Немецкий связной

Источник
В сделке с «Роснефтью» на $17 млрд британского нефтегазового гиганта British Petroleum консультировала фирма с участием старого знакомого Путина — Маттиаса Варнига.
Немецкий предприниматель Артур Маттиас Варниг — ​один из немногих иностранцев, которые входят в руководство крупнейших российских госкомпаний и банков. Тут он абсолютный лидер: Варниг — ​в совете директоров «Роснефти» и «Транснефти», в наблюдательном совете ВТБ, в административном совете швейцарской Gazprom Schweiz, торгующей азиатским газом, и исполнительный директор еще одной газпромовской компании в Швейцарии — ​Nord Stream 2 AG, созданной для планирования и строительства газопровода «Северный поток‑2». Люди, знающие Варнига, рассказывают, что он хорошо знаком с президентом России, в прекрасных отношениях с председателем правления «Роснефти» Игорем Сечиным и другими высокопоставленными людьми.

Как выяснилось, Варнигу принадлежит доля в компании Lambert Energy Advisory. Ее в качестве консультанта нанял британский нефтегазовый гигант British Petroleum (BP), который в то время рассорился с партнерами в России и столкнулся с большими проблемами на российском рынке. BP платила Lambert Energy за консультации в рамках исторической сделки 2012 года, когда британцы продали «Роснефти» свою половину российской ТНК-BP, получив $16,65 млрд и 12,84% акций российской госкомпании.

Бывшие партнеры и оппоненты BP не верили в возможность такой сделки и даже публично называли сообщения о ней «блефом». В российском правительстве открыто заявляли, что сделку не поддерживают. «Компании срочно необходимо обзавестись друзьями в России», — ​писала тогда The Wall Street Journal.

Как британскому нефтегазовому гиганту удалось найти таких друзей?

«За верную службу»

«Маттиас Варниг был сотрудником Министерства государственной безопасности ГДР («Штази») — ​одним из тех, кто поддерживал контакты с оперативными работниками КГБ в Восточной Германии, а именно в Дрездене. В то время таких работников в Дрездене было всего 6 человек, и среди них Владимир Путин, Николай Токарев, который сейчас возглавляет «Транснефть», Евгений Школов — ​нынешний помощник президента», — ​рассказывает их бывший сослуживец, знакомый и с Варнигом.

Сам Варниг говорит, что познакомился с Путиным в 1991 году, когда открывал петербургское представительство БНП-Дрезднер банка, и личные отношения на публике не комментирует.

В официальной биографии Варнига на сайтах российских госкомпаний нет ни слова о том, что он работал на восточногерманскую разведку. Но еще в 2005 году «Новая газета» публиковала его учетную карточку в «Штази», согласно которой на работу в Министерство госбезопасности ГДР его приняли в 1975 году, а золотой медалью «За верную службу» наградили за месяц до падения Берлинской стены.

«После падения Берлинской стены и объединения Германии бывших сотрудников восточногерманской госбезопасности подвергли большому давлению, им сложно было найти работу, они и помыслить не могли оказаться на каких-нибудь публичных должностях, — ​говорит знакомый Варнига. — ​Но вскоре ситуация изменилась, до прагматичных немцев дошло, что с таким опытом работы, с такими связями и знанием о жизни Восточного блока эти люди могут быть востребованы в бизнесе».

Так в 1990 году Варниг начал работать в Dresdner Bank советником и руководителем отдела, а в следующем году он уже открывал петербургское представительство «БНП-Дрезднер».

«Путин — ​человек благодарный и испытывает привязанность к знакомым людям. Они с Варнигом пересеклись в Петербурге, где Путин тогда уже возглавлял комитет по внешним связям мэрии. Так начались рабочие и дружеские отношения», — ​вспоминает знакомый Варнига. Нужны были иностранные инвесторы, а Варниг, хоть и недавно начал работать в банке, имел экономическое образование и представлял систему изнутри. С другой стороны немецким банкирам нужны были люди, понимающие реальность по ту сторону границы. Так, по словам знакомых, Варниг стал связующим звеном. И более того, он и Dresdner Bank содействовали в реабилитационном лечении жены Владимира Путина после автомобильной катастрофы 1993 года. Таких поступков президент России не забывает, — ​уверяют хорошо знающие его люди.

Когда Путин стал президентом, роль Варнига как связующего звена значительно выросла.

