«Коммерсант» споткнулся о Валентину Матвиенко

Источник
20 мая стало известно, что из «Коммерсанта» увольняются два ведущих журналиста издания — специальный корреспондент Иван Сафронов и редактор Максим Иванов. Они покинули издательский дом по требованию владельца Алишера Усманова из-за статьи о возможном уходе Валентины Матвиенко с поста председателя Совета Федерации. Вслед за Ивановым и Сафроновым «Коммерсант» покинули еще 11 журналистов, в том числе отдел политики в полном составе — в знак несогласия с «решением акционера».

В апреле в «Коммерсанте» вышла статья о возможном уходе Валентины Матвиенко из Совета Федерации

17 апреля «Коммерсант» опубликовал статью «Спикеров делать из этих людей». Со ссылкой на собственные источники издание сообщило, что в мае председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко встретится с президентом Владимиром Путиным — на встрече будет обсуждаться ее возможный уход с должности. Один из источников сообщал, что вероятность ухода Матвиенко «крайне велика».

Неназванный высокопоставленный федеральный чиновник сообщил «Коммерсанту», что Матвиенко может возглавить Пенсионный фонд. По информации издания, ее место в Совете Федерации может занять руководитель Службы внешней разведки Сергей Нарышкин.

У статьи было сразу пять авторов: заместитель редактора отдела политики Максим Иванов, специальный корреспондент Иван Сафронов, корреспондент отдела политики Наталья Корченкова, корреспондент отдела экономики Анастасия Мануйлова и редактор этого отдела Олег Сапожков.

Одновременно материал о возможной отставке Матвиенко выпустил «Дождь». В ней представитель Валентины Матвиенко опроверг информацию об уходе.

Давление на журналистов началось сразу после выхода статьи. Спустя месяц двух ее авторов вынудили уйти из газеты

По данным источников «Медузы», знакомых с ситуацией, давление со стороны акционера «Коммерсанта» — издание принадлежит миллиардеру Алишеру Усманову — началось уже через несколько дней после выхода статьи. По их словам, особенно недовольна статьей была сама Валентина Матвиенко. Пресс-секретарь Матвиенко сказал, что сенатор не будет комментировать статью и события в «Коммерсанте».

Собеседник «Медузы» утверждает, что изначально из-за текста собирались уволить главного редактора и гендиректора «Коммерсанта» Владимира Желонкина, однако ему удалось договориться с владельцами. В результате акционеры решили, что уйдут некоторые авторы статьи. «[Мы] долго пытались убедить акционеров этого не делать, не получилось», — подчеркнул один из журналистов, уволившихся в знак протеста против происходящего.

20 мая двое авторов статьи о Матвиенко, Максим Иванов и Иван Сафронов, сообщили, что их вынудили уйти из «Коммерсанта» по соглашению сторон. Иванов работал в «Коммерсанте» с 2009 года: он пришел в издание стажером и дослужился до заместителя редактора. Иван Сафронов также работал в «Коммерсанте» около 10 лет и был одним из ведущих авторов газеты.

Оба журналиста подчеркнули, что ушли по решению владельца издательского дома. Сафронов добавил, что акционер высказал «серьезные претензии» к материалу о Валентине Матвиенко. В чем заключались претензии, он не уточнил. Сафронов отказался от комментариев «Медузе»; Иванов сказал, что о деталях ситуации следует спрашивать у руководства издания.

Главный редактор и гендиректор «Коммерсанта» Владимир Желонкин говорит, что принял решение об уходе журналистов самостоятельно, без давления со стороны акционеров. «С журналистами мы расстались, поскольку при подготовке заметки были нарушены редакционные стандарты „Коммерсанта“», — объяснил он «Ведомостям». В разговоре с «Медузой» Желонкин добавил, что видел материал о Матвиенко перед публикацией, но информация о нарушении редакционных стандартов появилась у него только после выхода текста. В чем именно заключались нарушения, Желонкин «Медузе» не пояснил (он также отказался отвечать на аналогичные вопросы «Ведомостей» и русской службы «Би-Би-Си»). О причинах ухода других журналистов он разговаривать отказался.

Источник, близкий к Усманову, прокомментировал The Bell увольнение журналистов отдела политики. «Они налажали и нарушили все писанные и неписанные правила ИД, журналистики и этики», — сказал собеседник издания, добавив, что журналисты не воспользовались шансом исправить ошибку. В чем именно заключались нарушения, он также не уточнил, но добавил, что к содержанию статьи о предполагаемой отставке Матвиенко это отношения не имело. По словам источника издания, скоро «Коммерсант» выступит с официальным заявлением по этому поводу.

