На трибунах становится чище

Источник
Вредные производства снимают с чемпионата мира по футболу.
Как выяснил “Ъ”, сотни российских компаний вступили в диалог с ФСБ и Ростехнадзором, чтобы доказать свое право работать во время чемпионата мира по футболу. В регионах, где пройдут матчи ЧМ-2018, ведомства начали веерную рассылку требований ограничить опасные производства. Буквальное исполнение этих указаний в ряде областей грозит повальной остановкой предприятий — от НПЗ и АЭС до локальных производств комбикормов, причем не только вблизи городов, где будут проходить матчи, но и в 200–400 км от них. Источники “Ъ” надеются, что наиболее крупные производства смогут избежать убытков от остановок, пообещав силовикам усилить меры безопасности.

Остановка по требованию

Предприятия в регионах проведения матчей ЧМ по футболу начали получать уведомления ФСБ о том, что они подлежат остановке на период проведения игр (14 июня—15 июля), в середине января. Эта практика не уникальна, но до сих пор использовалась очень редко и в серьезных масштабах только в 2008 году перед Олимпиадой в Пекине, в окрестностях которого остановили более 200 заводов в рамках борьбы со смогом. Также в 2012 году к чемпионату Европы по футболу в Донецке на местном металлургическом заводе закрыли последнюю доменную печь.

В России эти меры предписаны президентским указом от 9 мая 2017 года и постановлением правительства от 9 июня. Речь идет об опасных производствах, организациях, где используют источники ионизирующего излучения, опасные химические и биологические вещества, радиоактивные, токсичные и взрывчатые субстанции. Нормы по опасности подробно не регламентированы, и еще в ноябре 2017 года глава РСПП Александр Шохин жаловался на рискованную ситуацию первому вице-премьеру Игорю Шувалову.

Господин Шохин писал, что остановиться могут производства первого–четвертого классов опасности в 11 регионах (Москва, Петербург, Ростовская, Волгоградская, Свердловская, Калининградская, Нижегородская, Самарская области, Татарстан, Мордовия и Кубань). Из крупных предприятий это может затронуть Московский НПЗ «Газпром нефти», Большой порт Санкт-Петербурга, нефтяные терминалы Краснодарского края и так далее. Вчера в РСПП и аппарате господина Шувалова комментариев не предоставили. В декабре РСПП от лица правительства ответил глава аппарата военно-промышленной комиссии Игорь Боровков. Но реальной конкретики он не добавил, сообщив лишь, что приостановка коснется конкретных опасных работ и производств, и указав, что при проведении Кубка конфедераций в 2017 году инцидентов не было (тогда, говорят источники “Ъ”, обкатывали такую же схему).

“Ъ” ознакомился с письмом, которое получило одно из химпредприятий Нижегородской области от регионального УФСБ. В нем прямо указано, что работу комбината надо остановить, согласовав перечень попадающих под ограничение цехов с региональным межведомственным оперативным штабом. Если это невозможно, штаб должен получить объяснение с указанием последствий при ЧС — экологические и возможное количество жертв. На самом комбинате “Ъ” сообщили, что приостановка предполагается задолго до начала матчей в Нижнем Новгороде (18 июня) — с 14 мая, сотрудникам придется уйти в отпуск, а компания понесет многомиллионные убытки.

Круг высокой опасности

По данным “Ъ”, из разных ведомств письма того же содержания получили почти все крупные производства Нижегородской области, в том числе Кстовский НПЗ ЛУКОЙЛа, предприятия Сибура, «Русвинил», «Корунд», ОКБМ имени Африкантова (входит в «Росатом»), завод имени Свердлова (в том числе производит авиабомбы), «Синтез» и даже аграрии (племзавод «Пушкинское» в 200 км должен остановить выпуск комбикормов).

Уведомление пришло даже в «Оргхим» в 400 км от города. Там “Ъ” сообщили, что «отрицательно относятся к идее поголовной остановки опасных производств области, особенно тех, которые находятся на большом удалении от объектов чемпионата мира».

В минпроме Нижегородской области уточнили, что в регионе 135 предприятий с опасными производствами. В УФСБ по области подчеркивают, что «никого не закрывают»: «Идет рабочая переписка с руководителями юрлиц: они сами определяют режим работы опасных производств». В ФСБ РФ не ответили на запрос “Ъ”.