«Все понимают, что он может зайти в кабинет к Владимиру Владимировичу, пользуется его большим доверием и консультируется с ним по важным вопросам. Значит, если он что-то говорит, к этому нужно прислушиваться, поскольку человек может выполнять деликатные поручения», — ​говорит знакомый с Варнигом бывший высокопоставленный российский чиновник.

В 2002 году Варниг возглавил «Дрезднер банк» в России, в 2003 году вошел в совет директоров петербургского банка «Россия», который объединял знакомых российского президента. А 2004 году — ​стал председателем управляющего комитета по России и СНГ инвестиционной «дочки» «Дрезднера» — ​Dresdner Kleinwort Wasserstein (DKW), которая начала консультировать «Газпром». Бизнес группы Dresdner Bank в России шел хорошо, особенно с госкомпаниями. В 2003 году DKW был среди лид-менеджеров по кредиту на $500 млн для «Роснефти», синдицированного кредита на $350 млн для «Транснефти» и 10-летних евробондов «Газпрома» на $1,75 млрд.

Такие связи и опыт работы в российских условиях сложно переоценить.

«Образцовый акционер»

Варниг стал совладельцем британской консультационной компании Lambert Energy Advisory Ltd. в 2008 году — это не только классический британский офис на 4-м этаже старого кирпичного здания на Хилл-стрит в центральном лондонском районе Мейфэр всего в 300 метрах от Гайд-парка, но и знаменитые учредители и управленцы. Основана фирма лордом Рокли, аристократом, который был советником правитель­ства ее величества в деле приватизации государственной «Бритиш Телеком» (сделка на 4 млрд фунтов с привлечением 2,3 млн частных акционеров завершена в 1984 году).

Лорд Рокли в середине 90-х был председателем английского Инвестбанка Kleinwort Benson, там же работал его деловой партнер — ​сооснователь Lambert Energy Филип Стивин Оуэн Ламберт. Лорд умер в конце 2011 года. Основным владельцем консультационной компании Lambert Energy сейчас является Филип Ламберт и его семья.

Излишняя публичность и даже сайт Lambert Energy не нужны. Их консультации строго конфиденциальны, а известность гарантирует состав акционеров — ​среди них фирма бывшего главы Минэнергетики Норвегии Тора Санвольда и бывшего британского дипломата, бывшего спецсоветника нефтегазового гиганта BP сэра Джереми Гринстока. Он же является председателем Lambert Energy.

Как британские аристократы познакомились с Маттиасом Варнигом, и почему он сделался совладельцем их компании, ни представитель Варнига, ни Lambert Energy не отвечают. Но учитывая, что Dresdner Bank, где трудился Варниг, купил Kleinwort, где работали Ламберт и Лорд Рокли в 1995 году (за $1,6 млрд у них могли быть точки соприкосновения и поводы для знакомства.

На вопросы «Новой газеты» Филип Ламберт ответил только, что с 2008 года Маттиас Варниг — ​«образцовый, проверенный и долгосрочный акционер Lambert Energy», поздравил с Пасхой и пригласил при случае посетить их офис.

Варниг владеет 12% в консультационной Lambert Energy через свою швейцарскую фирму Interatis AG. Представитель Варнига также подтвердил это «Новой».
 
«Долбили их прилично»

При каких обстоятельствах британский нефтегазовый гигант BP нанял Lambert Energy в качестве консультанта и почему The Wall Street Journal констатировала, что британцам срочно нужны «друзья в России»?

«Долбили их прилично», — ​ответил «Новой газете» один из тех, кто вел бизнес с BP в то время.

Конфликт между BP и российскими акционерами вокруг ТНК-BP продолжался несколько лет, с 2008 года, и шел с применением всего арсенала средств — ​от российских правоохранительных и налоговых органов до международных судов. Британская BP владела половиной совместной компании, а другая половина была у российского консорциума ААР: «Альфа-Групп» Михаила Фридмана и Германа Хана, Access Industries Леонарда Блаватника, а также «Реновы» Виктора Вексельберга.

В мае 2008 года российские акционеры потребовали отставки президента и управляющего директора ТНК-BP Роберта Дадли, поскольку, по их мнению, он действовал исключительно в интересах BP. Британцы этой отставки не желали.

В июле 2008 года Дадли даже был вынужден покинуть Россию и руководить компанией из-за рубежа. Он объяснил это проблемами с рабочей визой и «непрекращающимся преследованием» компании и его лично.

