Апофеозом плохих новостей от компании ОБИ в самом конце прошлого года стал грандиозный пожар в Химках. Сразу же пошли пересуды: кому достанется страховка за сгоревшие товары? Ведь после ухода материнской компании из России сеть числилась за номинальными владельцами. Теперь интрига закручивается еще сильнее: оказывается, после пожара ОБИ еще раз сменила собственника.
Пожалуй, вопрос о страховке в этой истории может оказаться ключевым. Дело в том, что у ОБИ в последнее время наметились финансовые проблемы. По итогам 2021 года убытки составили 2,5 млрд рублей при выручке 55 миллиардов. Минувший год тоже вряд ли будет успешным, ведь магазины несколько недель просто были закрыты, да еще и пожар. Однако появились утечки, что страховая выплата может составить 20–30 млрд рублей. Если это так, то экономические расклады резко меняются, и, получив деньги, новый собственник сможет легко перезапустить бизнес.
Ходок от Канокова
Новости о смене собственников сети супермаркетов ОБИ появляются с марта, после того как немецкая OBI GmbH решила уйти из России. Поначалу могло показаться, что немцы задумали хитрый маневр, дабы уйти только на словах, а на деле контролировать предприятие и дальше. В пользу этой гипотезы говорит конфликт с российским менеджментом. Местное начальство хотело было под шумок отделиться от немцев и работать самостоятельно. Однако OBI GmbH не стала отпускать российские магазины в свободное плавание, даже несмотря на плачевные финансовые показатели. Вместо этого бизнес был оформлен на номиналов.
В начале апреля появилась информация, что сеть супермаркетов была передана в доверительное управление основателю консалтинговой компании «Аудит груп» Борису Любошицу. Тот заявил, что собирается сделать инвестиционный анализ и предложить бизнес инвестору. Впрочем, нет никаких данных о том, что Любошиц всерьез искал инвестора. Зато есть информация, что немцы сами вели переговоры с потенциальными покупателями, но делали это ни шатко ни валко.
Предположительно, история выглядела так. Еще весной на немцев вышел совладелец банка «ЦентроКредит» Андрей Тарасов и предложил обсудить сделку по продаже супермаркетов. Тарасов якобы представлял интересы сенатора Арсена Канокова, бывшего президента Кабардино-Балкарии. Об аффилированности Тарасова и Канокова известно еще с конца 90-х, когда лично Каноков был акционером «ЦентроКредита», а затем в капитал банка входила холдинговая компания «Синдика», опять же связанная с Каноковым.
По слухам, в апреле состоялась даже личная встреча, на которой с одной стороны присутствовали Андрей Тарасов и Арсен Каноков, а с другой – представитель OBI GmbH Йозеф Кессель. По итогам переговоров «Синдика» сделала немцам предложение, но те проявили несговорчивость. Вместо того чтобы по-быстрому передать актив людям Канокова на предложенных условиях, они начали какие-то маневры.
Прикрытие и рейдеры
В конце апреля появилась информация, что ООО «Группа инвестиционно-строительных компаний MAX» подало в ФАС ходатайство о покупке сети супермаркетов ОБИ. Серьезность намерений этого потенциального покупателя уже тогда вызывала сомнения, поскольку MAX занимается строительством бассейнов и в год зарабатывает всего несколько десятков миллионов рублей, в то время как перезапуск бизнеса ОБИ (магазины были закрыты несколько недель) требовал миллиардных вложений.
Потом выяснилось, что бенефициар MAX Илья Колобков как-то связан с Борисом Любошицем. Если точнее, то Колобков числится владельцем ООО «Московский институт экзистенциальных исследований», которое было учреждено Любошицем.
Так что трюк с продажей ОБИ третьей стороне изначально выглядел неуклюже, но в итоге все же был доведен до конца. Правда, прессе покупателем представился Йозеф Лиокумович. Он заявил, что получил 60% сети за 600 рублей. Имя владельца остальных 40% он так и не назвал. Но ларчик открывается просто. Достаточно посмотреть данные ООО «Группа инвестиционно-строительных компаний MAX». 40% капитала (6 тыс. рублей) принадлежит Илье Колобкову, а 60% – Йозефу Лиокумовичу. На этом основании можно предположить, что Колобков и Лиокумович приобрели за 1 тыс. рублей сеть супермаркетов с запасами товаров на десятки миллиардов рублей. Можно ли эту сделку назвать фиктивной, решайте сами. И уже не так важно, по каким каналам новые бенефициары договорились с немцами – то ли по линии Колобков – Любошиц, то ли через связи Лиокумовича в бизнес-среде Восточной Европы.
