Действовали они по команде Януковича, которому давали советы 26 российских специалистов из ФСБ. 12 полицейских поймали, остальные убежали в Крым, но их ищут. Зачем стреляли по майдану и кто убивал полицейских, пока не объяснили. Таков краткий итог проведенного на Украине расследования.
На совместной пресс-конференции руководители МВД, СБУ и Генпрокуратуры Украины доложили первые результаты расследования смертей на киевском майдане. Подозреваемые определены, никаких неожиданностей: задержаны 12 человек из «Беркута». По версии следствия, это бойцы специальной «черной» роты, которые 20 февраля на Институтской улице прикрывали отход своих безоружных коллег с майдана. Вечером 2 апреля в ходе масштабной операции они были задержаны во главе со своим командиром Дмитрием Садовником. На их счету, сообщил министр внутренних дел Украины Арсен Аваков, 17 трупов. Кроме милицейского спецназа, по словам нынешнего главы Службы безопасности Валентина Наливайченко, по протестующим стреляли снайперы из «Альфы». Об их задержании пока не сообщается, говорят, сбежали в Крым.
Заодно спикеры сообщили – отдавал приказы о стрельбе через свой аппарат лично Янукович, "принимали участие в планировании и осуществлении мероприятий по так называемой антитеррористической операции" 26 сотрудников ФСБ России. Без помощи огнестрельного оружия майдановцев убивали «титушки», действия которых координировал министр внутренних дел Захарченко.
Всего в Киеве погибло около сотни участников протестных выступлений. Особняком стоят застреленные 22 января во время жесткого противостояния на улице Грушевского Сергей Нигоян, Михаил Жизневский и Роман Сеник, которые, насколько известно, получили огнестрельные ранения из гладкоствольного оружия. О виновниках их гибели на пресс-конференции не говорилось. Основная часть погибших приходится на 18 – 20 февраля.
Министр внутренних дел Арсен Аваков объяснил, что сейчас расследование разделено на четыре части: «Первая часть — это расследование убийств, которые произошли от снайперов, второе — это убийства от прямой стрельбы, скорее всего, от рук стражей порядка, третье — это гибель от рук «титушек», и четвертое — это обстоятельства, при которых гибли правоохранители».
Первая часть — снайперы
Стрелки, от пуль которых погибли майдановцы 18 февраля, — это «Альфа» Службы безопасности Украины, сообщил ныне действующий глава СБУ Валентин Наливайченко. По его словам, вооруженные снайперскими винтовками немецкого производства и автоматами Калашникова 108 бойцов спецподразделения 18 февраля высадились на крышу Дома профсоюзов, намереваясь его захватить, но были остановлены пожаром.
На следующий день, 19 февраля, 7 снайперов «Альфы» работали на улицах Крещатик и Костельной, они же 20 февраля выставили снайперские посты в администрации президента.
К сожалению Наливайченко, снайперы «сбежали в Крым», несмотря на его желание их найти и допросить. Большая часть сотрудников ведомства сотрудничает со следствием.
Напомним, что вечером 2 апреля заместитель генерального прокурора Украины Олег Махницкий уже говорил о снайперах, занимавших позиции в гостинице «Украина». Он сообщил, что, как установило следствие, «огонь из снайперской винтовки СКС велся из здания гостиницы «Украина». Мы же заметим, что замечательный карабин СКС (самозарядный Симонова), принятый на вооружение в СССР в 1949 году, вряд ли мог оказаться штатным снайперским оружием спецназа.
Зачем высококлассным специалистам из элитного подразделения антитеррора понадобилось отстреливать два десятка рядовых «протестувальников», обходя при этом своим вниманием лидеров майдана, Наливайченко не объяснил.
Вторая часть — прямая стрельба
Под «прямой стрельбой», судя по всему, министр Аваков имеет в виду потери на Институтской улице 20 февраля, во время наступления майдана на правительственный квартал: «В стрельбе на Институтской со стороны Октябрьского дворца погибли, по нашим подсчетам, 17 человек». Как считает министр, «установлены все лица, которые принимали участие в этой операции. Степень причастности его (командира Дмитрия Садовника. — Ред.) и каждого из бойцов спецроты устанавливается».
Как говорил вечером 2 апреля заместитель генпрокурора Украины Баганец, «их задачей было, так они сейчас объясняют, но мы им до конца не верим, отстреливаться от наступающих митингующих и дать возможность основным силам «Беркута», которые были безоружны, имели только спецсредства, отступить по Институтской улице в район Банковой".
