Следственный комитет России (СКР) завершил расследование скандального уголовного дела о подбросе наркотиков сотрудниками полиции журналисту Ивану Голунову. По версии следствия, корреспондент «Медузы» стал случайной жертвой стражей порядка, которые, задерживая его, хотели улучшить показатели своей работы. По данным источников “Ъ”, версия могла быть и иной, но предполагаемый организатор подброса — бывший начальник отделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УМВД по Западному административному округу (ЗАО) Москвы Игорь Ляховец отказался сотрудничать со следствием.
В среду следователи СКР начали предъявлять обвинения в окончательной редакции бывшим полицейским, арестованным по уголовному делу о подбросе наркотиков журналисту Ивану Голунову. Экс-начальнику отделения по борьбе с незаконным оборотом героина, синтетических наркотиков и сильнодействующих веществ отдела по контролю за оборотом наркотиков УМВД по ЗАО Игорю Ляховцу, а также его подчиненным Роману Феофанову, Акбару Сергалиеву, Максиму Уметбаеву и Денису Коновалову инкриминируется превышение должностных полномочий (ст. 286 УК, фальсификация результатов оперативно-разыскной деятельности (ст. 303 УК) и незаконный оборот наркотиков (ст. 228 УК).
По версии следствия, получив приказ от майора Ляховца, полицейские устроили слежку за журналистом, а 6 июня 2019 года задержали его, найдя, согласно протоколу, у него мефедрон. Затем был проведен обыск в квартире господина Голунова, где, по тогдашней версии полиции, также оказались запрещенные препараты.
Задержание господина Голунова вызвало большой общественный резонанс и акции протеста. В результате уголовное дело из УМВД по ЗАО передали в ГСУ ГУ МВД по Москве, которое установило, что журналист не употреблял наркотики, на нем не оказалось их следов, не было его отпечатков и на упаковке с зельем. Его уголовное преследование было прекращено, а все собранные по делу документы переданы в Следственный комитет РФ. Более того, за нарушения, допущенные в этом деле, глава МВД Владимир Колокольцев инициировал перед президентом увольнения начальника управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД РФ по Москве Юрия Девяткина и начальника УМВД по ЗАО Андрея Пучкова. Помимо этих генерал-майоров полиции был уволен целый ряд их подчиненных, в том числе непосредственные участники уголовного преследования господина Голунова.
Разобраться в обстоятельствах этого расследования СКР и сотрудникам управления собственной безопасности ГУ МВД по Москве помог оперативник Коновалов. Заключив досудебное соглашение о сотрудничестве с Генпрокуратурой, он полностью признал свою вину, в деталях рассказав, как разрабатывали и пытались посадить Ивана Голунова. В ходе следственных экспериментов с выездом на место господин Коновалов наглядно продемонстрировал, как он подкладывал наркотики журналисту и в его квартиру. Удалось выяснить и происхождение запрещенных препаратов — примерно за год до задержания господина Голунова полицейские их изъяли в рамках одной из операций. Часть наркотиков прошла по тому уголовному делу, а часть полицейские оставили себе, как выразился один из них, «для дальнейшей работы». Предполагалось, что показатели своей работы полицейские с помощью подбросов могли улучшить и за счет других жертв, но их установить так и не удалось.
Возможно, стражи порядка руководствовались и другими мотивами, но их определить не удалось, так как фактически на майоре Ляховце цепочка оборвалась.
В свою очередь, господин Ляховец не только не признал свою вину, но до сих пор добивается от Генпрокуратуры возобновления уголовного преследования Ивана Голунова, считая, что у полицейских имелись весомые основания подозревать его в распространении наркотиков.
Предполагается, что в течение двух-трех месяцев обвиняемые и потерпевшая сторона будут знакомиться с материалами уголовного дела, которые затем будут направлены в Генпрокуратуру на утверждение обвинения. При этом из общего дела полицейских в отдельное производство было выделено дело господина Коновалова, которое в связи с «досудебкой» суд рассмотрит в особом порядке, гарантируя ему смягчение наказания.
Отметим, что помимо внушительных сроков стражам порядка предстоит компенсировать моральный вред, нанесенный журналисту. Иван Голунов оценил его в 5 млн руб., пообещав передать все взысканные средства на благотворительность.
Адвокат журналиста Сергей Бадамшин отказался комментировать итоги расследования, сославшись на то, что еще не получил документы из СКР.