Многомиллиардные сделки «Управления буровых работ-1» (УБР-1) из Нижневартовска стали объектом изучения ФНС и Росфинмониторинга. Фискалы уже заявили о, вероятно, целенаправленном создании группы связанных юридических лиц с целью ухода от налогообложения, а представители финансовой разведки – о подозрениях на легализацию и отмывание средств в особо крупном размере. Причем ущерб госбюджету, по всей видимости, составит миллиарды рублей – только двум партнерам УБР-1 ФНС выставила претензии более чем на 1,4 млрд. Сейчас кредиторы Нижневартовской буровой компании рассматривают возможность оспаривания очередной крупной сделки управления, а в разбирательствах всплывают активы, связанные с мажоритарным акционером Банка «Югра» Алексеем Хотиным, транзит средств из Швейцарии, через Кипр в Коми, а также интересы Сбербанка и «Транснефти». Впрочем, пока с последствиями вероятных махинаций особо остро столкнулись работники нефтяной промышленности в самой Югре.
Кредиторы ООО «Управление буровых работ-1» (Нижневартовск, ХМАО) обязали конкурсного управляющего в течение 3 месяцев дать ответ о целесообразности признания недействительной сделки почти на 8 млрд рублей. По данным ЕФРСБ, речь идет об уступке ООО «Казаркинский» прав требований к длинному списку юрлиц, по итогам которой нижневартовское предприятие получило векселя АО «Газ и Нефть Транс», ООО «Восток», ООО «СургутТранс», ООО «Мултановское», ООО «Бурснаб», ООО «ПНП-Нефтесервис» и других.
Отметим, что значительная часть из вышеперечисленных компаний уже признаны банкротами, а вторая сторона сделки, ООО «Казаркинский», как указывают эксперты, сама является участницей многомиллиардных разбирательств.
Об обществе «Казаркинский» известно не много. Сайт организации указывает, что это частная вертикально-интегрированная нефтяная компания. Согласно ЕГРЮЛ, учредителями структуры числились «Ауксотас ЛТД» (Кипр) и Денис Мазницкий. Причем, доли обоих участников, по информации системы, находятся в залоге у Банка «Югра», мажоритарный акционер которого бизнесмен Алексей Хотин является фигурантом уголовного дела о хищении миллиардов финструктуры.
С учетом этого факта сделка выглядит еще интереснее, поскольку ранее «Правда УрФО» подробно описывала возможные связи между УБР-1 и активами Хотина: милиарные авансы, выданные подрядчику «Каюм Нефтью» (Нягань, подконтрольно зарегистрированной на острове Мэн нефтяной компании Exillon Energy, акционером которой является Алексей Хотин), и крупные перечисления средств от Банка «Югра». Последний заявил о претензиях к нижневартовской компании более чем на 7 млрд.
Последующие разбирательства вскрыли череду сомнительных сделок, связанных, в том числе, с векселями, как и в случае с компанией «Казаркинский». Например, ООО «Южно-Владигорское» пыталось включить в реестр требований кредиторов УБР-1 задолженность в размере более миллиарда рублей, также ссылаясь на ценные бумаги.
Вот только с требованием категорически не согласились в госкорпорации «АСВ» («Агентство по страхованию вкладов»), ФНС и МРУ Росфинмониторинга по УрФО. В частности, представители последнего, давая отзыв на требование, указывали, что банками не единожды устанавливались признаки сомнительности операций компании из Нижневартовска. Кроме того, применялся отказ от исполнения распоряжений УБР-1 «в соответствии с правилами внутреннего контроля в связи с наличием подозрений о том, что целью заключения договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов».
Из данных ФНС, в свою очередь, следовало, что должника и ООО «Южно-Владигорское» также связывала «единая бухгалтерия». Соответствующие услуги для обоих обществ оказывало ООО УК «СДС Консалт».
В целом же в акте уполномоченного органа по итогам проверки УБР-1 говорилось о наличии признаков целенаправленного создания группы аффилированных юридических лиц с целью ухода от налогообложения.
Отметим, что ООО «Южно-Владигорское» еще недавно было прописано Сургуте, и согласно данным проверок, осуществляло деятельность, например, на территории Удачного месторождения Южно-Владигорского лицензионного участка в ХМАО. Сейчас, по данным системы «Контур.Фокус», ООО находится в стадии ликвидации. Отметим, что доли его опять же числятся заложенными в Банке «Югра».
Это и еще ряд факторов объединяет «Южно-Владигорское» с другим несостоявшимся на текущий момент кредитором компании из Нижневартовска – ООО «Хортица». Последнее пыталось предъявить «Управлению буровых работ-1» претензии на 1,5 млрд, однако суды отказали, а против включения требований выступали Росфинмониторинг и ФНС.
Отметим, что бухгалтерские услуги «Хортице», согласно материалам судов, оказывало все тоже ООО УК «СДС Консалт». «Установлено, что налоговые декларации «Хортица» и УБР-1 были представлены с одного IP адреса <…> за подписью одного и того же лица – некой Юрковой Т.Н., следовательно, кредитора и должника связывали не только финансово-экономические отношения, но и единая бухгалтерия», – указывается в определении арбитража ХМАО.
Ранее «Хортица» осваивала Мултановский лицензионный участок на территории Сургутского района ХМАО. Сейчас, согласно сводному государственному реестру участков недр и лицензий, он принадлежит ООО «Мултановский». В отношении «Хортицы» же введена первая стадия банкротства – процедура наблюдения. Только претензии ИФНС России №43 по Москве к структуре составляли более 771,8 млн рублей.
Добавим, что среди прочих структур во включении в реестр УБР-1, например, было отказано «Компании Полярное Сияние» (до 2015 года принадлежала «Роснефти» и американской ConocoPhillips) и «Дассолт венчаз лимитед». Последняя, как следует из документов арбитражей, получила заем от Radamant Financial AG (Швейцария), являвшейся одним из акционеров Банка «Югра», а потом перечислила средства УБР-1, которое в свою очередь представило сведения о направлении денег ООО «СК «ВекторПроджект» и ООО «НэмОйл».
Добавим, что проблемы нефтяных активов, связываемых с Хотиным, уже негативно сказались на уровне социального напряжения в ХМАО. Как отмечают наблюдатели, в ближайшее время, судя по всему, стоит ждать только эскалации конфликтов, в том числе в других регионах.
Так, вышеупомянутое ООО «Компания Полярное Сияние», владеющее лицензией в Ненецком автономном округе, сейчас судится с ФНС из-за претензий на более чем 775 млн рублей и уже просило суд принять обеспечительные меры. Организация указывала, что ей необходимо исполнять обязательства перед практически 200 работниками, гасить задолженность и проценты по кредитному договору со Сбербанком на сумму 8 млн долларов, и расплачиваться с контрагентами, среди которых ПАО «Транснефть», ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ООО «ЛУКОЙЛ-Энергосервис».