Третья часть – «титушки»
«Небесная сотня» ассоциируется прежде всего с потерями от снайперского огня, но это не вполне соответствует действительности. От огнестрельных ранений во время событий 18 – 22 февраля скончались около 30 – 40 человек. Причина смерти остальных — различные травмы, причиненные в рукопашной, сердечные приступы и даже самоубийства.
Действия противников майдана, уже на официальном уровне именуемых «титушками», координировал, по утверждению Арсена Авакова, глава медиахолдинга «Контакт» Виктор Зубрицкий, «тесно связанный» с бывшим министром внутренних дел Виталием Захарченко, и под его руководством «титушки» «ассистировали органам внутренних дел в репрессивных действиях против протестующих». Число жертв не называется; по общедоступной информации, последствиями атаки «Беркута» и антимайдана днем 18 февраля, когда огнестрельное оружие почти не применялось, стало около 15 погибших.
Часть четвертая — правоохранители
В Киеве во время февральских беспорядков погибли 15 бойцов внутренних войск и сотрудников милиции. Практически все — от огнестрельных ранений. О задержании стрелков, убивавших полицейских, на пресс-конференции не сообщили.
Кто планировал
«Есть основания полагать», что это были специалисты из Федеральной службы безопасности Российской Федерации, заявили украинские силовики. Глава СБУ Наливайченко считает, что «26 сотрудников ФСБ принимали непосредственное участие в массовых убийствах». По его информации, эти 26 специалистов с середины января 2014 года располагались в одном из учебных лагерей под Киевом, а руководитель СБУ Александр Якименко «ездил к ним на доклад».
Кто дал приказ
«Спланированная в виде антитеррористической операции, а фактически организация массовых убийств людей происходила непосредственно и под прямым руководством бывшего президента Януковича» – так сказал глава СБУ Наливайченко. Правда, командовал Янукович не лично, а «через свою администрацию, МВД и СБУ». Однако все документы и другая материально-доказательная база уничтожены предыдущим прокурорским начальством.
Кто стрелял
Координатор группы информации по преступлениям против личности (IGCP) Александр Дюков неоднозначно относится к оглашенным результатам расследования.
«Что касается «Беркута» – то, что вооруженная спецрота прикрывала отход безоружных сил правопорядка, мне кажется правдоподобным. Тем более, что причиной отхода «Беркута» является применение против них огнестрельного оружия со стороны майдана. Что касается задержанных спецназовцев — удивительно, что, зная о поисках «снайперов», они находились в Киеве и ждали, пока их арестуют, в то время когда сотни их коллег покинули службу, Киев и Украину, спасаясь от репрессий. Не исключаю, что виноватыми могли назначить тех, кто подвернулся под руку.
Что же касается версии относительно собственно снайперов, от пуль которых погибло большинство, то она выглядит недостоверной. Гипотетически можно представить, что снайперы СБУ стреляли по протестующим, но то, что они могли вести огонь по «Беркуту», тем более из зданий, находящихся на территории, контролируемой майданом, звучит фантастически.
Насколько я понимаю, не исследована роль нынешнего секретаря Совета национальной безопасности и обороны Андрея Парубия, под контролем которого находилось здание филармонии, из которого предположительно велся огонь. Теперь он координирует деятельность СБУ и МВД, которые ведут расследование. Ничего не сказано об и. о. главы администрации президента Сергее Пашинском, который 18 февраля вывозил с майдана снайперскую винтовку, а в марте выручал из полиции вооруженных бойцов «Правого сектора». Пока эти вопросы не будут изучены, нельзя считать расследование полным и беспристрастным».
P. S.
«Работники милиции в качестве крайней меры имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
<...>
2) для отражения нападения на работника милиции или членов его семьи, если их жизни или здоровью угрожает опасность;
3) для отражения нападения на охраняемые объекты, конвои, жилые помещения граждан, помещения государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, а также освобождения их в случае захвата;
4) для задержания лица, которое застали при совершении тяжкого преступления и которое пытается сбежать;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, пытающегося сбежать из-под стражи, а также вооруженного лица, угрожающего применением оружия и других предметов, угрожающих жизни и здоровью работника милиции...»
Из статьи 15 «Закона о милиции» Украины