Глава Томского района Александр Терещенко прикладывает максимум усилий, чтобы не попасть под кадровую «чистку», устроенную врио губернатора Владимиром Мазуром. Ситуация в регионе еще больше накалилась после июньского совещания, проведенного в Томске заместителем генпрокурора Дмитрием Демешиным, в процессе которого он озвучил неутешительные данные: исполнение национальных проектов в области составляет порядка 20%; задолженность по зарплате превышает 50 млн рублей; около 14 тыс. льготников не обеспечены жильем, нарушены права 400 дольщиков и т.д. Но самое главное: госдолг региона составляет 38,8 млрд рублей, то есть, 67% областного бюджета. Такое незавидное «наследство» досталось Мазуру от его предшественника Сергея Жвачкина, досрочно ушедшего в отставку с формулировкой «по собственному желанию».
Известно, что Терещенко пользовался поддержкой бывшего губернатора, который просто не мог не быть в курсе его незаконных финансовых «проектов». Например, глава Томского района совместно с начальником районного Управления образования Юлией Дубовицкой успешно проворачивали «отмывочные» схемы на базе школы «Интеграция» в поселке Зональная станция. Деньги учреждения списывались под самыми разными предлогами. Например, на оплату отопления и освещения, стоимость которых оказалась увеличена в несколько раз. Только в 2021 году до «Интеграции» не дошло порядка 51,21 млн рублей. При этом часть средств выводилась Терещенко на счета коммерческих структур, предоставляющих коммунальные услуги образовательным учреждениям, и оформленных на его тещу Лидию Княгницкую.
Уверенности аферистам придавало близкое знакомство Дубовицкой с руководителем областного департамента образования Ириной Грабцевич, врио начальника УМВД России по Томскому району Сергеем Мисько и областным прокурором Виктором Русаковым. Такая поддержка «в верхах» помогла скрыть масштабные хищения, имевшие место в процессе газификации села Коларово в микрорайоне Заповедный, на которую было выделено около 76 млн рублей. Прокурор Русаков до последнего заявлял, что у него и его подчиненных из районной прокуратуры нет оснований «не доверять официальным документам, представленным исполнительным органом власти и другими структурами».
Только благодаря настойчивости томских журналистов и общественников удалось добиться возбуждения уголовного дела, но почему-то по статье «Кража». При этом в надзорном ведомстве продолжают игнорировать тот факт, что к газификации Коларово имели непосредственное отношение фирмы Лидии Княгницкой. Вот только после того, как исполнением программы газификации Томской области заинтересовался заместитель генпрокурора Дмитрий Демешин, ситуация для аферистов может существенно осложниться. Тем временем Терещенко продолжает лоббировать интересы крупного томского застройщика Александра Шпетера – главы девелоперской компании «ТДСК», с которым у семейства чиновника есть общий бизнес: доли в компаниях «Пчелка» и «Архар», оформленные на все ту же Княгницкую.
***
Компания Анастасии Задориной «Заспорт» получила госконтракт стоимостью 664 млн рублей на пошив спецодежды для работников «Московского метрополитена». В этом ей могли помочь как семейные связи, так и деловые контакты с главой ВТБ Андреем Костиным и структурами олигарха Аркадия Ротенберга. Фирма, успешно «осваивающая» бюджетные средства, в 2014 году получила широкую известность благодаря футболкам с надписями: «Тополь санкций не боится» и «Санкции? Не смешите мои Искандеры».
В 2017-м «Заспорт» смогла занять место компании «Bosco di Ciliegi» Михаила Куснировича и стала официальным экипировщиком олимпийской команды России на период 2017-2024 гг. Смену подрядчика в олимпийском комитете объясняли более выгодными условиями, предложенными Задориной, вот только сам Куснирович рассказывал о том, что за продление сотрудничества с него запросили 650 млн рублей. Причем выплата указанной суммы должна была производиться ежегодно.
