А была ли она вообще, «русская весна» в Крыму? Оглядишься вокруг – предприятия, магазины, санатории и дома отдыха, и даже набережные курортных городов, как и прежде, принадлежат зажиточным гражданам Украины. А мы, отпускники из России, оплачивая свой отдых в российской Тавриде, по сути, спонсируем майданщиков – ведь ни для кого не секрет, что богатство и власть на Украине связаны неразрывно.
А известно ли вам, что многие владельцы крымских активов с украинскими паспортами тратят заработанные за сезон миллионы, закупая оружие и боеприпасы для карательных батальонов, воюющих в Донбассе? Вот и выходит: мы платим за отдых в Крыму, а на эти деньги убивают наших соотечественников в Луганске и Донецке. Так чей Крым? Не спешите с ответом, прежде задумайтесь. Прогулялись по набережной Балаклавы, прикупив сувениры? Заплатили Сергею Куницыну – одному из вдохновителей блокады полуострова и подстрекателю крымско-татарских националистов. Заказали жареную курочку на обед? Обогатили спонсоров «антитеррористической операции» в Донбассе Юрия Косюка и Олега Бахматюка. Заскочили в супермаркет за продуктами или ширпотребом? Поддержали киевлян Александра Герегу и Владимира Костельмана. А они, в свою очередь, в случае необходимости помогут вашими денежками своему другу и покровителю Петру Порошенко. Так чей Крым? То-то и оно, что не наш с вами.
Украинскую блокаду Крыма организовал москвич с российским паспортом
«Все фигуранты первой двадцатки украинских олигархов сохранили активы в Крыму, – рвет покровы одиозный спонсор крымско-татарских радикалов Ленур Ислямов. – Кто-то создал дочернюю структуру на подставное лицо, как Вадим Новинский или Игорь Коломойский, а кто-то перерегистрировался в российском правовом поле, как Геннадий Буткевич или Юрий Косюк». Ислямов не понаслышке знает, о чем говорит: он, украинский мультимиллионер, на поверку – москвич с российским паспортом и пропиской на улице Академика Королева. Крымская пресса трубит, что у Ислямова не осталось активов на полуострове – и это ложь, ибо регулярно грозящий «походом на Москву» майданщик, как и прежде, контролирует значительную часть пассажирских перевозок в Симферополе (предприятия «СимСитиТранс», «Квингруп» и другие), несколько автосервисов и страховых компаний («Ресо-Кредит» – это актив Ислямова, даже не сомневайтесь). В 2015 году бежавший из крымской столицы миллионер обзавелся украинским паспортом, но от российского гражданства не отказался. В январе Сбербанк подал в московский арбитраж иск о признании Ислямова банкротом. Тем не менее решение все еще не вынесено и в Крыму продолжают работать предприятия заочно объявленного в розыск Ислямова, переписанные на его супругу. Сели в симферопольскую маршрутку? Два против одного, что обогатили спонсора крымско-татарских радикалов.
Марк Агатов, журналист и правозащитник (Крым):
Отыскать активы украинских воротил в Крыму не так-то просто: часто они записаны либо на близких с другими фамилиями, либо и вовсе на подставных лиц. Но проблема не в том, что крымские власти немедленно экспроприируют эти активы, как только узнают, кто их реальный владелец, а в том, что у хозяев добра могут возникнуть проблемы в Киеве. Для Украины Крым – оккупированная территория. Занимаешься там предпринимательством – потворствуешь оккупантам. Такая логика. Приходится быть осторожнее. Но все это, думаю, ненадолго: пройдет год-другой, и украинский бизнес обозначится в Крыму во всем своем реальном объеме. А он, поверьте, немалый: по некоторым подсчетам, украинским гражданам сегодня принадлежит от половины до двух третей крупных и средних активов на полуострове.
Бывший вице-премьер правительства Крыма Андрей Сенченко печально известен среди земляков тем, что в 90-е он числился участником организованной преступной группировки «Сейлем» и даже вынужден был несколько лет скрываться от следственных органов за рубежом. С приходом к власти в Киеве Виктора Ющенко Сенченко вернулся домой и прикупил немало недвижимых активов, в том числе и практически всю Таврическую набережную Балаклавы – бывшего режимного города и базы подводных лодок, а ныне, возможно, самого престижного в России причала для яхт и катеров. Сложно там нынче найти яхту дешевле полутора миллионов долларов.
