Прокуратура Челябинской области со ссылкой на Росфинмониторинг сообщила о выявлении на Южном Урале «теневой площадки» по «обналичиванию» денежных средств с использованием процедуры банкротства. По мнению надзора, в частности, активное участие в ней принимала организация «Нерудные Компании Урала» (НКУ), чьи сделки на десятки миллионов сейчас детально изучаются. Последняя была признана финансово несостоятельной, а в реестр к ней вошли крупные требования от физических лиц, получивших права от ОООшек. Фирмы, впрочем, ушли в ликвидацию, а долги зависли в «НКУ». На текущий момент прокурорам уже удалось заморозить часть средств на счете челябинских приставов, и теперь надзор оспаривает операции. Между тем, говоря о конфликте, специалисты отмечают рост спроса на серые схемы движения капитала, отсылая, в частности, к конфликтам в Свердловской области. На Среднем Урале надзору уже удалось признать ничтожными ряд сделок фирм из Екатеринбурга и взыскать миллионы в доход федерального бюджета. Впрочем, как отмечают эксперты, это, вероятно, только начало «отката в 90-е», который практически неизбежен на фоне структурных изменений в экономике.
Арбитражный суд рассмотрит требования прокуратуры Челябинской области о признании недействительным перечисления 27 млн рублей от ООО «Ресурс» ООО «Нерудные Компании Урала» («НКУ») в качестве оплаты долга по исполнительному производству. Сейчас средства находятся на депозитном счете Межрайонного специализированного отделения судебных приставов Челябинска.
К разбирательствам уже привлечены межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому округу, УФНС по Челябинской области, Министерство финансов РФ, а также подразделение УФССП России по региону.
Ранее арбитраж принял решение взыскать с «Ресурса» в пользу «НКУ» более 28 млн рублей. В деле шла речь о поставках нерудных компаний в пользу некоего ООО «Азия-Трейд», долги с которого перешли на «Ресурс». Однако в спор впоследствии вмешалась прокуратура, потребовав пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
«Обращаясь с заявлением о пересмотре <…>, прокуратура <…> в качестве существенных для дела обстоятельств приводит выявленную Росфинмониторингом схему по организации «теневой площадки» по «обналичиванию» денежных средств с использованием процедуры банкротства, активное участие в которой принимало ООО «Нерудные Компании Урала», – следует из документов.
Кроме того, Росфинмониторинг сообщил, что различными кредитными организациями установлены множественные признаки сомнительности операций «НКУ».
Поддержали эту позицию и фискалы, заявив, что «анализ налоговой отчетности «Нерудные Компании Урала» свидетельствует о том, что финансово-хозяйственная деятельность участников сделок имеет признаки заранее спланированных фиктивных сделок».
В итоге решение первой инстанции было отменено, а миллионы попали под обеспечительные меры в виде запрета отделу судебных приставов совершать любые действия с денежными средствами до вступления решения суда по спору. ООО «Ресурс» пыталось добиться отмены обеспечительных мер, но получило отказ.
Стоит отметить, ООО «Нерудные Компании Урала» сейчас находится в банкротстве, причем требования на десятки миллионов к нему предъявили физические лица. Так, арбитраж признал претензии к компании на 51,7 млн от Василюк Марии Викторовны из Копейска, которая ссылалась на получение требований по договору цессии от ООО «Ника» (Челябинск; прекратило деятельность (Ликвидация юридического лица)).
Также в реестр вошли требования от Василюка Сергея Викторовича на 62,9 млн, которые исходя из документов он получил от ООО «Каскад» (Челябинск; прекратило деятельность (Ликвидация юридического лица). Еще 79,8 млн «НКУ» предъявила Кукушкина Елена Анатольевна, сославшись на обязательства, возникшие изначально перед ООО «Сплав».
Уточним, недавно прокуратуре удалось вступить в это дело, привлекли к спору и Росфинмониторинг. К прочему, надзор сейчас активно участвует в суде между ООО «Нерудные компании Урала» и ООО «Аспект» (Челябинск) за 35,8 млн. Согласно «Контур.Фокус», участником «НКУ» был Владислав Окладов. Примечательно, что по данным системы, ИП Окладов Владислав Валерьевич интенсивно сотрудничал с чиновниками, выполняв, например, работы по благоустройству парка Победы в городе Чебаркуль.
Ранее издание также подробно сообщало о спорах прокуратуры Свердловской области с коммерсантами, в рамках которых надзор требовал признания ничтожными операций компаний и взыскания миллионов в доход федерального бюджета. В прицел прокуроров попало сразу несколько компаний из Екатеринбурга, которые заключали сделки на поставку дизайнерской мебели класса «люкс», иностранного оборудования, а также выполнение строительно-монтажных работ.
Говоря о подобных конфликтах, юристы между тем указывали, что ждут «отката в девяностые-нулевые» в части сомнительных схем движения капитала, отмечая, что способствовать этому будут структурные изменения в экономике, снижение качества ресурсов и доверие бизнеса к государству.