Индивидуальный предприниматель из Московской области, до недавнего времени специализирующийся исключительно на продаже недвижимости, вдруг получил целый ряд контрактов на поставку медицинской техники в дагестанские больницы общей суммой 114 млн рублей. При этом поставлять аппараты ИВЛ в северокавказскую республику он будет по вдвое завышенным ценам. Как выяснили журналисты, за скромным ИП стоит давно работающая с дагестанскими чиновниками крупная компания, тоже давно прославившаяся завышением цен, а фирма-прокладка нужна лишь для вывода денег.
Восемь аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) на 24 млн рублей закупил в конце марта Минздрав Дагестана у индивидуального предпринимателя из подмосковного Щелкова Александра Иванова. И для дагестанских чиновников, и для коммерсанта это стало первым опытом взаимного сотрудничества.
До февраля 2020 года, Иванов занимался не поставками медоборудования, а деятельностью в области недвижимости. Как выяснили журналисты проекта RAVEN (Russian Anti-Virus Emergency Network), номера телефонов Иванова можно обнаружить в объявлениях о продажах квартир в Подмосковье и контактах агентства недвижимости «Резон».
В феврале же предприниматель кардинально расширил круг своих интересов, уведомив ЕГРИП о десяти дополнительных видах деятельности, которые позволяют ему выступать в качестве агента по продаже медицинских изделий, фармацевтической продукции.
Первым госконтрактом риелтора Иванова и стал заказ дагестанского Минздрава. Собственно госконтракт на закупку, выполненный у единственного поставщика, сейчас не является нарушением, поскольку 19 марта 2020 года Минфин России признал распространение коронавируса обстоятельством непреодолимой силы и дал право заказчикам закупать любые товары, работы или услуги без конкурентных процедур.
Как выяснили журналисты, заказанные у Иванова аппараты ИВЛ Alia, которые производит немецкая компания F. Stephan GmbH, в России распространяет лишь ООО «ТехноМедИмпорт», которая на 80% принадлежит предпринимателю и академику Российской академии медико-технических наук Александру Матюшину. Он же владеет холдингом ТРИММ — эксклюзивным дистрибьютором продукции F. Stephan GmbH в России с правом послепродажного обслуживания. В холдинг входит и ООО «ТехноМедИмпорт».
В отличие от ИП Иванова, компании Матюшина давно и активно сотрудничают с дагестанским Минздравом, а также с медучреждениями ФСБ, Службы внешней разведки, РЖД, ФНС и Управделами президента. За свою историю сотрудничества эти фирмы не раз становились объектом привлечения внимания правоохранительных органов по причине завышения цен.
ИП Иванов мог приобрести аппараты ИВЛ лишь у фирмы Матюшина. По прайс-листу «ТехноМедИмпорта» один такой аппарат стоит 1 383 388,79 рублей. Минздрав Дагестана в свою очередь платит Иванову по 3 млн рублей за штуку.
Кроме того, контракт с дагестанским Минздравом предусматривает, что Иванов должен собрать, установить, смонтировать и ввести поставленное медоборудование в эксплуатацию. А такие работы могут проводить компании с соответствующей лицензией. И дается она дается лишь тогда, когда фирма имеет не только эксплуатационную документацию от производителя техники, но штат сотрудников с высшим или средним профобразованием, которые занимаются таким делом от трех лет и регулярно повышают свою квалификацию. Маловероятно, что нечто подобное есть у ИП Иванова, лишь пару месяцев назад заявившем о готовности поставлять медоборудование.
По мнению журналистов, на самом деле аппараты ИВЛ поставит в Дагестан одна из фирма Матюшина, а не ИП Иванов. “Индивидуальный предприниматель из Подмосковья был нужен, чтобы вывести заработанные на сделке деньги — вывести деньги со счета ИП проще, чем из крупной компании”, — делают вывод участники расследовательского проекта.
Между тем, первый контракт ИП Иванова а Дагестане оказался не единственным. Всего он должен поставить в республику 38 аппаратов ИВЛ на общую сумму 114 млн рублей.
Так, подчиненные министра здравоохранения Дагестана Джамалудина Гаджиибрагимова заключили 8 апреля с Ивановым еще один контракт без обоснования цены на поставку 20 аппаратов ИВЛ в Республиканский центр инфекционных болезней им. С. М. Магомедова на 36 млн рублей. Это аппараты производства фирмы Philips Respironics V60, которые также продает одна из фирм Матюшина. В 2017 году за единицу этой продукции он просил 908 тыс. рублей, а Иванов теперь — 1,8 млн рублей.
ИП Иванову достался и еще один госконтракт с дагестанским Минздравом — на поставку и монтаж 10 аппаратов ИВЛ Elisa 600, производства немецкой компании Löwenstein Medical и стоимостью 5,4 млн рублей каждый. Интересно, что аналогичные аппараты для Минздрава Татарстана поставит ООО «Компания Киль-Казань» по цене 3,5 млн рублей за единицу.
Расследователи полагают, что, если у Иванова нет необходимых лицензий, то он занимается незаконной предпринимательской деятельностью. Общие же действия дагестанского Минздрава, подмосковного предпринимателя и тех компаний, у которых он закупал аппараты ИВЛ, могут говорить о нарушении закона о защите конкуренции — сговоре, а также о мошенничестве. Журналисты уже обратились в правоохранительные органы и Федеральную антимонопольную службу.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях в сфере госзакупок в Дагестане и других регионах России — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Что делать, если ваш бизнес столкнулся с коррупцией, административными барьерами, проверки следуют одна...
На ремонт и обустройство ведомственного санатория ушло 100 млн рублей
Почему видеокамеры игнорируют друзей мэра
Возможные лоббисты включения компании “Фонбет” в список претендентов на господдержку
Дмитрий Бортников отстоял скандальную свалку для предпринимателей