Газета The New York Times опубликовала полный проект мирного договора между Россией и Украиной, который стал результатом переговоров с февраля по апрель 2022 года, но так и не был подписан. Документы были предоставлены источниками с Украины, из России и Европы, а их подлинность подтвердили участники переговоров.
В соглашении, в частности, речь идет о том, что:
Москва изначально хотела, чтобы Украина признала Крым частью России.
«Украина признает Республику Крым и город Севастополь неотъемлемой частью (субъектами) Российской Федерации и в связи с этим вносит комплексные изменения в национальное законодательство», — следует из документа. Однако эта позиция не была согласована с украинской стороной: украинские переговорщики «отказались признать суверенитет России над ними», отмечает NYT.
Киев согласился никогда не вступать в НАТО или другие альянсы.
«Украина не вступает ни в какие военные союзы, не размещает иностранные военные базы и контингенты…» — говорится в проекте.
Россия потребовала от Украины сделать русский язык официальным языком.
«Украина в течение 30 дней после подписания настоящего договора снимает все ограничения на использование русского языка в любой сфере», — следует из проекта соглашения. Этот пункт также не согласовал Киев.
Всего газета публикует три версии документа. Первый — от 17 марта 2022 года. Это «ранний проект договора между Украиной и Россией», представляющий собой «английский перевод, который Украина в то время предоставила правительствам западных стран», поясняет издание. Второй документ датирован 29 марта того же года. Это коммюнике по итогам консультаций 28–30 марта, в котором описываются «основные положения Договора о гарантиях безопасности Украины». Третий документ от 15 апреля 2022-го — «Договор о постоянном нейтралитете и гарантиях безопасности Украины». Этот более поздний проект договора между Москвой и Киевом был отправлен президенту России Владимиру Путину, отмечает NYT.
В первой версии, в частности, упоминается подписанный в 1994 году Будапештский меморандум, согласно которому Украина отказывается от ядерного арсенала в обмен на гарантии безопасности от США, России и Великобритании, включая уважение независимости, суверенитета и существующих границ Украины. Российская сторона сочла ссылку на него неприемлемой, так как в нем признаются границы страны по состоянию на 1994 год (Крым был присоединен к России в 2014 году), следует из российских пометок в документе. Украинская сторона, в свою очередь, пометила, что упомянутый меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия является для нее принципиальным.
Кроме того, стороны разошлись в пунктах по поводу нейтрального статуса Украины, который, по мнению Москвы, должен быть «безусловным», а также обязанности Киева гарантировать русскому языку статус официального на всей территории Украины, снять и впредь не вводить ограничения на его использование где бы то ни было. Украинская сторона предложила не включать этот пункт, так как он не относится к предмету договора, касающегося нейтрального статуса Украины.
В коммюнике речь идет о провозглашении Украины «постоянно нейтральным государством», ее внеблоковом и безъядерном статусе, а среди возможных стран-гарантов перечислены Россия, Великобритания, Китай, США, Франция, Турция, Германия, Канада, Италия, Польша и Израиль. При этом гарантии безопасности не распространяются на Крым, Севастополь и другие занятые на тот момент российской армией территории. В договоре также предлагалось зафиксировать, что «Украина и Россия не будут решать вопросы Крыма и Севастополя военным путем, а продолжат политико-дипломатические усилия для разрешения этого вопроса».
Документ также ограничивал численность ВСУ. Украинская сторона была готова согласовать численность военнослужащих в размере до 250 тыс. человек, российская настаивала на 85 тыс. Москва и Киев выдвинули разные предложения по количеству техники, которая могла остаться у армии:
танки — Москва соглашалась на 342 штуки против 800, предлагаемых Киевом;
боевые бронемашины — 1029 против 2400;
минометы — 147 против 1080;
РСЗО — 96 против 600;
боевые самолеты — 102 против 160;
боевые вертолеты — 35 против 144;
боевые корабли водоизмещением до 3,2 т — два против восьми;
противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) — 333 против 2000.
В перечне также имеются наименования систем оружия, по которым позиция России отсутствует, представлено только предложенное Киевом количество. Документ не уточняет, идет ли речь о желании Москвы исключить обладание ВСУ этими системами огня: переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) — 608, зенитные установки (ЗУ) — 119.
Из проекта соглашения от 15 апреля следует, что Россия отказалась от своих прежних возражений по поводу полноправного членства Украины в ЕС. «Стороны настоящего Договора разделяют понимание того, что статус Украины как постоянно нейтрального государства, с учетом положений этого Договора, совместим с возможным членством Украины в Европейском союзе», — говорится в нем.
Еще одним камнем преткновения стал пункт о том, что в случае вооруженного нападения на Украину каждая из стран-гарантов обязана оказать ей помощь, включая «применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Украины как постоянно нейтрального государства». Киев внес сюда правки, добавив к помощи, которую должны предоставить страны, «закрытие воздушного пространства над Украиной, предоставление необходимого вооружения». При этом Москва внесла правку: помощь будет оказана «на основе согласованного всеми государствами-гарантами решения», включая саму Россию.
После начала боевых действий на Украине российская и украинская делегации провели несколько раундов переговоров, в том числе в Стамбуле. Глава российских переговорщиков, помощник президента Владимир Мединский говорил, что стороны достигли прогресса. Киев в том числе предлагал нейтральный статус Украины в обмен на гарантии безопасности, рассказывал он. Однако в мае 2022-го переговоры были приостановлены. Позднее Путин заявлял, что Украина парафировала соглашение с договоренностями, достигнутыми в Стамбуле, но после отвода российских войск из Киевской и Черниговской областей выбросила его «на свалку истории».
Как утверждал потом лидер фракции «Слуга народа» в Верховной раде Давид Арахамия, в 2022 году возглавлявший украинскую делегацию на переговорах с Россией, в Турции Москва предлагала Киеву прекратить боевые действия, но при условии нейтралитета и невступления в НАТО. По его словам, украинская сторона отказалась в том числе по совету бывшего премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона. Джонсон называл утверждения о его причастности к срыву переговоров чушью и пропагандой.