Останавливаются предприятия в Ростовской области: такое предписание от УФСБ получили в ОАО «Эмпилс», выпускающем лакокрасочную продукцию. Получение письма “Ъ” подтвердили в одной из компаний Мордовии, пояснив, что уже направили в УФСБ мотивированный ответ, почему предприятие нельзя остановить: на нем работает более тысячи человек и остановка ухудшит экономическую ситуацию и в компании, и в регионе. На другом саранском заводе полагают, что лучше, если люди будут заняты работой, «вместо того чтобы болтаться по городу без дела, недовольные тем, что их отправили в отпуска без денег». В УФСБ по Мордовии “Ъ” сообщили, что список опасных предприятий еще не сформирован управлением Ростехнадзора.

На этом фоне выделяется Петербург, где закрытия предприятий не ожидают. Глава городского комитета по промышленной политике Максим Мейксин сообщил “Ъ”, что «во исполнение указа президента были изданы как открытые, так и закрытые документы, в соответствии с которыми субъекты федерации определяли список опасных производств, которые должны быть приостановлены». В Петербурге ни одно производство под эти критерии не попадает, заверил чиновник: «Мы очень аккуратно проработали этот вопрос к Кубку конфедераций, ни одно производство остановлено не было». Для ЧМ, по его словам, критерии жестче, но и на этот период ни одно предприятие не остановят.

В «Росатоме» и «Росэнергоатоме» (владеет АЭС) от комментариев отказались. Источник “Ъ” отмечает, что в регионах ЧМ-2018 находятся две АЭС — Белоярская в Свердловской области и Ростовская (Ленинградская формально в Ленобласти). По его словам, одна из АЭС письмо управления Ростехнадзора об остановке получила, по второй оно ожидается. Собеседник “Ъ” уверен, что на практике остановки не будет: нельзя отключить ключевую генерацию без рисков для энергосистемы. Но представителям госкорпорации придется на межведомственной комиссии обосновать это, гарантировав максимальное усиление мер безопасности. Такой режим, уточнил источник “Ъ”, уже был задействован в ходе Кубка конфедераций. Другой собеседник “Ъ” на энергорынке полагает, что и другие крупные электростанции выключать не придется, но нужно будет «направить в штаб бумагу, обосновав невозможность остановки».

Потенциально остановка может затронуть заводы «ВСМПО-Ависма», НЛМК, РМК, ТМК и УГМК в Свердловской области (у ТМК также в Волгоградской и Ростовской областях), ОМК в Нижегородской области и Татарстане, волгоградский «Красный Октябрь», самарский завод «Арконик СМЗ» (входит в американскую Arconic), «Москокс» «Мечела». Три источника “Ъ” говорят, что их компании получали обращения «из надзорных органов».

В ОМК также подтвердили, что Выксунский метзавод «получил постановление правительства о введении усиленных мер безопасности». «На период ЧМ на ВМЗ будут временно прекращены операции, связанные с повышенной опасностью и перечисленные в постановлении, разработаны дополнительные мероприятия по безопасности»,— поясняют в ОМК, обещая, что «на деятельность предприятия это существенно не повлияет».

Однако добиться этого смогут не все. В «Арконик СМЗ» “Ъ” сообщили, что «многие процессы непрерывны и остановка может повлечь серьезные финансовые потери и репутационные риски». Компания обсуждает регламент работы с минпромом Самарской области.

Внесет ЧМ коррективы и в работу ряда предприятий «Ростеха». «Это связано с логистическими сложностями, ограничениями на перемещение, разгрузку и погрузку продукции, сырья и так далее, которые будут введены,— пояснили в госкорпорации.— Мы прорабатываем это заранее, чтобы минимизировать неудобства. В некоторых случаях будут пересмотрены производственные циклы, закрытие предприятий не планируется». В «Роскосмосе» распоряжение тоже «получено и принято к исполнению», предприятия холдинга в городах проведения ЧМ подготовили планы с компенсационными мероприятиями для предоставления в ФСБ.

Ниже вероятности авиакатастрофы

В целом участники рынка и эксперты сходятся во мнении, что реальная остановка заводов маловероятна: при непрерывном процессе производства она может нести больше рисков, чем обычная деятельность.