Первый подряд на пошив спецодежды от «Московского метрополитена» стоимостью 433 млн рублей «Заспорт» получила в 2019 году. На сегодняшний день портфель госконтрактов компании составляет 1,5 миллиарда; выручка по итогам прошлого года задекларирована в размере 958 миллионов. Но пошивочный бизнес – далеко не единственное направление коммерческой деятельности Задориной, на которую в разное время были зарегистрированы 14 фирм, часть из которых на сегодняшний день уже ликвидированы. Так, Задорина является совладельцем ООО «Коста», управляющим охотничьим хозяйством в Ярославской области. В число соучредителей предприятия входит также ООО «Муфлон», официально принадлежащее главе ВТБ Андрею Костину. Кроме того, «Муфлону» принадлежит доля в московском ООО «Таелс», одним из владельцев которого является сестра Задориной Юлия Тихомирова.
Помимо банкира Костина, содействие в получении многомиллионных контрактов компании «Заспорт» может исходить от семейства Ротенбергов. В частности, с января деловым партнером Задориной в ООО «Стейси» стало АО «Региональная инвестиционная компания». Ее гендиректор Надежда Емельянова параллельно руководит ООО «СЗ «Комета», а также является директором и совладельцем ООО «СЗ Инвестиции в будущее». Обе эти структуры через компанию «Трансстройинвест» связаны с ООО «Сбербанк инвестиции» и структурами Аркадия Ротенберга.
Примечательно, что еще в 2014 году одним из спонсоров «патриотической» линии одежды Задориной выступало ПАО «Концерн «Байкал», где ей принадлежала доля в 30%. Среди прочих, в совет директоров предприятия входил Роман Золотов – сын действующего главы Росгвардии Виктора Золотова. В собственности «Байкала» находились 90% компании «Стройгазсервис», созданной в 2009 году Алексеем Снегиревым, ранее отвечавшим за комплектацию и логистику в компании «Стройгазмонтаж» все того же Аркадия Ротенберга.
Значительную роль в развитии бизнеса Задориной играет также ее отец Михаил Шекин – выходец из силовых структур, сегодня занимающий пост президента московского волейбольного клуба «Динамо», дочерней структуре которого – фирме «Флагман» – принадлежит доля в «Заспорт». Известно, что с брендом «Динамо» связан Банк ВТБ: его «дочерняя» структура «ВТБ Проект» в 2015 году начала строительство международной спортивной волейбольной арены «Match Point» для одноименного спортивного общества. Кроме того, в 2019 году госбанк и фонд Ротенберга стали владельцами хоккейного клуба «Динамо».
***
Сын главы «Ростеха» Сергея Чемезова Станислав занимается бизнесом сразу в нескольких направлениях. Ему принадлежат холдинговая компания «Финансовые инвестиции», специализирующаяся на лесозаготовках «Лесная компания «Тайга», сельскохозяйственное ООО «Осень», занимающаяся компьютерными технологиями фирма «Интербизнесгрупп» и т.д. Но за редким исключением эти коммерческие структуры убыточны. Одним из деловых партнеров Станислава Чемезова является Майя Токарева – дочь президента «Транснефти» Николая Токарева.
Еще будучи замужем за Андреем Болотовым, сыном отставного полковника ФСО, Майя Токарева получила в собственность 24% фармацевтической компании «ФармЭко», через которую она также владела акциями имеющего миллиардные обороты ООО «Ирвин 2», считающегося гигантом отечественного фармрынка. Так, по итогам 2021 года выручка «Ирвин 2» составила 38,1 млрд рублей, прибыль – 3,1 миллиарда; портфель госконтрактов предприятия превышает 85 миллиардов. «ФармЭко» и «Ирвин 2» связывают с «Ростехом»: якобы в свое время Чемезов-старший и Токарев использовали свои связи для давления на бывшего министра здравоохранения Татьяну Голикову с целью отказа компании-конкурента «Р-Фарм» Алексея Репика от участия в торгах на заключение контракта стоимостью 8,7 млрд рублей на поставку инсулина.
