В этом местные журналисты убедились, когда несколько дней назад исполняющий обязанности губернатора Томской области Владимир Мазур провел свой первый прямой эфир. По информации корреспондента The Moscow Post, не прозвучало ни одного вопроса о будущем скандального межвузовского кампуса, возводимом в рамках нацпроекта "Образование".
Того самого, в рамках которого бывший замгубернатора Юрий Гурдин был арестован в июле текущего года по обвинению в растрате, о чем сообщал BFM.ru. Ущерб, который он предположительно нанес своими действиями, оценивается в 70 млн рублей.
Наблюдатели предполагают, что господин Мазур мог просто вычеркнуть неудобные вопросы из списка задаваемых, поскольку не собирается менять ситуацию с коррупционным душком. О хитросплетениях политических игр в материале The Moscow Post в Томской области.
Жвачкин под маской Мазура
Строительство кампуса является крупнейшим инвестпроектом в регионе. На его реализацию правительство выделяет около 18 млрд рублей. Сдать объект планируется к 2025 году. Так что отсутствие вопросов про этот инфраструктурный объект, действительно весьма тревожный звонок для проекта.
Напомним, что начало реализации проекта и воровство семидесяти миллионов происходили при предыдущем губернаторе – Сергее Жвачкине. Последний руководил регионом целое десятилетие и сложил полномочия в мае текущего года по собственному желанию.
Недоброжелатели уверяют, что это произошло из-за ряда накопившихся к бывшему главе города вопросов, в том числе связанных и с кампусом. А дела он якобы передал одному из своих ближайших чиновников (до назначения губернатором, Мазур одно время работал в мэрии Томска, отвечал за информационную политику и связи с общественностью) с целью наблюдать из тени и иметь возможность влиять на происходящее.
И эти предположения не лишены смысла. После ухода Жвачкина, Мазур не стал менять команду губернатора. Хотя, судя по количеству заведенных на чиновников региона уголовных дел, чистка кадров совсем не повредила бы.
В одной лодке
Здесь хорошо вспомнить, что Мазур работал заместителем губернатора при Иване Кляйне – скандальном чиновнике, против которого в 2020 году возбудили уголовное дело о превышении полномочий и незаконном участии в предпринимательской деятельности – сообщал "Коммерсант".
Как ранее сообщал The Moscow Post, Жвачкин мог быть в курсе дел подчиненного и даже, возможно, имел барыши с того, что закрывал на них глаза. Можно ли предположить, что обо всем этом был прекрасно информирован и Мазур, которому за молчание и преданность отплатили сейчас губернаторским креслом? Как известно, "чужих" на такие должности не ставят.
При Жвачкине в регионе огромным влиянием пользовалась скандальная строительная фирма "ТДСК" депутата и главы градостроительной комиссии Томской области Александра Шпетера. Эта контора получала многомиллиардные госконтракты, несмотря на многочисленные нарушения на возводимых объектах. The Moscow Post подробно освещал эту историю.
При новом главе ситуация нисколько не изменилась. Структура "ТДСК" уже получила контракт на строительство очередного образовательного учреждения в июне. А буквально пару дней назад компанию наградили знаком отличия - по итогам Всероссийского конкурса на лучшую строительную организацию фирма стала победителем в номинации "Золотой фонд строительной отрасли 1 степени".
Также "Золотым фондом" среди предприятий с объемом подрядных работ от трех до десяти миллиардов рублей названо АО "ТОМ-ДОМ ТДСК" – дочерняя структура скандальной компании.
Лирическое отступление: в марте прошлого года "ТДСК" штрафовали за сговор с властями, о чем сообщала "Тайга.инфо". Это могло стать одной из причин ухода в тень господина Жвачкина. Хотя фактически ничего не изменилось.
"Эффективный" Мазур
К слову, господин Мазур и сам оказывался в поле зрения силовиков. Помимо работы в администрации Томска, чиновник был заместителем губернатора Тюменской области, первым заместителем губернатора Калужской области и главой администрации Тобольска. На этой должности его деятельность проверяли следователи – сообщал Ura.ru.
Дело было в том, что город незаконно выдал разрешение на строительство восьмиэтажного здания при норме в три этажа. Тогдашние подчиненные Мазура - бывшие председатель комитета земельных отношений и лесного хозяйства администрации Тобольска Владимир Егоров и председатель комитета градостроительной политики Алексей Ермоленко стали фигурантами уголовных дел.
Мазура же в итоге обошло стороной. Возможно, удалось замять дело не без помощи тогдашнего главы Тюменской области Владимира Якушева (ныне – полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе). В общем, умеет Мазур выбирать себе покровителей.
При Мазуре тобольские чиновники чувствовали себя весьма вольготно. Градоначальник позволял, например, своему заму Эдуарду Алексеенко, управлять бизнесом. А когда это выяснилось – лишь сделал ему выговор, не став увольнять.
Не стал он трогать и Яну Зубову, курировавшую социальную сферу. При ней результаты проверки Контрольно-счетной палаты показали огромное количество нарушений с точки зрения состояния соцучреждений.
Цитата по Ura.ru: "В школе № 1, например, так отремонтировали кровлю, что теперь от дождя и снега там мокнут не только потолки, но и стены. В детсаду № 36 новый линолеум пошел волнами, на нем почему-то проступила краска, а швы покрытия разошлись. В школе № 5 и детсаду № 10 не установлена ливневая канализация, в дошкольном учреждении состояние асфальта впрямую угрожает здоровью детей".
И это далеко не весь список нарушений.
При Мазуре дыры возникали не только в линолеуме, но и в бюджете Тобольска. Так, по словам депутата от КПРФ Юрия Юхневича, в разделе безвозмездных поступлений бюджет на 2016 года не досчитался порядка 3,3 млн рублей. И это несмотря на то, что в городе зарегистрирована крупнейшая газо- и нефтехимическая компания России "Сибур Холдинг". Выручка "Сибура" за 2015 год свыше 270 млрд рублей! Поступления в бюджет должны быть колоссальными, если только Леонид Михельсон (глава компании) не договорился с Мазуром.
Слабо верится, что такой управленец принесет городу благость и процветание. Как мы уже успели убедиться, тактика Мазура – замалчивание проблем, а не их решение.