Практически все предприятия оборонной промышленности нашей страны управляются государственной корпорацией «Ростех», которая тем временем все пухнет и расширяется. На днях стало известно, что корпорация получит пакеты акций еще девяти крупных авиаремонтных предприятий. Раскажем поучительную историю «Светланы» из «Росэлектроники».
К сожалению, такое «ожирение» «Ростеха» не приводит к эффективному использованию хоть и изрядно потрепавшихся за последние десятилетия, но все еще огромных производительных сил и кадровых ресурсов, оставшихся в наследство от Советского Союза и составляющих костяк оборонной промышленности.
Мы уже не раз писали о том, что происходит в вертолетной отрасли и судостроении. Пришла пора обратить внимание на другое подразделение госкорпорации «Ростех», о котором говорят очень мало. Холдинговая компания «Российская электроника» была образована на базе одноименного госхолдинга, созданного указом президента России в 1997 году. В соответствии с постановлением правительства России в 2009 году акции «Росэлектроники» были переданы в «Ростех». В настоящее время «Росэлектроника» в качестве холдинговой и управляющей компании консолидирует 108 предприятий электронной отрасли, специализирующихся на разработке и производстве изделий электронной техники, электронных материалов и оборудования для их изготовления, СВЧ-техники и полупроводниковых приборов, подсистем, комплексов и технических средств связи, а также автоматизированных и информационных систем.
Большие планы «Росэлектроники»
О деятельности «Росэлектроники» говорится мало. Возможно, оттого, что шлейфа громких скандалов и коррупционных разоблачений за ней не тянется. Правда, знающие люди удивлены тем, что после отставки в 2016 году генерального директора холдинга Андрея Зверева и назначения на его место Игоря Козлова последний буквально через несколько месяцев покинул свой пост – сейчас врио гендиректора холдинга является Григорий Элькин. В принципе назначение Элькина не лишено оснований, поскольку в феврале 2017 года было сообщено о передаче в состав «Росэлектроники» Объединенной приборостроительной корпорации, также входящей в состав «Ростеха», а Элькин как раз был в АО ОПК генконструктором. Создаваемая структура станет самым крупным игроком на гражданском рынке в части интеллектуализации производственной, транспортно-логистической и информационно-технологической инфраструктуры.
Однако непонятно, будут ли реализованы все заявленные планы. Напомним, что еще в 2016 году Игорь Козлов сообщил, что на базе «Росэлектроники» будет объединено 21 предприятие холдинга. По словам Козлова, в процессе реструктуризации холдинг рассчитывает сократить административные издержки примерно на 20–25%. Ожидается, что будет высвобождено около 297 тыс. квадратных метров производственных и административных площадей.
И все бы ничего, вот только многие предприятия, входящие в холдинг, раздирают противоречия между акционерами, в решении которых «Росэлектроника» занимает весьма и весьма пассивную позицию.
Все на продажу
Во времена СССР многие выпускники технических вузов мечтали работать на ленинградском предприятии «Светлана», которое в те времена называли флагманом советской электроники. Завод всегда был ориентирован на выпуск продукции для военно-промышленного комплекса, что и определило его судьбу в 1990-х – производство сократилось, штат был значительно сокращен, само предприятие распалось на множество дочерних организаций.
И все-таки предприятие сохранилось. Мало того, в 2014 году на нем впервые в России была разработана промышленная технология производства монокристаллов и подложек для создания сверхвысокочастотной электронной компонентной базы. Однако к 2016 году сложилось так, что входящая в состав акционеров «Светланы» компания «Евроинвест» добилась утверждения «плана модернизации производства», в результате чего к 2020 году ее территория на проспекте Энгельса должна сократиться как минимум вдвое. Кроме того, в конце декабря собранием акционеров было принято решение о продаже территории площадью более 20 гектаров. При этом «Росэлектроника» при голосовании по непонятным причинам воздержалась, хотя ей принадлежат 45,12% акций «Светланы». По оценке ЗАО «Сильвер Бридж Консалт», стоимость территории и имущества, предполагаемых к продаже, составляет 1,8 млрд рублей. Это смешная цена, говорят эксперты. Так, по оценке генерального директора Knight Frank Spb Николая Пашкова, в случае согласования возможности застройки высвобождаемой территории жилыми площадями стоимость участка вырастет до 12–13 млрд рублей.
Тем временем за три года в «Светлану» планировалось вложить сначала 2 млрд рублей, затем 1,8 млрд, а по последней информации – 1,5 млрд рублей. От сдачи недвижимости в аренду «Светлана» получает около 800 млн рублей в год, то есть в результате сдачи территории и помещений в аренду предприятие за указанный период могло бы получить более 2 млрд рублей.
Кстати, в 2013 году акционеры «Светланы» (компания «Евроинвест») уже продали 7,8 гектара вдоль проспекта Энгельса компаниям, связанным с «Евроинвестом», Максимом Жуковым и Феликсом Длином. Сумма сделки до настоящего времени не озвучена. При этом продажа, похоже, была осуществлена с отсрочкой платежа, который осуществлялся за счет получения новыми хозяевами дохода от сдачи помещений в аренду. То есть формально поменялся собственник зданий и территории, а сама «Светлана», судя по всему, прибыли от этого никакой не получила, зато потеряла самые выгодные с точки зрения аренды здания? Сдача в аренду указанных площадей приносила «Светлане» около 100 млн рублей в год.
