Город грехов

Источник
В Петрозаводске продолжается кампания против Галины Ширшиной — одного из последних оппозиционных мэров в стране
Заместитель мэра уже находится под судом, самой Галине Ширшиной выразили недоверие депутаты горсовета. На первый взгляд простая история о противостоянии честного мэра и партии власти в реальности оборачивается целым криминальным сериалом, сюжет которого посвящен экономической конкуренции и личным амбициям главных действующих лиц.

В сентябре 2013 года главой Петрозаводска стала Галина Ширшина. Доселе неизвестная широкой публике, психолог-практик в течение десяти лет проводила тренинги для кандидатов от «Яблока» — учила побеждать на выборах. Личная победа Ширшиной стала возможной после устранения от предвыборной борьбы ее единомышленницы: экс-директор престижного лицея и депутат Заксобрания Эмилия Слабунова, баллотировавшаяся в мэры города от «Яблока», была снята с гонки по решению суда (не указала ученую степень — кандидат педагогических наук, а лишь написала «высшее образование»). Всего за две недели дублер Слабуновой — самовыдвиженка Ширшина — смогла не только перехватить эстафету, но и уйти в отрыв от главного конкурента (41,9% против 28,9%, набранных действующим градоначальником и единороссом).

Удержать власть оппозиционному мэру, впрочем, даже труднее, чем победить на выборах. В начале июня Петрозаводский городской совет ознакомился с ежегодным отчетом о работе мэра и поставил ей неудовлетворительную оценку. Ширшиной вменяется в вину некачественный ремонт дорог, плохая уборка города и другие хозяйственные проблемы. «2014 год просто пипец был, грубо говоря (в плане уборки)», — горячился на заседании единоросс и бывший военный Алексей Белянинов.

Демарш депутатов случился на фоне беспрецедентной атаки на членов команды Ширшиной. Сегодня под уголовными делами (по статьям от превышения должностных полномочий до мошенничества, организованного группой лиц) находятся восемь «яблочников» (одна из них сидит под домашним арестом), включая лидера местного отделения. Против Ширшиной тоже пытались завести уголовное дело, но безуспешно.

Вечером 18 июня стало известно, что законодательное собрание Карелии одобрило поправки, упраздняющие выборы мэра Петрозаводска. Документ принят сразу во всех трех чтениях. Теперь городской совет будет выбирать сити-менеджера
 
«Мило шмыгает носом»

«Носится на каблуках. Ее бы энергию — да в нужное русло», — указывает на потолок спикер горсовета Геннадий Боднарчук. Его соседка сверху — оппозиционный мэр Петрозаводска.

Высокий единоросс одет в белые джинсы и сочно-синий пиджак, говорит расслабленно, но по-хозяйски напористо. В кабинете пахнет кожей. Из окна открывается козырный вид на Онежское озеро. На столе стоит огромный дисплей «Эппл», из-за спины хозяина кабинета выглядывает Путин.

43-летний единоросс был избран спикером Петросовета в феврале этого года. После того как его предшественника, тоже единоросса, Олега Фокина задержали и посадили под домашний арест за мошенничество.

Боднарчук работает на «освобожденной основе» и заражает своим примером остальных: 27 из 30 депутатов бесплатно трудятся на благо Петрозаводска и имеют альтернативные источники дохода. «Зачем мне уходить из бизнеса, из фирм? — рассуждает вслух депутат от партии власти. — Там я зарабатываю деньги. Я привык. А здесь все временно». Когда я прошу рассказать про эти фирмы, Боднарчук упоминает всего одно помещение, которое он сдает в аренду.

Горожане и журналисты за глаза называют спикера «маршруточником». Связывают его имя с транспортной компанией, обслуживающей Петрозаводск. Боднарчука эти разговоры раздражают: «Я числился заместителем директора одной транспортной компании, но перестал заниматься этой темой, как только стал депутатом в 2011 году».

Между тем одна из главных битв мэра с Петросоветом разворачивается именно вокруг общественного транспорта. В конце прошлого года Ширшина снизила стоимость проезда на городских троллейбусах до десяти рублей, вызвав резкое недовольство собственников маршруток и депутатов.