Сенченко скупал Балаклаву вместе со своими партнерами времен расцвета «Сейлема», Сергеем Велижанским и Людмилой Денисовой, то ли для самих себя, то ли действуя в интересах своей покровительницы Юлии Тимошенко. После событий «русской весны» Сенченко оказался в Киеве, а набережную Балаклавы крымские и севастопольские власти попытались вернуть государству. И тщетно! Суды неизменно признавали право собственности за Сенченко. А примерно месяц назад севастопольский губернатор Сергей Меняйло наконец объявил: «Необходимо ускорить работу по оформлению собственности в Балаклавской бухте для создания условий и заключения инвестиционных соглашений». Так что же, суд вынес наконец-то вердикт, оспаривающий право собственности Андрея Сенченко? Вот что сказал на сей счет сам Меняйло: «Мы получили положительное решение судов в отношении права города на причалы, принадлежавшие яхт-клубу «Золотой символ». Это не вся правда. Получить-то получили, да только собственность все еще остается за Сенченко! Реально именно он, а не город Севастополь владелец Таврической набережной. И продолжит оставаться таковым до решения вышестоящей инстанции в Москве. Помнится, в нулевые годы украинские конкуренты тоже пытались «отжать» у Сенченко Балаклаву – но не вышло, несмотря на решения хозяйственного суда Киева.
«Куриный бог» и «Золотое яйцо» узурпировали крупнейшие птицефабрики Крыма
И Ленур Ислямов, и Андрей Сенченко – спонсоры «антитеррористической операции» в Донбассе. Но они поддерживают АТО публично, не в пример Юрию Косюку, не афиширующему подобные вещи. Миллиардер Юрий Косюк, занимающий пятое место в украинском рейтинге Forbes, – близкий друг украинского президента Петра Порошенко. До недавних времен он занимал пост заместителя главы президентской администрации и отвечал там за «антитеррористическую операцию» на юго-востоке страны. Другими словами, он был непосредственно вовлечен в карательную кампанию. Но этот примечательный для российских правоохранительных органов факт не помешал ему оставить за собой крымское предприятие «Дружба народов» (один из крупнейших агрохолдингов еще со времен СССР) и Крымскую фруктовую компанию. Косюк регулярно бывает в Крыму, а две его яхты были неоднократно замечены у берегов полуострова в прошлом году.
Магазины и специализированные отделы торговой марки «Наша ряба» представлены по всему полуострову. А в столице республики их столько, что можно предположить, что структурам Косюка дарована особая монополия на торговлю мясом птицы (дважды его уличали в попытках узурпировать отрасль и даже оштрафовали на полмиллиона рублей). Кстати, Косюк и сегодня остается советником президента Украины. Прошлым летом миллиардер заключил соглашение с российской компанией «Воронеж Агро Холдинг» о передаче 40 тыс. гектаров земельных угодий в России в обмен на 60 тыс. гектаров в Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях Украины. И теперь Юрий Косюк – один из крупнейших латифундистов в Галиции (официально ему принадлежат 380 тыс. гектаров западноукраинской земли).
А крымские активы Косюка оцениваются примерно в 300 млн долларов. В Киеве Косюка именуют «куриным богом», а его конкурента Олега Бахматюка – «золотым яйцом». Но не подумайте чего – просто киевский мультимиллионер Бахматюк специализируется больше не на курятине, а на куриных яйцах. Так вот, Бахматюк сохранил за собой симферопольскую птицефабрику «Южная» (она, как и «Дружба народов», одна из крупнейших в Советском Союзе птицефабрик), но вывез оттуда всех кур, уволил сотрудников и законсервировал предприятие. Закрытый актив оценивается в 200 млн долларов, и государство неоднократно подумывало о национализации, но Бахматюк из Киева грозит засудить крымские власти (и лично главу республики Сергея Аксенова, вероятно, «присматривающегося» к бизнесу олигарха), и те отнимать предприятие пока не рискуют.
В Крыму обнаружилась собственность Юлии Тимошенко
По-разному обустраиваются в российском Крыму украинские олигархи. Бахматюк пока только намеревается зарегистрировать в России компанию и переоформить на нее птицефабрику, а Косюк не так давно именно так и поступил. Его примером вдохновился и некоронованный король днепропетровской розничной торговли Геннадий Буткевич, владелец крупнейшей на Украине сети супермаркетов АТБ («Агротехбизнес»), – он попросту зарегистрировал в Краснодаре новую фирму, «Продукты у дома» (ПУД), и переписал на нее все свои крымские магазины. Таким образом, Буткевич платит налоги не только на Украине, но и в России (кстати, по данным фискальной службы Украины, в прошлом году сеть АТБ вдвое увеличила сумму уплаченных налогов и на сегодняшний день остается одним из крупнейших налогоплательщиков в стране).
