Миллиардер с автоматом: зачем Андрей Бокарев стал совладельцем «Калашникова»

Источник
Планы развития знаменитого бренда спутала большая политика. Окупятся ли вложения в проект младшего бизнес-партнера Искандера Махмудова?
В мае 2014 года была завершена сделка по продаже 49% акций концерна «Калашников» совладельцу Уральской горно-металлургической компании, «Кузбассразрезугля», «Трансмашхолдинга» и «Аэроэкспресса» миллиардеру Андрею Бокареву и генеральному директору «Аэроэкспресса» Алексею Криворучко. Андрей Бокарев первым из списка Forbes стал совладельцем компании, производящей оружие под самым известным в мире оружейным брендом. Концерн «Калашников» производит 95% стрелкового оружия России.

Бокарев и Криворучко в равных долях выкупили допэмиссию акций «Калашникова» на 1,3 млрд рублей и еще 1,2 млрд рублей должны вложить в развитие концерна в ближайшие два года.

Формально это не первая попытка крупных российских предпринимателей заняться оружейным бизнесом. В 2005 году табачный магнат и владелец группы компаний «Меркурий» Игорь Кесаев купил долю в компании «ЗиД» («Завод имени Дегтярева»), производящей стрелково-пушечное вооружение. Но, во-первых, сделку он заключил скорее случайно, по просьбе руководителя «ЗиДа», чтобы спасти предприятие от враждебного поглощения. Во-вторых, известность оружия «ЗиДа» несравнима с мировой славой «Калашникова». Разработанный в 1949 году Михаилом Калашниковым автомат сейчас состоит на вооружении армий в 50 странах мира, за всю историю было выпущено 100 млн «калашниковых», в шесть раз больше, чем конкурирующей с автоматом американской винтовки М16.

Концерн «Калашников» был создан «Ростехом» в августе 2013 года на базе НПО «Ижмаш». Помимо автоматов различных модификаций он выпускает снайперские винтовки, пистолеты-пулеметы, спортивное и охотничье оружие, авиационные пушки и снаряды. Выручка предприятия в 2012 году составляла 1,16 млрд рублей, чистый убыток — 403 млн рублей.

Несмотря на общемировую известность оружейной марки, доля «калашниковых» российского производства на мировом рынке стрелкового оружия сократилась с 2007 года в десять раз, до 2–3%, производственные мощности в 2012 году были загружены максимум на 14%.

На складах Министерства обороны России скопилось 17 млн единиц стрелкового оружия, поэтому новое оружие армия не закупала.

В 2013 году выручка концерна выросла до 2,3 млрд рублей, а убыток увеличился до 1,9 млрд рублей. «Ростех» совместно с Минпромторгом разработал стратегию развития отрасли стрелкового оружия, в соответствии с ней выручка «Калашникова» должна к 2020 году вырасти до 24 млрд рублей. Для реализации этой стратегии необходимо провести капитальный ремонт и техническое перевооружение предприятия на 4 млрд рублей, из них 2,5 млрд рублей планируется привлечь от частных инвесторов. Осенью 2013 года стало известно, что этими инвесторами станут Бокарев и Криворучко. В «Ростехе» особо отмечали, что сделку одобрил Минпромторг и поддержал Владимир Путин .

Бокарев считает, что российское производство стрелкового оружия обладает огромным потенциалом, но для его реализации «нужны значительные средства и менеджерские компетенции». «Наше решение инвестировать в «Калашников» имеет в первую очередь финансовую мотивацию, — говорит Бокарев. — Мы уже обладаем опытом создания финансово успешных предприятий в области наукоемкого машиностроения и готовы применить эти компетенции в развитии концерна «Калашников». Его партнер Криворучко прогнозирует, что инвестиции окупятся в течение пяти лет.

Для Бокарева оружейный проект стал первым самостоятельным бизнесом, ведь с конца 1990-х он является младшим партнером Искандера Махмудова практически во всех его проектах.
С военно-промышленным комплексом сотрудничает одно из предприятий партнеров «Трансмашхолдинг», выпускающий самоходные шасси для комплексов ПВО «Бук», «Тор» и «Тунгуска», дизельные двигатели для подводных лодок, железнодорожные платформы для передвижных ракетных комплексов и контейнеры для ракет.

«Помимо инвестиций особенно важным является привлечение рыночных компетенций инвесторов вкупе с их ответственным отношением к получаемым активам», — отметил глава «Ростеха» Сергей Чемезов, комментируя продажу 49% «Калашникова» Бокареву и Криворучко.

В начале 2014 года Криворучко был назначен генеральным директором концерна. Выручка компании по итогам 2014 года оценивается в 9 млрд рублей, за первое полугодие было выпущено 60 000 единиц стрелкового оружия, в два раза больше, чем за аналогичный период годом ранее. В ближайшие три года на «Калашникове» планируют довести годовой объем выпуска до 300 000 единиц.

