Анна Петровна Орленко, пока еще возглавляющая Департамент банковского надзора ЦБ, – одна из самых талантливых сотрудниц регулятора. Такой вывод можно сделать из ее стремительной карьеры. Но не слишком ли дорого обходится финансовому сектору возвышение дамы, привыкшей оставлять за собой руины кредитных организаций?
В конце мая появилась информация о том, то руководство ЦБ рассматривает Анну Орленко как основного кандидата на пост главы управляющей компании Фонда консолидации банковского сектора. Как также сообщалось, курировать структуру будет поручено зампреду ЦБ Василию Поздышеву.
А ведь совсем недавно, 4 декабря 2015 года, выходил приказ о назначении женщины на нынешнюю должность. То есть скорость передвижения Орленко по карьерной лестнице близка к запредельной. И этому есть вполне четкие объяснения.
В ЦБ, занимающемся крайне важным делом оздоровления финансового сектора, дама появилась по протекции давнего знакомого и даже родственника – упомянутого Поздышева. Они вместе работали в Сбербанке, не исключено, вместе и отдыхают – Орленко является двоюродной сестрой супруги одиозного зампреда.
А теперь парочка ворочает серьезными, не десятки миллиардов, делами в Банке России. А как иначе, если Департамент надзора – возможно, самый могущественный в структуре регулятора. Именно это подразделение решает судьбы финансовых организаций, менее чем за четыре года лишив лицензий более 300 из них!
Ранее главным в кровавом ремесле считался предшественник Орленко, ветеран, отдавший ЦБ 18 лет службы Рубен Амирьянц. Однако у него возникли разногласия с Поздышевым, что и стоило специалисту должности. Впрочем, по большому счету, Амирьянц если что и проиграл, то немного: сейчас он трудится заместителем гендиректора АСВ.
«Бабло рубит», - уверяют источники. Но ведь и Поздышев с Орленко не в обиде.
Сейчас банковский надзор в ЦБ выглядит следующим образом: «курьеры» начальства снуют по финансовым организациям и предлагают «порешать» вопросы с регулятором. «Соточка» – обычный в таких случаях тариф. Точнее – стартовый. Говорят, что таким «курьерством» не брезгует и муж Анны Орленко.
В дальнейшем тарифы растут, поскольку у надзора появляются все новые и новые вопросы к подопечным банкам. Наконец, приходит момент, когда денег хватать перестает. Вот тогда на сцену и выходит Орленко, поддерживаемая со спины Поздышевым. Они заявляют об огромных проблемах обреченного банка и, пользуясь довольно туманными формулировками, принятыми в ЦБ, сообщают об отзыве лицензии. Как вариант – санации. «При взаимодействии с банками она [Орленко] всегда занимает жесткую позицию», - эвфемистически комментируют участники рынка.
Вообще, о нынешней руководительнице надзора в отрасли говорят именно в таких эпитетах: «твердый руководитель», «волевая», «знающий человек». Остается чисто по-человечески порадоваться за Поздышева, что он нашел выгодное, в том числе и для себя лично, применение данных качеств подельницы.
Так, известно о злоключениях банковской группы «Антал». С нее, утверждается, якобы лично Орленко получала «десятину», в смысле – десятую часть собранных с вкладчиков денег. За столь солидный гонорар чиновники в меру сил способствовали деятельности группы, отзывая лицензии у других банков – в частности, «Максимума», РБС, МРБ, «Содружества» и так далее. А когда пришло время, прикрыли и «Антал».
«Концы в воду» – удивительно подходящее к подобным случаям выражение.
Им же, вероятно, можно описать и ожидающееся карьерное перемещение Орленко. На надзоре посидела, пора переходить на новый уровень с новыми возможностями.
По замыслу главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, создаваемый Фонд консолидации банковского сектора должен заменить собой нынешний механизм санации финансовых учреждений. Сейчас этим занимаются АСВ и частные инвесторы, а будет рулить Орленко. Но есть ли у кого-нибудь сомнения в том, что предприимчивая женщина совместно с известным покровителем переиначит замысел руководства наиболее выгодным для себя способом?