Так можно было? Да!
Иногда так и хочется задать несколько волнующих вопросов: вы верите в наше правосудие? Вам не кажется, что оно работает несколько избирательно? Не удивляет, что некоторые известные на всю страну фигуранты быстро выходят на свободу, а потом их почему-то заново начинают искать? А ведь это не просто вопросы, за ними стоят сообщения, которые в том числе приходят из официальных источников. И вот одно из них.
Недавно в столице нашей Родины суд решил, что Сергей Магин (он еще известен как «Сережа два процента») должен быть в тюрьме, и арестовал его. Заочно, фигуранта на заседании не было. Он, если верить СМИ, проживает в Израиле. Тут можно было бы порадоваться за человека, вернувшегося на Землю Обетованную, это нормально, бывает. Вот только остается несколько ремарок.
Удивляет, как иногда случается: у нас могут посадить на долгие годы за минимальное нарушение закона. К примеру, обычная кража, ущерб несколько миллионов. Срок может быть до десяти лет. В случае с Магином – иная история. Его однажды обвинили в создании преступного сообщества. А суммы, которые фигурируют в сообщениях, очень внушительные: обналичка на 122 миллиарда, да еще и были данные о выведенных за границу 170 миллиардах. Бюджет обвиняемых, видимо, имеется в виду их личная прибыль, тоже близка к миллиарду. Итог – 8,5 лет тюрьмы.
Но Сергей Магин еще в 2019-м году вышел на свободу из колонии в рязанском поселке Стенькино, заплатив штраф в 200 тысяч рублей. А теперь выясняется: к нему остались вопросы, нужно арестовать, объявить в розыск. Наверное, раньше такая светлая мысль служителям закона в голову не приходила. Кстати, Магин - не единственный, кому после суда и приговора, уж простите за выражение, «улыбнулась судьба». Он в хорошей компании.
Король все смог
Сергей Магин, судя по данным СМИ, был «королем обнала». Что значит «обнал»? Ну, к примеру, какой-то компании нужны наличные, и она не хочет сообщать об этом государству. Масштаб может быть разным. Возможно, несколько сотен тысяч потребовалось какой-нибудь строительной фирме, допустим, чтобы заплатить наликом мигрантам. А, быть может, нал понадобился крупной компании... Все бывает, бизнес есть бизнес, в том числе и теневой. За обналичивание нужно платить комиссию. Это происходит за рамками закона, но таковы реалии. Даже наш ЦБ рассказывал, сколько стоит «обнал».
Два процента комиссии за обналичивание, а мы ориентируемся на те данные, что появились в публичной плоскости – очень мало. Но за счет больших объемов, судя по тому, что известно - бизнес оказывается прибыльным. Кстати, вам ничего не напоминает словосочетание «два процента»? То «Сережа два процента», то «Миша два процента» (имеется в виду прозвище, которое когда-то прилипло к Михаилу Касьянову в его бытность премьером). Кажется, есть в этом что-то судьбоносное. Но приблизимся к нашим дням.
Сначала турецкие, а теперь казахские, узбекские и вьетнамские банки отказываются принимать карты «Мир». А это ведь вроде как дружественные государства.
Вот факты, которые известны из многочисленных публикаций. Сергея Магина, ради его исправления, ну, то есть, чтобы он стал приличным человеком в нашем обществе, решили сделать сборщиком бумажных изделий. И, видимо, он свою работу делал хорошо. Пишут, Магин в колонии был вежливым, взысканий не имел, участвовал в общественной деятельности и посещал культурные мероприятия. Почему бы такого не отпустить? И отпустили. Но почему, вдруг, сейчас решили, что есть вопросы к его деятельности? Передумали? Неизвестно.
Здравствуй, товарищ по счастью
А вот история иного известного российского фигуранта - Дениса Сугробова, бывшего генерала МВД. Именно он когда-то провел блистательную операцию, в результате которой Магин из-за обнальной деятельности оказался за решеткой. Правда, сам Сугробов тоже не избежал подобной участи. Его осудили за создание преступной группы, дали 22 года строгого режима. Потом смягчили, а затем и вовсе условно-досрочно освободили от наказания.
Сугробов некогда отбывал наказание в той же Рязанский области, где побывал и Магин. Там колония для бывших сотрудников силовых структур. Сидел Сугробов до лета нынешнего года, а арестовали его в 2014 году. Если кто помнит, судьба его подчиненного, Бориса Колесникова, сложилась несколько иначе, он покончил с собой.
Миллиардерам везет...
За бурными событиями последнего времени немного позабылись другие «герои-силовики». Помните громкую историю экс-сотрудника ФСБ Кирилла Черкалина, у которого нашли активы на 12 миллиардов рублей? В свое время он признал вину, пошел на сделку со следствием, подполковнику засчитали время, проведенное в СИЗО и в итоге дали всего 7 лет, хотя прокурор просил 11. Используем слово «всего», потому что по сравнению со сроками других высших офицеров это относительно мягкое наказание.
И вот неожиданно становится известно: Черкалина недавно, якобы, видели в Москве. А потом в телеграмм-каналах появилась очень интересная информация. Подполковник отбывает наказание не в колонии, а в исправительном центре при тюрьме, работает охранником на двух предприятиях (уж этой профессией он явно владеет). А нынешним летом получил отпуск и почти весь июль провел в столице. Вскоре, возможно, он и вовсе станет практически свободным человеком, в конце текущего года имеет право подать на УДО. И если повезет, то ждать подполковнику осталось недолго. Впрочем, посмотрим.
...но не всем
Итого, что мы имеем в сухом остатке. «Король обнала», которого выпустили на свободу, вероятно, проживает в Израиле. И хоть наши страны «дружат», но вряд ли его выдадут. Вспомним хотя бы яркий пример из истории: еврейское государство некогда дало гражданство экс-акционеру «ЮКОСа» Леониду Невзлину**, это решение было признано законным и экстрадиция не состоялось. Хотя наши правоохранительные органы очень хотели бы видеть Леонида Борисовича в России. Как и другого «Борисовича», но только по имени Михаил и с фамилией Ходорковский*. Но вернемся к другим известным фигурантам.
Кому точно не повезло, так это легендарному полковнику-миллиардеру МВД Дмитрию Захарченко. Ему дали 16 лет, и недавно Мосгорсуд оставил приговор в силе. Значит, пока сидеть и сидеть, если что-то, конечно, не поменяется. Во всех этих историях удивляют то жесткость, то неожиданная мягкость нашего правосудия. Кого-то легко отпускают, а потом, будто спохватившись, объявляют в розыск, хотя есть основания полагать, что успехом это не увенчается. Кто-то уже отбыл наказание, кто-то отбывает его в относительно комфортных условиях.
Наверное, в этом есть своя логика, но широкой публике она, к сожалению, неизвестна. И можно только предполагать, какие чувства испытывает все тот же Захарченко, узнав об очередном случае довольно благополучного для подсудимых завершения громких уголовных дел. Остается только надеяться, что когда-нибудь публика узнает детали. Главное, что бы не случилось как в строках Николая Некрасова: «Жаль только жить в эту пору прекрасную...».