Получается, что все лето немцы могли вести бизнес в России под прикрытием Колобкова и Лиокумовича. Однако к октябрю наметился перелом. Тогда новым собственником сети супермаркетов вдруг стали два юрлица – ООО «Лесоперерабатывающий комбинат Бокситогорский» (владелец – Юрий Алымов) и Межрегиональная общественная организация «Центр по противодействию коррупции» (руководитель – Кирилл Ольхин). Лиокумович в прессе назвал это рейдерским захватом, но никаких процессуальных действий не последовало.
Конечный покупатель
И вот уже в конце декабря, после грандиозного пожара, в регистрационных базах произошли новые изменения относительно юрлиц ОБИ. Теперь 90% сети строительных супермаркетов принадлежит ООО «Модуль-2», которое исторически было связано с физическими и юридическими лицами, аффилированными с «Синдикой» (АО «ТД «Усачевский», ООО «ТК «Южный», Киселевский рынок).
Оставшаяся доля в юрлицах ОБИ записана на предпринимателя Валида Корчагина. От него ниточки тоже тянутся к «Синдике». Дело в том, что Корчагин является совладельцем ООО «Арена». Здесь его бизнес-партнерами выступают известный в профессиональных кругах ресторатор Антон Пинский, а также певец Тимур Юнусов (Тимати). Именно ООО «Арена» с большим дисконтом приобрело кофейни у американской сети Starbucks, которая ушла из России. И «Синдика» не скрывает своей связи с этим юрлицом – президент «Синдики» Олег Эскиндаров давал интервью о перспективах развития кофеен. Так что, судя по всему, связанная с сенатором Арсеном Каноковым компания «Синдика» в итоге добилась своего и получила-таки контроль над сетью строительных гипермаркетов ОБИ.
А теперь вернемся к самой темной странице этой истории – пожару. Во время ЧП владельцами сети ОБИ были ООО «Лесоперерабатывающий комбинат Бокситогорский» и Межрегиональная общественная организация «Центр по противодействию коррупции». То есть наиболее мутные юрлица из всех фигурантов данной истории. Сейчас не представляется возможным определить, к кому они были ближе – к первоначальным продавцам или конечным покупателям. Возможно, речь идет о фирмах-однодневках с зиц-председателями во главе. И если по результатам расследования пожара у правоохранителей возникнут какие-то вопросы, то адресовать их придется этим самым зиц-председателям. Если же выплата страховки пройдет гладко, то получателем ее с высокой долей вероятности станут юрлица, которые теперь контролируются людьми, связанными с «Синдикой».
Страховщиком в этом эпизоде выступает крупнейшая российская страховая компания «Ингосстрах». Несмотря на название, она уже давно не является государственной. Впрочем, сейчас ничего наверняка утверждать нельзя. Известно, что одним из ключевых бенефициаров «Ингосстраха» был Олег Дерипаска, но затем страховщик открестился от олигарха под угрозой западных санкций. Кому достался его внушительный пакет акций, неизвестно. Сейчас имена бенефициаров «Ингосстраха» не раскрыты.
Справка
Арсен Каноков стал акционером «Синдики» и банка «ЦентроКредит» в середине 90-х. Затем он пошел во власть: был депутатом Госдумы, президентом Кабардино-Балкарии, а сейчас заседает в сенате. По итогам 2021 года Каноков занял 160-е место в рейтинге богатейших бизнесменов России с состоянием в 750 млн долларов. Группе «Синдика» принадлежит десяток отелей, в том числе три в Сочи, и торговые комплексы в разных регионах. Компания также владеет более чем 30 рынками. При этом Канокову не впервой получать страховки за сгоревший актив. В 2017 году в Москве сгорел строительный рынок «Синдика». В результате «ВТБ Страхование» выплатило за него 766 млн рублей.