Неприятность лишь в том, что «Агротехбизнес» – структура, фактически созданная стараниями Юлии Тимошенко, и Буткевич, по сути, всего лишь миноритарный партнер одиозного лидера «Батькивщины», пообещавшей как-то «расстрелять Москву из атомного оружия». Вот и выходит, что украинская в доску Юлия Тимошенко получает часть своей прибыли в российском Крыму. «Спалилась» Тимошенко на связи с Буткевичем летом прошлого года, когда несколько одиозных депутатов Верховной рады (в том числе националисты Андрей Ильенко и Владимир Парасюк) зарегистрировали законопроект № 2689 «О национализации собственности торговой сети АТБ». Законопроект предполагал отъем у Буткевича, уличенного в спонсировании ополченцев ДНР и ЛНР, предприятий «АТБ-маркет», «АТБ-торгстрой», «АТБ-инвест», «Риал Истейт» и «Истрейт» и их дальнейшую национализацию. Казалось бы, Буткевичу несдобровать. Его недавние покровители из Партии регионов утратили влияние и ничем помочь мультимиллионеру не могли. И тут в дело вмешалась Юлия Тимошенко. Голосование, разумеется, было с треском провалено, активы Буткевича остались при нем, зато всей киевской политтусовке стало очевидно: Тимошенко попросту отстояла свое. Кстати, позже именно Тимошенко, а не Буткевич озвучила в кулуарах Рады условие приватизации АТБ – 5 млрд наличными (для справки: личное состояние Буткевича Forbes оценил в прошлом году в 155 млн долларов – какие там 5 миллиардов!). В общем, найдется в Крыму и собственность Юлии Тимошенко – возникло бы только желание ее обнаружить!
Поспешил сменить гражданство – чуть не лишился активов в Крыму
Вот что значит чутье! Кого только из антироссийских президентов не поддерживал украинский предприниматель с российским паспортом Константин Григоришин: и Виктора Ющенко, и Петра Порошенко. Но украинское гражданство получать тем не менее он не спешил. И правильно делал. Смени он гражданство, не удержать бы ему нынче своих ялтинских активов – отелей и сотни гектаров Золотого пляжа. А так припоминать Григоришину его заслуги перед двумя майданами крымские власти не рискуют – все-таки по паспорту он свой, российский.
А вот другой бывший наш олигарх, Вадим Новинский, состояние которого оценивается в 1,5 млрд долларов, поступил не слишком дальновидно: незадолго до второго майдана он обзавелся украинским гражданством. И после событий «русской весны» был вынужден формально из Крыма уйти. Впрочем, на самом деле Новинский никуда не ушел, просто перерегистрировал все свои активы на своего родного брата по имени Ашот Малхасян (для справки: отца двух братьев зовут Рудольф Ервандович Малхасян).
К примеру, Балаклавское рудоуправление, то самое, что устроило разбирательства с «Ночными волками» из-за горы Госфорта, теперь переписано на кипрскую фирму Kagerol Holdings Limited, которую контролирует Ашот Малхасян.
Ринат Ахметов, лишившийся на полуострове «Укртелекома» и «Крымэнерго», продолжает контролировать один из лучших санаториев «Ай-Даниль» (там традиционно отдыхают местные депутаты), имение «Новый Кучук-Кой», сельхозпредприятие «Ильич Агро Крым» и зерновые и содовые терминалы в Севастополе. Украинские предприниматели Александр Герега и Владимир Костельман сохранили свои супермаркеты «Эпицентр», «Сильпо» и «Фоззи». А владелец херсонского ООО «Южный меридиан» Александр Ким, чьи интересы в Крыму представляет ООО «Техэнергомаш», даже выиграл 147-миллионный тендер «Черноморнефтегаза» на поставку судовых кранов. И хотя бытует мнение, что всех украинских олигархов, поддержавших киевский майдан, изгнали из российского Крыма, на самом деле это совсем не так. Значительной части своих крымских активов лишились только трое: одиозный Игорь Коломойский, Сергей Тарута, согласившийся занять пост «губернатора оккупированных территорий», и Константин Жеваго, близкий к Юлии Тимошенко. А подавляющее большинство воротил и сегодня успешно развивают свой бизнес и на Украине, и в Крыму. Который, если пристальнее приглядеться, принадлежит скорее украинским, а не российским собственникам.
КСТАТИ
Несмотря на то что массовая распродажа крымской земли пока так и не началась, отдельными немалыми ее кусками ухитрились завладеть влиятельные украинцы. Киевская компания «Спорт-тур» – собственник трех участков земли в курортном Симеизе общей площадью 4,7 гектара. «Спорт-тур» – структура, аффилированная с инвестиционной компанией «Терра-инвест», совладельцем которой выступает некто Александр Мошинский. У бывшего главы президентской администрации и лидера движения «Украинский выбор» Виктора Медведчука так зовут адвоката. Украинской компании «Укркапитал» принадлежит 2,6 гектара земли в Гаспре под Ялтой. Возглавляет компанию некто Дмитрий Шуст, директор благотворительного фонда Виктора Медведчука. Компания «Тай-инвест» обзавелась 3,4 гектара в Парковом (читай – в Симеизе). Фактически эта структура принадлежит кипрскому офшору, но лет пять назад в совладельцах у «Тай-инвеста» числилась фирма «Сварог», которая, по данным «Интерфакс-Украина» на февраль текущего года, контролируется Леонидом Пивоваровым, одноклассником олигарха Константина Григоришина.