Местные журналисты охотно делятся материалами оперативной разработки, которые не решается опубликовать ни одно СМИ. Если верить этим бумагам, то в девяностые годы в ОПГ «Москвичи» (контролировала бизнес пассажирских перевозок) состоял некий Геннадий Боднарчук по кличке Кремень.

Спикер Петросовета открещивается: «Любого человека можно причислить к ОПГ. Например, была компания друзей, с которой он воровал яблоки с соседской дачи. Я коммуникабельный человека, знаю в Петрозаводске 80% своих сверстников! Со многими из них занимался спортом. Весь криминальный мир Петрозаводска — это спортсмены, бармены и милиционеры, с которыми я в том числе сталкивался».

Педагогический университет по специализации «спортивная гимнастика и ручной мяч» Боднарчук не закончил. Получил травму и ушел в бизнес. «Сначала я занимался торгово-предпринимательской деятельностью, — вспоминает он, — затем — транспортной. Мы стояли у истоков, когда рухнул государственный бизнес. Именно поэтому я знаю людей, которые сейчас работают в транспортных компаниях».

Боднарчука не устраивает работа Ширшиной по всем направлениям. Она, по его словам, занимается политикой и самопиаром, а не хозяйственной деятельностью. «Петрозаводском правят политтехнологи, — жалуется председатель горсовета. — Берут самые выгодные темы и выкидывают их в информационное поле. Кроме того, все кадровые решения принимаются в обход депутатского корпуса: ключевые посты в администрации города занимают няньки и тетьки мэра».

Именно поэтому группа единороссов во главе с Боднарчуком лоббирует принятие вошедшего в моду закона об отмене прямых выборов мэра (Заксобрание обсудит его в ближайшие дни).

«Что-нибудь положительное в действиях Ширшиной наблюдаете?» — спрашиваю я. «Мило шмыгает носом», — говорит спикер и смеется. Заседание Петросовета, на котором депутаты рассмотрят работу мэра над «ошибками», состоится 16 сентября. «В каком случае вы можете инициировать отставку мэра?» — интересуюсь у Боднарчука. «Да хоть завтра, — оживляется он. — Зачем ждать три месяца? В уставе города есть несколько пунктов, бери любой — не ошибешься». И действительно, депутаты могут отправить мэра в отставку за неисполнение в течение трех и более месяцев своих обязанностей или после двух «неудов» подряд.

Боднарчук обращает внимание: двойку влепили мэру все депутаты Петросовета, кроме «яблочников», 24 из 27. «Не всех посадили?» — спрашиваю я. «Нет еще», — говорит Боднарчук. Агитки с критикой мэра, которые хорошо разошлись в день заседания Петросовета, придумали молодогвардейцы. Боднарчуку особенно нравится название буклета: «Ширшина. Точка». «Почти как «Путин. Итоги», — замечаю я. «Зачем красное с белым мешать?» — поправляет меня Боднарчук.

«Я не держусь за это кресло»

36-летняя Галина Ширшина, в пастельно-голубой блузке и юбке-карандаш, принимает меня в своем кабинете. Она не занимает привычное место, а садится напротив меня — туда, куда обычно приземляются гости. Обаятельная, конечно, женщина. Говорит быстро и четко, словно экономя время, активно жестикулирует. В процессе разговора доверительно склоняется ко мне, смотрит только в глаза. Как матерый «продажник», Ширшина умеет подать себя человеку. Если задать ей витиеватый вопрос, она сухо отрежет: «Не понимаю вопроса». Приходится переформулировать.

«Меня не удивляет решение Петросовета по поводу моего «неуда». С одной стороны, депутаты имеют сделки, вызывающие интерес у правоохранительных органов, и страх быть посаженными. С другой — давление правительства», — говорит Ширшина. В ходе разговора она ни разу не упоминает партию власти и избегает политических заявлений. Трижды повторяет, что не держится за свое кресло. Такое ощущение, что в Петрозаводске идет борьба не только между людьми разных политических и экономических взглядов, но и образа жизни.