Но у Станислава Чемезова и Майи Токаревой есть и официальный совместный бизнес – им принадлежит по 25% зарегистрированного в Геленджике ООО «ГКК-Меридиан», в число соучредителей которого ранее входил экс-министр энергетики Сергей Шматко. Это бывший чиновник, в 2008-2011 гг. занимавший пост главы совета директоров «Транснефти», через ООО «Артпол холдинг» также был связан с «ФармЭко» и «Ирвин 2». Кроме того, Чемезов-младший и Болотова отметились покупкой элитной недвижимости в Хорватии: купленные ими виллы стоимостью в миллиарды рублей официально зарегистрированы на компании, связанные с Андреем Болотовым и женой главы «Транснефти» Галиной Токаревой. Подконтрольные семействам офшоры могут использоваться для вывода из России финансов, в том числе полученных в виде контрактов госкорпораций.
Известно, что аффилированная с Чемезовым-младшим офшорная фирма «Erliglow Ltd», зарегистрированная на Британских Виргинских островах, через связанную с ней компанию «Связьдоринвест» должна была принимать участие в проекте «Эврика» – строительстве более 5 тыс. километров магистральной оптоволоконной сети от Финляндии до Казахстана и далее в Китай, стоимость которого оценивалась в 550 млн долларов. Вот только проект так и не был осуществлен и «Erliglow Ltd» ликвидировали за ненадобностью.
Кроме того, с семействами Чемезовых и Токаревых связывают деятельность Страховой компании «Независимая страховая группа» (СК НСГ): ее совладелец Владимир Майшев входит в число учредителей «ГКК-Меридиан». Объем контрактов, полученных «СК НСГ» от структур «Ростеха» составляет почти 1 млрд рублей, а ее сотрудником называют младшего сына Чемезова – Александра.
***
Отчетам об отсутствии позитивных социально-экономических изменений губернатор Курской области Роман Старовойт предпочитает сообщения об угрозе терактов и обстрелах населенных пунктов, расположенных вблизи российско-украинской границы. На фоне ставших регулярными «боевых сводок» отмечено снижение губернаторского рейтинга, а также ухудшение ситуации во вверенном его заботам регионе.
Согласно официальным статистическим данным, более 9% жителей области находятся за чертой бедности, смертность за пять месяцев текущего года превысила показатели аналогичных прошлогодних периодов, наблюдается отъезд граждан в другие субъекты РФ, а на смену им приходят, в том числе, выходцы из республик СНГ. Вот только отрицательные показатели вряд ли беспокоят Старовойта: с момента официального избрания на губернаторский пост, благосостояние его семейства растет, как на дрожжах. По итогам прошлого года его собственный доход вырос вдвое, составив почти 7 млн рублей; супруга главы региона Светлана Старовойт заработала 18,4 миллиона.
Ранее первая леди Курской области входила в топ-10 самых богатых жен губернаторов задекларировав заработок в 17,4 млн рублей. Неофициальным источником доходов губернаторской четы называют аффилированные коммерческие структуры, такие, как компания «Терра», в собственности которой находится один из курских асфальтовых заводов. Резкий рост выручки и прибыли предприятия, сегодня получающего многомиллионные контракты, совпал с появлением в регионе Старовойта, а также банкротством нескольких крупных дорожных компаний.
Репутацию губернатора подрывают также сообщения о коррупции в его ближайшем окружении. Примером может служить громкий скандал, связанный с продажей мест в ходе прошлогодних праймериз «Единой России», когда мандат депутата областной думы и прохождение «фильтра» замгубернатора Юрия Князева оценивались в 20 млн рублей. Вот только руководителем оргкомитета по проведению праймериз являлся губернатор Старовойт, возглавляющий также областное отделение партии власти.