В планы владельцев «Калашникова» в 2014 году вмешалась большая политика.

В июле Минфин США, а в сентябре Евросоюз внесли концерн «Калашников» в санкционный список. На США приходится до 90% экспорта гражданского стрелкового оружия концерна, в начале 2014 года было заключено пятилетнее соглашение о поставках продукции «Калашникова» в Северную Америку — от 80 000 до 200 000 единиц стрелкового оружия в год.  Возможно, частично возместить потерю концерну удастся за счет тендера Минобороны России на поставку нового автомата АК-12. Армейский заказ увеличит производство на 50 000 единиц стрелкового оружия в год.

Возможно, «Калашникову» удастся вернуться на североамериканский рынок, если «Ростех» уступит Бокареву и Криворучко контрольный пакет концерна, ведь пока санкции вводились только в отношении госпредприятий. Пример уже есть. В конце сентября 2014 года стало известно, что «Ростех» решил продать Бокареву 74,9%  акций Ижевского механического завода («Ижмех»), производящего спортивные и охотничьи ружья, боевые и спортивные пистолеты (в том числе пистолеты Макарова и пистолеты Ярыгина). «Ростех» таким образом страхует «Ижмех» от возможного внесения предприятия в санкционные списки Евросоюза и США.
Персоны Компании
Formula денег: как устроен бизнес главного чемпионата по автогонкам
«У меня есть мечта. Когда Ferrari получает Кубок конструкторов, в Маранелло на доске почета появляется изображение машины команды и остается там навеки. Мне бы очень хотелось, чтобы в историю вошел болид Ferrari с моим логотипом», – признается Евгений Касперский, основатель «Лаборатории Касперского», спонсора гоночной команды «Формула-1» с 2012 года.
Деньги на воду
Всемерное урезание госрасходов — не помеха гигантским вложениям российских госкорпораций в создание крупных ГЭС дома и за рубежом.
Как госструктуры отпразднуют Новый год
Госзаказчики в этом году собираются потратить на новогодние корпоративы почти в 10 раз меньше, чем в прошлом, подсчитал Общероссийский народный фронт (ОНФ).
Обзор 1-7 декабря: распилы, откаты, пирамиды
Кажется, что единственные экономические процессы, которые еще идут в России, это процессы коррупционные. Передовики распила, отката, а также обнала трудятся, не покладая рук. Иногда их ловит полиция, и журналисты пишут статьи о тех и других. В итоге все при деле.
Как заработать на дружбе с Сергеем Чемезовым
Виталий Мащицкий планирует проекты с «Ростехом» на миллиарды долларов.
Битва за янтарь: новая тактика
Кампания давления на руководство ГУП "Калининградский янтарный комбинат", организованная, по сообщению ряда СМИ, теневым бизнесом в регионе, жизненно заинтересованным в контрабандной продаже за рубеж сырья по бросовым ценам, оказалась провальной, отмечают эксперты отрасли.
«Ростелеком» подал голос
Оператор изобретает аналог Skype.
Придворный закройщик
Другой бизнес Валентина Юдашкина.
«Они думают, что это их страна»
Экс-мэр Рыбинска Юрий Ласточкин рассказал, кто стоит за его арестом.
Tatler как зеркало жизни путинской элиты
Читать о жизни детей чиновников полезнее, чем изучать декларации о доходах.
Искандер Махмудов: как инженер-переводчик стал миллиардером
Он отвоевал медь и уголь в схватках 90-х, выстроил монополию вокруг монополии РЖД в 2000-х и взял в кольцо Москву в 2010-х: рейдерское прошлое не помешало ему преуспеть в системе госкапитализма.
Двигатель Майдана
Как украинские предприятия саботируют "экономическое эмбарго" России.
Полпред, начальник УФСБ и папка с компроматом
Что стоит за сменой свердловского ГФИ.
Как бизнес привыкает к войне
Война на востоке Украины не могла не ударить по российскому бизнесу, имеющему интересы в этой стране.
Подмахнул не глядя
Врио губернатора Приморья решил прикрыть морские ворота России?
Почему запрет на импортную еду не поможет отечественным производителям
Запрет на поставку импортных продуктов не поможет отечественным производителям, предупреждают эксперты и аграрии. Более того, некоторые российские компании от него уже пострадали.
Обзор 4-8 августа: неделя поисков и происков
Весна 2014 года, полная пафоса и патриотизма, на излете лета превратилась в судорожные поиски денег и агрессию против «внутренних врагов». Что делает осенний компромат в России особенно агрессивным и бескомпромиссным.