Ширшина считает, что новый председатель совета — Геннадий Боднарчук — делает все, чтобы парализовать ее работу. Причиной тому — нежелание мэра ставить его бизнес-интересы во главу угла. Ведь еще в январе Ширшина могла найти общий язык с Петросоветом. Тогда депутатами «рулил» предыдущий спикер, единоросс Олег Фокин, и в 2014 году он отказался ставить «неуд» Ширшиной. Фокин рассказывал, что депутатов ежедневно вызывали в правительство и угрожали уголовными делами, прикрытием бизнеса. Но депутаты держались. И вот четыре месяца назад Фокин был арестован.

Глава Центра политических и социальных исследований Карелии Анатолий Цыганков объясняет: нейтрализовать Ширшину было сложно, пока у власти был Фокин. «Ему удавалось сплотить вокруг себя 16 единороссов. Вместе они защищали Ширшину. Но бизнесмены — это люди с подвижным сознанием, которые идут в политику, чтобы защитить свои интересы. Когда центр силы, который был опорой для них, начал разваливаться, они задумались о своем будущем», — говорит он.

По словам эксперта, Фокин был креатурой представителя другого политэкономического клана, резко критикующего губернатора, Девлетхана Алиханова. Влиятельного бизнесмена, депутата ЗакСа от «Единой России» и экс-члена Совфеда взяли под арест вслед за спикером. Его обвиняют в незаконном пересечении границы с Финляндией по дипломатическому паспорту (когда он уже не был сенатором) и мошенничестве в особо крупном размере.

Отсутствие консолидации среди единороссов (именно это и послужило одной из причин победы Ширшиной на выборах) местные политологи связывают с назначением Александра Худилайнена на должность губернатора в 2012 году (до этого он был спикером парламента Ленобласти). «Варяг» пришел в Карелию с командой питерских единороссов и не хотел мириться с влиянием местных групп на главу Петрозаводска (Алиханов поддерживал экс-мэра Левина, проигравшего Ширшиной).

 Команда под судом

Еще одна причина недовольства депутатов — кадровая политика мэра. «Губернатор интересовался, — вспоминает Ширшина, — когда я возьму на работу людей, которых он мне рекомендовал. Но это идиотизм! Ни один адекватный руководитель не будет работать с теми, кого не знает и кому не доверяет. У меня нет достаточного опыта для решения всех вопросов. Мне нужны профессионалы, которые меня подстрахуют».

Пару недель назад Ширшина выступила в суде в качестве свидетеля защиты по уголовному делу своего заместителя Евгении Сухоруковой, обвиняемой в превышении должностных полномочий. Заммэру предъявили обвинение в конце 2013 года, сразу после ее назначения. Как считают следователи, прежде, в бытность ее заместителем главы Прионежского района, Сухорукова незаконно отдала ценные земли сельхозназначения под дачное строительство.

«В 2012 году управление Росреестра по Карелии признало, что эти земли не представляют ценности, — говорит Ширшина. — Сухорукова подписала решение, основываясь на официальном документе (постановлении комиссии). Если ее признают виновной, то следующей буду я. Можно будет взять любое мое постановление, которое подписано на основе решения комиссии, и возбудить уголовное дело, потому что выяснится, что спустя время Росреестр изменил свою позицию по этому вопросу».

Спонсор по скайпу

На официальном сайте администрации отсутствует информация по поводу предпринимательской деятельности Ширшиной. Но мэр не скрывает: до своего избрания была директором и учредителем ряда торговых компаний. Имела дело с бизнес-проектами лидера и «кошелька» карельского «Яблока» Василия Попова.

Именно его интересы, по мнению депутатов, лоббирует Ширшина.

Попов, с которым мы разговариваем по скайпу, последние три месяца находится в Финляндии. Его возвращение домой чревато арестом по делу о мошенничестве (ходят слухи, что в скором времени он будет объявлен в международный розыск).

