толерантности и либерализма.

…государство вовсе не обязано тратить деньги налогоплательщиков на финансирование «черных квадратов» скандальных экспериментаторов от искусства... Пусть они «тусуются» в андеграунде и за свой счет среди своих постмодернистских розовых шедевров на голубой закваске, а не на оплаченной государством театральной сцене.

Обращение Фонда с альбомом новомодных спектаклей направлено министру культуры РФ Мединскому В.Р. и руководителю Администрации Президента РФ Иванову С.Б.».
Есть ощущение черной дыры, в которую нас всех постепенно втягивает. Под занавес — еще немного о Третьем рейхе (см. статью «Предчувствие Геббельса» в №61).

«В нашу задачу, — объяснял некогда всемирно известный маньяк, занимая кресло лидера НСДАП и отца нации, — входит очистить тело германского народа, его расу и его культуру. Партия должна положить конец разброду, который царил в так называемом общественном мнении. Для достижения этого она должна взять в свои руки все средства пропаганды, печать, театр, кино и направить все это к одной цели»… (К сведению Роскомнадзора: «Новая газета» не разделяет и отрицает человеконенавистническую идеологию нацизма и приводит данную цитату, чтобы вызвать у читателя подобное же отношение.)

Как мы знаем, культуре в идеологии и тоталитаризма, и нацизма отведена вполне определенная роль — «воспитания масс в духе новых идеалов», тоталитарные режимы всегда стремятся использовать культуру в своих интересах.

«Политика национал-социализма в области культуры, — считают историки, — предполагала не только изгнание и уничтожение чуждых ей художественных форм, создание специфических художественных идеалов». Впрочем, то же самое происходило при Сталине.

Так почему похожее разворачивается именно сейчас, летом 2015-го? В проекте «Закона о культуре» — самая дискуссионная статья — свобода творчества. Она — или безоговорочна, или возможна, только «если не входит в противоречия с другими законами». Мы спасли мир от коричневой чумы. Неужели для того, чтобы 70 лет спустя снова запускать в идейный оборот ее штаммы?
Персоны Компании
Американская армия Amway вторглась в Россию
Американская корпорация «Amway» - "Американский путь" - сегодня зарабатывает в России миллиарды.
Порошенко попросил Цукерберга открыть офис Facebook на Украине
Украинские пользователи Facebook потребовали открыть в стране офис соцсети. По их мнению, аккаунты украинцев массово блокируются по ложным жалобам из России. К кампании присоединился даже президент Украины Петр Порошенко.
У губернатора Жвачкина нашли «аул»?
В Томской области губернатор Сергей Жвачкин оказался владельцем бизнеса, что запрещено законом о госслужбе.
Полмиллиарда в день: сколько Москва потратила на Крым за год
Счет за присоединение Крыма к России превысил 125 млрд руб., которые были потрачены в прошлом году из правительственного резерва. Не самый расточительный расклад – дотационность Чечни и Ингушетии чуть выше.
Спертый "Духless"
Пираты захватили фильм за день до премьеры.
Сын омбудсмена Астахова стал банкиром и обслуживает Крым
Также на счета Регионального банка развития, в число директоров и акционеров которого входит Антон Астахов, поступают средства для семей с детьми на юго-востоке Украины.
Реванш ФСБ: как строили систему политических преследований
Спецслужбы формируют новый подход к уголовному процессу, при котором у защиты практически нет никаких прав.
«Война плохих парней против плохих парней»
Кто стоит за «Шалтаем-Болтаем»: новые версии.
Роскомнадзор не стал регистрировать кировского губернатора как блогера
Никита Белых не смог доказать, что его ЖЖ и Twitter достаточно популярны.
Основательница «Детей-404» признана виновной в пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений
«Молодая гвардия Единой России» хочет добиться закрытия группы, говорят ее представители.
Блог Shaltay Boltay выставил на продажу переписку Тимаковой
Анонимный блог Shaltay Boltay выложил на продажу якобы переписку пресс-секретаря Дмитрия Медведева Натальи Тимаковой, в том числе и с тщательно охраняемого домена gov.ru.
Алексей Навальный оспорил в ЕСПЧ блокировку своего блога в «Живом журнале»
Алексей Навальный обжаловал блокировку своего блога в «Живом журнале» в Страсбургском суде. Блог был заблокирован за два поста с призывом собраться у суда.
Обзор 5-11 января: ни плана А, ни плана Б
На российских просторах сегодня не найдется, пожалуй, ни одного оптимиста. У всех проблемы разной степени тяжести, но рецепты спасения предлагаются либо просто фантастические, либо исключительно для личного пользования.
Десятки телеканалов в последний момент получили право размещать рекламу
Запрет размещать рекламу с 1 января на платных телеканалах не затронул тематические проекты «Первого канала», ВГТРК и «Газпром-Медиа».
Блок не ставится: как «народный сход» за Навального вычищают из соцсетей
Роскомнадзор требует от Facebook и других социальных сетей блокировать страницы, посвященные «народному сходу» в поддержку Алексея Навального.
Сторонников «народного схода» в поддержку Навального становится все больше
Facebook по требованию Роскомнадзора заблокировал группу в поддержку Алексея Навального за призывы к несанкционированным акциям. Это приведет к еще более активному распространению запрещенной информации, уверены эксперты
«В прежней «Ленте» не слишком думали о доходах»
Главный редактор Lenta.ru Алексей Гореславский дал первое интервью после назначения на свой пост
Влиятельный американский ресурс обвинили в прокремлевской пропаганде
Влиятельный среди западных специалистов новостной агрегатор Johnson’s Russia List, специализирующийся на России, заподозрили в излишней лояльности по отношению к официальной Москве.