«Мы столкнулись с рядом беспрецедентных расследований, разбирательств, проверок и других сложностей», — ​передавал заявление Дадли «Интерфакс». В ТНК-BP проводили несколько проверок трудовая инспекция, прокуратура и Федеральная налоговая служба. А самого Дадли обвинили в административном нарушении.

В 2011 году конфликт разгорелся с новой силой из-за стремления BP напрямую договориться с «Роснефтью» о совместной разведке и добыче на шельфе Арктики, минуя ТНК-BP. Российские акционеры были против и подали иск в Стокгольмский арбитраж, заблокировав сделку.

А в 2012 году измученная конфликтами BP сделала заявление о том, что готова продать 50% ТНК-BP и что на этот счет есть предложение от покупателя. Тут же заговорили о том, что таким покупателем может быть «Роснефть». Совладелец ТНК-BP Фридман в интервью The Wall Street Journal назвал заявление BP блефом с целью ввести в заблуждение инвесторов. Российские акционеры не верили, что кроме них есть претенденты на покупку.

«Российский консорциум не приветствовал такую идею, поскольку не хотел остаться один на один с госкомпанией», — ​говорит человек, который вел бизнес с BP.

Желание BP продать акции «Рос­нефти», учитывая политические связи российских акционеров, не встретило понимания и в российском правительстве. Против сделки публично выступил первый вице-премьер Игорь Шувалов. «Не хочу даже думать об этом. Возможно, внутри какой-то из этих компаний и есть такие мысли, но мы их не поддерживаем», — ​заявил он The Wall Street Journal.

«Позиция Шувалова была искренней и последовательной, в правительстве были против усиления госкомпаний», — ​говорит знакомый российских акционеров. Представитель Шувалова ситуацию не прокомментировал.

Какие же «друзья» в России могли бы помочь британской компании выйти из такого положения?

«Строгие стандарты конфиденциальности»

Британская консультационная компания и BP не желают отвечать на вопросы о том, почему Lambert Energy была выбрана в качестве консультанта, и имело ли значение то, что в ней присутствует Маттиас Варниг — ​член совета директоров подконтрольной государству «Роснефти». Не отвечают они и на вопрос о том, предпринимал ли Варниг что-нибудь в период этих консультаций.

Речь не только о его знакомстве с высокопоставленными российскими чиновниками, но и о бизнесе. Если одна швейцарская фирма Варнига — ​Interatis AG владела 10% консультанта BP в сделке с «Роснефтью», то другая его фирма — ​Interatis Engineering в 2014 году участвовала в совместном фармацевтическом проекте с московской компанией «Артпол Холдинг» Сергея Шматко. «Артпол» и Interatis принадлежало по 10% производителей противоопухолевых препаратов «Рефнот-Фарм» и «Фирма Фермент». Суммарная выручка этих фарм­компаний за 5 лет превысила 1,2 млрд рублей. До этого Шматко был министром энергетики в период конфликта BP и российских акционеров. И если вице-премьер Шувалов выступал против сделки BP и «Роснефти», то министр Шматко в 2011 году публично заявлял, что она будет реализована.

Совет директоров «Роснефти» одобрил сделку с BP в ноябре 2012 года, и к 2013 году она была завершена.

Представитель Варнига, BP, Lambert Energy и «Роснефти» не отвечают на детальные вопросы, был ли в этой истории конфликт интересов и сколько заработал член совета директоров «Роснефти» Варниг благодаря тому, что компания с его участием консультировала BP.

Представитель Варнига ответил «Новой газете», что «его участие в делах Lambert Energy ограничивается исключительно его ролью миноритарного акционера», что «он не имеет какой-либо руководящей или наблюдательной позиции в компании», а его «финансовая выгода состоит исключительно в получении дивидендов, которые устанавливаются решением общего годового собрания акционеров Lambert Energy».

«Г-н Варниг придает первостепенное значение добросовестному ведению бизнеса в соответствии со стандартами корпоративного управления и недопущению конфликта интересов. Это также относится и к его миноритарному участию в Lambert Energy», — ​уверяет представитель Варнига.

«Мы соблюдаем строгие стандарты конфиденциальности в том, что касается наших клиентов и нашего бизнеса, и не имеем ни желания, ни возможностей обсуждать ваши детальные вопросы», — ​ответил «Новой» Филип Ламберт, подчеркнув жесткость нормативов компании и контрольных процедур.