Глава Rupec Андрей Костин отмечает, что, «видимо, предполагается за счет остановки заводов снизить вероятность техногенных аварий на период ЧМ, но она и так крайне низка: с большей вероятностью в этой зоне может произойти авиакатастрофа». Если отдельные химпроизводства остановить, это «обернется колоссальными затратами для предприятий и большими потерями для экономики в целом», считает эксперт. «Останавливать производства непрерывного цикла безумно дорого, даже день простоя дает миллионы рублей убытка. А длительная остановка нескольких предприятий буквально завалит статистику во всей стране»,— говорит эксперт. Он отмечает, что заводы могут сдвинуть плановые ремонты на сроки остановки, но в сегментах с малым числом производителей на некоторые виды продукции (например, на ПВХ в случае остановки «Русвинила» или на топливо в центре РФ при остановке НОРСИ) цены гарантированно подскочат.

Формально под ограничения может попасть крупный Московский НПЗ (в «Газпром нефти», которой он принадлежит, ситуацию не комментируют). Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков» считает, что при закрытии НПЗ на месяц «ничего серьезного не произойдет, если у рынка будет время к этому подготовиться и запастись товаром». Но, по его мнению, остальным НПЗ придется работать «на полную катушку».

При этом эксперты видят риски проблем промышленников, несмотря на наличие формального пути урегулирования ситуации без остановок. «Хотя в правительстве поясняют, что окончательное решение за оперштабами, это не гарантирует от перегибов: кто захочет брать на себя лишнюю ответственность»,— подчеркивают в ассоциации РИСКОМ. Оптимальное решение, по мнению ее представителей — взвешенно подойти к работе объектов 1-го и 2-го классов опасности, провести дополнительные проверки, оценить риски, отказавшись от идеи реальных остановок.
Персоны Компании
Евгения Даутова из разорившегося банка "Спурт" провалила импортозамещение
«КЗСК-Силикон» выставят на торги: недостроенный завод признали банкротом.
В России стартовало мундиалебесие
ФСБ РФ предписала останавить промышленные предприятия в регионах проведения матчей ЧМ-2018 по футболу.
Домодедово рисует новые полосы
Аэропорты Москвы готовятся к концессиям с государством.
Атомный карась
Рыба в прудах – охладителях АЭС может быть напичкана тритием.
Против "Транслома" ищут прием
Попытка Сергея Шойгу монополизировать рынок военного лома за компанией "Транслом" может потерпеть неудачу.
«Роснефть» метит в медвежий угол
Компания хочет получить участок в природоохранной зоне.
Центр Хруничева дождался распродажи своих земель в Москве
На землях НТЦ, не построившего за последние полтора года ни одной космической ракеты-носителя, может быть построено жилье для переселенцев по программе реновации.
У оператора системы маркировки товаров в России нашелся новый миноритарий
У миллиардера Алишера Усманова и «Ростеха», создавших оператора системы маркировки товаров в России, РБК обнаружил нового партнера. Это Оксана Орешина, ранее работавшая в структурах Владимира Щербакова, лоббиста кассовой реформы.
Банки потеряли сотни миллионов рублей на месторождениях ЯНАО
В очередь выстроились ВТБ, «Россия» и «МТС-Банк». Следы денег нефтяников и финорганизаций приводят в Санкт-Петербург.
Мутные игры Керимовых вокруг золота
Компания семьи олигарха избавляется от лишних компаньонов. Сколько она им заплатила отступных?
Промсвязьбанку нашли работу
Правительство сделает его «антисанкционным» банком.
«Росатом» сливает доходы в один котел
Трейдинг природного урана передают «Техснабэкспорту».
Стали известны покупатели самых дорогих квартир в Москве
Пять самых дорогих квартир Москвы, проданных в 2017-м, обошлись их покупателям в 4,35 млрд руб. Половину суммы потратили покупатели таунхаусов на Остоженке — полные тезки главы «Сибура» и жены экс-губернатора Приморья.
«Ростех» отбирает у малого бизнеса Екатеринбурга 400 миллионов
Предприниматели обвиняют госпредприятие в попытках выжить их из офисного центра.
«Росатом» нашел деньги для Финляндии
Совкомбанк братьев Хотимских даст на АЭС «Ханхикиви-1» до 500 миллионов евро.
Центр имени Хруничева дошел до ручки
Создатель «Протонов» признал катастрофическое положение и потребовал от государства 30 миллиардов рублей помощи.
Владельцу ТМК Дмитрию Пумпянскому может не хватить на яхту
Газпром "прогнул" поставщиков труб большого диаметра на скидку в 20%. За счет чего теперь основной владелец Трубной металлургической компании Дмитрий Пумпянский будет достраивать свою 100-метровую яхту Project Blade?
Сергей Янчуков ударит золотым копытом по Забайкальскому краю
Скандальный бизнесмен ведет строительство золотодобывающего рудника в ущерб местным жителям.