В соответствии с договором о продаже за «Светланой» до 2021 года оставались помещения проходной, начальника караула, бюро пропусков и подразделений безопасности. Однако теперь в связи с перепродажей здания может предполагаться закрытие проходной и помещений, в которых размещены указанные подразделения. Помимо этого в результате такой вот странной политики уже прекратили свое существование бассейн, библиотека, пионерские лагеря и медицинский центр. Потеря социальной инфраструктуры и центральной проходной, надо полагать, не лучшим образом сказывается на моральном климате среди сотрудников предприятия.
В связи с этим можно предположить, что не зря в течение последних лет акционеры «пропихивали» в состав руководства предприятия своих ставленников, которые скорее всего вовсе не являются специалистами в научной и производственной областях. При этом вводились новые должности, в которых нет необходимости, в результате чего на дополнительную зарплату тратятся десятки миллионов рублей.
Уникальный завод на грани исчезновения
Вот и дочерние предприятия «Светланы» приходят в упадок. Например, «Светлана-Электроприбор» по многим позициям является единственным производителем в России комплектующих СВЧ-техники. При этом по непонятным причинам оказалось высвобождено и, по-видимому, выставлено на продажу недавно отремонтированное здание, в котором размещалось механообрабатывающее производство. Если довериться news.work-way.com, то можно узнать, что только с начала нынешнего года уже сокращено 60 квалифицированных работников. Похоже, что предприятие вынуждено прекратить выпуск части комплектующих изделий, а около 300 изделий передают другому дочернему предприятию – АО «С.Е.Д.-СПб», при этом оставшиеся планируется пустить на аутсорсинг, что с большой вероятностью приведет к увеличению себестоимости конечной продукции, снижению ее качества.
Заявляется, что вырученные средства пойдут на модернизацию производства и строительство новой инфраструктуры – сетей азотной, кислородной станций и котельной. Однако в настоящее время указанные объекты уже имеются и успешно функционируют. Другое дочернее предприятие – «Светлана-Рентген». Оно является единственным в России производителем рентгеновских трубок. Похоже, что в связи с отсутствием заказов оно сократило выпуск продукции на 35%, а с апреля переходит на трех-четырех-дневную рабочую неделю.
Предприятие «Светлана-Полупроводники» специализируется на выпуске полупроводниковых приборов и интегральных микросхем практически для всех видов радиоэлектронной техники. В настоящее время ставленниками акционеров могут предприниматься попытки «сплавить» производство на другие заводы. В этом им могут способствовать, непонятно по каким мотивам, представители военной приемки Министерства обороны, хотя им категорически запрещено вмешиваться в производственную и хозяйственную деятельность обслуживаемых предприятий. В результате у многих работников «Светланы» сложилось впечатление, что руководство представителя заказчика в лице МО РФ делает это преднамеренно, выполняя чей-то сторонний заказ. Как раз подобная политика и может приводить к нарушению сроков поставки продукции на предприятия оборонно-промышленного комплекса РФ и срыву гособоронзаказа.
При их содействии могут вестись переговоры о переносе производства ряда операций с находящимся в Калининградской области ОАО «GS Нанотех». Хотя технологи, изучавшие процесс производства на этом предприятии, констатировали, что ни технология, ни оборудование, используемые в «GS Нанотехе», скорее всего никак не стыкуются с технологиями, применяемыми на предприятии «Светлана-Полупроводники».
Похоже, что при этом предпринимаются попытки ликвидировать производство. Кроме этого «Светлана-Полупроводники» является разработчиком и единственным производителем целого ряда серий микросхем, которые по стойкости воздействия спецфакторов соответствуют требованиям, предъявляемым к комплектующим стратегических изделий, закупка зарубежных аналогов которых исключена из-за введенных против РФ санкций.
Еще одно предприятие – «С.Е.Д.-СПб» – является единственным в России производителем генераторных и модуляторных ламп для радиолокационных станций и радиопередающих устройств. Однако только в 2016 году в «С.Е.Д.-СПб», по всей видимости, было сокращено около 100 работников, что составляло порядка 20% от штатной численности. А к 2019–2020 годам указанное предприятие может выйти из состава ПАО «Светлана» и скорее всего прекратит свое существование.
Потому нынешняя ситуация, сложившаяся на «Светлане» с реализацией ее основного капитала – земельных ресурсов, показывает, что главной целью, вероятно, является не желание сохранить производство и преумножить его, а привести предприятие к банкротству и получить быструю прибыль от продажи земель и недвижимости. До покупки в 2012 году «Евроинвестом» акций «Светланы» объем производства рос высокими темпами, предприятие находилось на третьем месте среди предприятий радиоэлектронной промышленности по ассигнованию государственных средств на выполнение НИОКР в рамках гособоронзаказа. Сейчас же, возможно, «Светлана» вообще не участвует в федеральных программах оборонного комплекса в части капитальных вложений. Государство, вкладывая деньги, приобретает долю в предприятиях, однако акционеры скорее всего категорически против этого, поскольку продажу территории в этом случае пришлось бы дополнительно согласовывать. Является ли описанное «сотрудничество» государства и частных акционеров на предприятиях оборонной промышленности типичным явлением или это исключение? Думаю, тема требует более глубокого изучения.
КОНКРЕТНО
Сдача в аренду недвижимости, расположенной на продаваемой ныне территории, приносит «Светлане» свыше 800 млн рублей в год, а с учетом проданной в 2013 году доли приносило свыше 900 млн рублей в год, что составляет 2/3 годовой выручки предприятия. После продажи территории с большой долей вероятности «Светлана» и дочерние предприятия придут к банкротству.