Бывший милиционер из отдела по борьбе с экономическими преступлениями владеет Олонецким молочным комбинатом и сетью супермаркетов «Ленторг». Участвует в выборах с 1993 года (успел побывать мэром Олонецкого района, депутатом Заксобрания и председателем Петросовета). В 2009 году Попов получил условный срок (в «Яблоке» расценили этот процесс как «политический заказ» экс-губернатора Карелии) за вымогательство и сосредоточился на избирательных кампаниях «яблочников».

Попов считает, что «Ленторг» — главный конкурент федеральных сетевых магазинов, а Олонецкий молочный комбинат мешает приходу на рынок питерских компаний. Причина атаки на бизнесмена может заключаться также в том, что предприятия, связанные с Поповым (формально он не является их учредителем), спонсируют местное отделение «Яблока». На избирательную кампанию Ширшиной, к примеру, был потрачен один миллион долларов.

По словам бизнесмена, у губернатора могут быть причины, чтобы его ненавидеть. «У меня есть способность выигрывать любые выборы в Карелии, — объясняет он (во время последних выборов от «Яблока» избрались 57 муниципальных депутатов — самое большое число по стране. — Д.Х.). — Наши предприятия социально направлены, мы оказываем спонсорскую помощь советам ветеранов, пенсионеров. У нас неплохая рекламная служба, которая обычно занимается бизнесом, а в период выборов — политтехнологиями. У нас есть свое издательство «Губерния» (там работала Ширшина до того, как стала мэром. — Д.Х.), газета и сайт, который ежедневно посещают 25 тысяч уникальных пользователей».

Другая причина связана с выборами мэра Петрозаводска полуторагодичной давности. «Худилайнену обидно, что кандидат от губернатора и «Единой России» проиграл запасному «яблочнику». Причем с большим отрывом. Думаю, в администрации президента по этому поводу до сих пор иронизируют, а коллеги-губернаторы смеются», — говорит он.

В ожидании асфальтоукладчика

Главная артерия Петрозаводска — проспект Ленина — соединяет железнодорожный вокзал и Онежское озеро. Если идти по главной улице города, где стеклянные торговые центры разбавляют собой деревянные дома, то упрешься в набережную. Здесь стоят старые боевые пушки и работает вай-фай, попрошайничают чайки и делают селфи иностранцы. А еще здесь есть байкеры.

Тема, на которую последние готовы рассуждать часами и не без мата, — петрозаводские дороги. Они предлагают мне «войти в их шкуру»: сажают на кислотно-желтый мотоцикл и убеждают в том, что знают петрозаводские ямы, как родинки на своем теле. Если проспект Ленина выглядит более или менее опрятно, то уже в переулках — огромные ямы и «смет» на тротуарах. Прямо в десяти метрах от мэрии.

Байкеры рассказывают, что ждут визита президента с нетерпением. Зовут его «асфальтоукладчиком». «В прошлом году дорогу, по которой должен был из аэропорта проехать президент, починили за две недели: лепешки налепили тоненьким слоем, стальные заборы на въезде в город покрасили, люки заваривали, переезды в асфальт закатали. Я тогда смотрел на все это и думал: ну вот, осталось только мужиков в белых рубахах выставить с хлебом и солью — и будут потемкинские деревни», — вспоминает байкер.

Позже, в разговоре со мной мэр Петрозаводска признается, что к прошлогоднему, «незаконному» ремонту дорог она не имеет никакого отношения: «Прикрываясь приездом президента, мне предложили провести ремонтные работы без аукциона, но я отказалась».

Мост

Ширшина утверждает, что ее неудачи связаны с отсутствием взаимодействия с республикой по хозяйственным вопросам.

Депутаты и горожане сходятся в основных претензиях к мэру — в городе грязно, на дорогах ямы, разметки нет.

В декабре 2014 года ГУП РК «Мост» выиграла тендер на обслуживание дорожно-мостового хозяйства, понизив первоначальную его стоимость на 150 млн рублей (итоговая цена контракта на 2,5 года составила около 459 млн руб.). Тогда же правительство назначило директором предприятия депутата Петросовета от «Единой России» Игоря Шарапова.