Следом за двумя журналистами ушел весь отдел политики и заместитель шеф-редактора

В течение часа после объявления об увольнении Иванова и Сафронова заявления об уходе подали все сотрудники отдела политики «Коммерсанта». Об этом сообщил заместитель шеф-редактора газеты Глеб Черкасов, который также покинет издание. «У акционера есть право принимать кадровые решения, у сотрудников есть право с ними не соглашаться единственно возможным способом — сменой места работы», — заявил Черкасов. От комментария «Медузе» он отказался. Всего из «Коммерсанта» ушли 13 человек, включая Иванова и Сафронова.

После массового увольнения из издания еще один заместитель шеф-редактора «Коммерсанта» Рената Ямбаева написала в фейсбуке, что решение об уходе Иванова и Сафронова принято лично Алишером Усмановым, «проведено» его представителем, главой фонда USM Иваном Стрешинским, а реализовано Владимиром Желонкиным.

Ямбаева добавила, что редакция пыталась защитить Иванова и Сафронова, но «прямые обращения к акционеру и его представителю» не помогли. Иван Стрешинский не ответил на звонки «Медузы»; представители холдинга Усманова USM на момент публикации этого материала не предоставили «Медузе» свой комментарий.

Специальный корреспондент «Коммерсанта» Александр Черных сообщил, что журналисты издания ждут обсуждения ситуации с главным редактором Владимиром Желонкиным.

Это не первое заметное увольнение журналистов из «Коммерсанта» за последнее время

19 марта об уходе из «Коммерсанта» сообщила петербургская журналистка Мария Карпенко. По ее словам, официальной причиной увольнения стали публикации в ее политическом телеграм-канале «Ротонда» — руководство сочло, что посты в канале «противоречат редакционной политике издания». Владимир Желонкин пояснял, что расторг контракт с Карпенко, поскольку ее телеграм-канал «Ротонда» — это не личная страница в соцсетях, а отдельное медиа. По договору, журналисты издательского дома не могут работать в других медиа, пояснил он.

В телеграм-канале «Ротонда» Мария Карпенко написала, что ее увольняют из-за претензий Кремля и администрации Санкт-Петербурга к тому, как «Коммерсант» освещает избирательную кампанию временного губернатора города Александра Беглова. Она заявляла также, что Желонкин объяснил ей, что увольняет ее за «активизм, несовместимый с журналистским статусом».

Алишер Усманов вмешивался в редакционные процессы «Коммерсанта» и раньше. В 2011 году он уволил генерального директора ЗАО «КоммерсантЪ-Холдинг» Андрея Галиева и главного редактора журнала «Коммерсант-Власть» Максима Ковальского. Причиной увольнения, по словам Усманова, стали материалы издания, «граничащие с мелким хулиганством». Тогда в журнале «Власть» был опубликован снимок избирательного бюллетеня — в нем стоял голос за «Яблоко» и надпись «Путин пошел на ***». Из-за этого бюллетень был признан недействительным. Сотрудники «Власти» в открытом письме под заголовком «Нас принуждают к трусости» назвали увольнение Ковальского «акцией запугивания».

В 2017 году политик Алексей Навальный пытался через суд доказать цензуру в «Коммерсанте» со стороны Алишера Усманова. Иск к Навальному подал сам миллиардер после фильма «Он вам не Димон», в котором говорилось, что Усманов якобы давал взятки премьер-министру Дмитрию Медведеву и другим чиновникам. Усманов потребовал через суд опровергнуть эти сведения, а также заявления Навального том, что Усманов установил в «Коммерсанте» политическую цензуру. Усманов выиграл в суде.
Персоны Компании
Защита ЮНЕСКО не спасает исторические дома Петербурга от сноса
Как в Петербурге сносят и «аварируют» исторические здания ради коммерческого новодела.
Рустам Минниханов встал на крыло
Тренд на персональный самолет подхватывают все – от мэра Переславля-Залесского до президента Татарстана.
Навальный плюс два
На июньских фото с оппозиционным политиком засветились его двухметровые телохранители.
От Дмитрия Холодова до журналистов в ЦАР: 15 самых громких нераскрытых преступлений
Характерная черта всех не раскрытых громких преступлений — сообщение информагентств: дело берется под «личный контроль» главы Следственного комитета, генпрокурора, премьера, министра внутренних дел, директора ФСБ, президента… И на том — все.
Левченко на медведя, Кобылкин на гольца: как браконьерствуют российские чиновники
Как российские политики и чиновники охотятся, браконьерствуют и попутно убивают друг друга.
«Былое и думы» Петра Кацыва
Сегодня отец и сын Кацывы не любят вспоминать о своих связях со структурами госпожи Булах, тем более, что официально они остались в стороне от уголовного дела о подмосковных хищениях. Шлейф в виде ...