«Работа, которую выполняла для нас Lambert Energy, конфиденциальна, и мы не можем ее комментировать», — ​сообщил «Новой газете» представитель BP, не ответив на вопросы о роли Варнига в сделке с «Роснефтью».

Представитель «Роснефти» не ответил на вопросы «Новой».

Эксперты затрудняются оценить, какой могла быть плата за консультационные услуги в рамках такой сделки.

«Это может быть очень дорогостоящий консалтинг. Уникальность состава консультантов и потенциальная возможность оказывать влияние на ситуацию обычно напрямую отражается на сумме», — ​делится мнением партнер Paragon Adviсe Group Александр Захаров.

На момент сделки в «Роснефти» была утверждена политика по противодействию коррупции: компания должна была собирать и проверять информацию, в частности, о возможном конфликте интересов.

«Совет директоров «Роснефти» согласовал сделку с BP в 2012 году. Варниг — ​член совета директоров «Рос­нефти» и человек с большими связями одновременно был акционером фирмы-консультанта BP. А после занялся бизнесом с человеком, который на момент сделки был российским министром энергетики. Все это могло сформировать конфликт интересов», — ​делится мнением гендиректор «Трансперенси Интернешнл—Россия» Антон Поминов.
Персоны Компании
«Роснефтегаз» не выплатит дивиденды
Госхолдинг получил убыток по РСБУ в 2016 году – 90,4 млрд рублей.
Petropavlovsk предложили директора из "Челси"
"Ренова" выдвинула в совет директоров юриста Брюса Бака.
Теперь на свои: куда будет инвестировать бывший президент А1
Александр Винокуров оставляет пост президента А1 (принадлежит консорциуму «Альфа-Групп»), чтобы заняться развитием собственной инвесткомпании. Его место займет Андрей Тясто, в прошлом работавший в «Росбилдинге».
Александр Винокуров стал марафонцем
Зять министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова попробует свои силы в самостоятельной охоте на чужие активы.
Как "газанет" Валерий Назаров
В руководство Роснефтегаза войдет человек с весьма сомнительной репутацией.
По мнению «Роснефти», журналисты РБК смеются над решением суда
Госкомпания жалуется на посты журналистов в социальных сетях.
Замаялись
Почему «майские указы» Владимира Путина так и не были исполнены.
Накопления крупнейших НПФ превысили 2 триллиона рублей
Достигнуто это было в первую очередь благодаря консолидации рынка.
Госпрограмму по развитию Арктики предложили сократить вчетверо
Расходы на госпрограмму по развитию Арктики могут быть сокращены с 209,7 млрд до 50,9 млрд руб. По данным РБК, из нее предложено исключить ряд инфраструктурных проектов и строительство ледокола «Лидер».
Виноградники в Крыму скупаются компанией «Инвест резерв»
Она приобрела в районе Севастополя еще 1088 га и создаст новую марку вина в дополнение к Alma Valley.
Как трейдер «Лукойла» занял заметное место на рынке торговли нефтью
Litasco — уникальное явление для российского нефтяного бизнеса. Похоже, это единственный нефтетрейдер российского происхождения, который не только продает чужую нефть и нефтепродукты, но и делает это в объемах, сопоставимых с поставками родственных компаний.
Крылья, рыба и «Роснефть»
Как Михаил Леонтьев помогает компаниям, проектирующим крылья самолетов и рыболовецкие суда.
Интеллектуальную деятельность подвергли аудиту
Счетная палата высказала претензии к Российскому научному фонду.
Из списка организаторов сделок по приватизации в России были исключены Deutsche Bank, Barclays и RBS
Минэкономразвития исключило их из списка возможных организаторов.
Марина Сечина встала за штурвал «Станкофлота»
Экс-супруга главы «Роснефти» поработает в машиностроении.
ВТБ выселяется из "Кузьминок"
Группа готова продать гостиницу.
Арбитражный суд Москвы вернул Игорю Сечину иск против АФК "Система" обратно
Первая попытка "Роснефти" наказать Владимира Евтушенкова на 106,6 млрд рублей оказалась неудачной.
Бонус в 1,5 млрд рублей заработало правление «Роснефти»
Это награда за покупку у государства 50,08% «Башнефти» и продажу инвесторам 19,5% «Роснефти».