«В бюджете есть деньги, но я не могу потратить их на другие цели», — говорит градоначальница. И вводит в курс дела: «Мост» предоставляет администрации города данные о выполненных работах, но когда ее специалисты выезжают на дороги, то понимают, что они выполнены только наполовину. «Мы предлагаем им заплатить за 50% работы и переделать акты. Они этого не делают. Вероятно, до моего прихода было принято выплачивать подрядчику все деньги по муниципальному контракту, независимо от степени его выполнения», — заключает Ширшина.

Мэрия намерена через суд добиться расторжения контракта с «Мостом» из-за плохой уборки и содержания дорог. Если это случится, то республиканская компания попадет в реестр недобросовестных подрядчиков. «На заседании Петросовета Шарапов обвинил меня в плохом качестве уборки дорог. Но это притом что ответственность за выполнение контракта несет он — уже как директор компании», — недоумевает градоначальница.

Шарапов, с которым удалось связаться по телефону, претензии мэра связывает с аппетитами «яблочника» Попова: «Я встречался с ним. У него было желание забрать этот бизнес (Олонецкий молочный завод заявлялся на конкурс, но проиграл его из-за демпинга со стороны «Моста». — Д.Х.). Мэрия просит нас переделать документы, но я не могу этого сделать. Это принципиальная позиция. Ели мы перепишем акты, то признаем, что пошли на подлог, изначально предъявив им те работы, которые не выполняли».

По мнению депутата карельского Заксобрания от «Яблока» Эмилии Слабуновой, сегодня противникам Ширшиной прямо-таки выгодно держать город в таком ужасном состоянии: «Разбитые и грязные дороги вызывают раздражение у горожан. Они не хотят разбираться в том, кто отвечает за выполнение контракта, и обвиняют во всем мэра. Также я не исключаю, что «Мост» хотят подвести под банкротство и выставить его на приватизацию. Это прибыльная фирма, обслуживающая целый регион».

Слабунова уверена, если Ширшина заплатит «Мосту», то ее подведут под уголовное дело за нецелевое использование бюджетных средств. «Петрозаводск знаменит своими посадками, — устало произносит депутат. — Сажают, как картошку в землю, без разбора: единороссов и «яблочников» — тех, кто сотрудничал с Ширшиной и критиковал губернатора».

P.S. В разговоре с Василием Поповым промелькнула мысль: администрации президента все равно, как именно региональная власть решает свои проблемы — через переговоры с местными элитами или силовое давление. Встретиться с губернатором Карелии Александром Худилайненом мне в Петрозаводске не удалось: он как раз уехал в Москву. Отказываться от разговора Худилайнен не стал и пригласил меня на Старую площадь, но был перехвачен каким-то випом. В итоге пришлось общаться по телефону:

— К сожалению, прозвенел очень жесткий и тревожный «звонок» для Галины Игоревны. И в первую очередь не от меня, а от депутатского корпуса и от жителей Петрозаводска. Претензии к городской администрации связаны с обилием жилищно-коммунальных проблем, которые в городе не решаются, с той кадровой политикой, которую проводит Ширшина. Галина Игоревна — способный руководитель, неравнодушный человек, но короля формирует свита. В ее окружении дефицит профессионалов.

Первые месяцы я приглашал Ширшину к себе, понимая, что у нее нет опыта управления городом. Мы общались раз в неделю, но потом я обратил внимание на отсутствие интереса с ее стороны к нашим встречам. Что ж, это ее право.

В Карелии идет сложный процесс наведения порядка во всех сферах. В этом году было возбуждено 27 коррупционных дел, в том числе против чиновников, в прошлом — 6 (против мэра Сортавалы месяц назад было возбуждено уголовное дело за аферу с бюджетом). Вот только почему-то люди с определенной политической окраской поднимают «истерику». Замминистра труда и занятости Карелии привлечен к ответственности за взятку. На пикеты и митинги по этому поводу никто не вышел.