Предполагаемые сообщники арестованного полковника ФСБ Кирилла Черкалина из полиции оказались замешаны в уголовном преследовании банкира, раскрывшего связь силовиков с обнальным рынком. Финансиста заранее предупредили о том, что ему создадут проблемы с законом и предложили заплатить $60 тыс. “отступных”. Вымогатель действовал от имени одного из руководителей следствия московского УВД. Факт шантажа попал на аудиозапись, но в столичном УФСБ не стали проверять эти материалы. О высокопоставленных героях этой истории и коррупционных взаимосвязях российских правоохранительных структур — в интервью PASMI с финансовым топ-менеджером.
Как офицеры ФСБ покрывали преступников, отмывших более 11 млрд рублей через КБ «Интелфинанс», председатель кредитной организации Михаил Завертяев рассказал PASMI в мае 2019 года. По его словам, с банковскими рейдерами были связаны задержанные в апреле полковники из управления “К” Федеральной службы безопасности Кирилл Черкалин и Дмитрий Фролов, а также Сергей Смирнов — первый заместитель Александра Бортникова. В 2008 году финансисту, требовшему расследования хищений в «Интелфинансе», предлагали забыть об этом деле, но отказался от сделки с чекистами. А спустя несколько лет эта несговорчивость, как считает Завертяев, стала причиной его уголовного преследования.
Банковские мошенники
Банкира Михаила Завертяева, известного своими заявлениями о коррупции в высших кругах ФСБ, сегодня обвиняют в соучастии в хищении мошенническим путем 120 млн рублей, принадлежащих ульяновскому “ПВ-Банку”.
Лицензию у этого кредитного учреждения отозвали в апреле 2012 года, когда выяснилось, что “ПВ-Банк” не может расплатиться с клиентами. Дыра в балансе составила более 2 млрд рублей. Иск о субсидиарной ответственности Агентство по страхованию вкладов (АСВ) предъявило руководству банка.
В числе клиентов банка оказался и Михаил Завертяев: в феврале 2012 московский филиал “ПВ-Банка” выдал кредит на его имя на 120 млн рублей. По словам Завертяева, долговые обязательства он погасил досрочно в марте того же года и получил на руки документы, подтверждающие, что вся сумма полностью выплачена. Но позже выяснилось, что проводку денежных средств по кредиту в банке не сделали.
Расследование хищения денежных средств затянулось на четыре года. В феврале 2016-го обвинение было предъявлено исполняющему обязанности председателя правления московского филиала “ПВ-Банка” Константину Сапрыкину.
Переменчивое следствие
Но уже через год следствие поменяло свою позицию: в ноябре 2016 года руководитель столичного филиала “ПВ-Банка” Сапрыкин вместо обвиняемого стал свидетелем, а вину возложили на его подчиненного — управляющего филиалом Алексея Тимонина.
“Думаю, что председателя правления прикрыл его покровитель — один из владельцев “ПВ-Банка” Геннадий Мещеряков. Эта “парочка” прославилась еще в 2010 году, когда они довели “Связь-Банк” до банкротства, и потом его спасали огромными вливаниями из Внешэкономбанк
а. На спасение Связь-Банка государство потратило 142 млрд руб. — это абсолютный кризисный рекорд. Мещеряков в тот период занимал пост президента и председателя правления Связь-Банка”, а Сапрыкин был начальником казначейства”, — рассказал собеседник PASMI.
После проблем в «Связь-Банке» ЦБ, согласно собственной инструкции, не должен был назначать ни Мещерякова, ни Сапрыкина на руководящие должности в “ПВ-Банке”. Как правило, такое попустительство возможно лишь при наличие высокопоставленных связей. Михаил Заверяев уверен, что за спиной этих финансовых топ-менеджеров еще со времен “Связь-Банка” стояли сотрудники ФСБ, контролирующие кредитные площадки по отмыванию денег.
“Уголовное дело “ПВ-Банка” стало иллюстрацией того, как подчиненные Бортникова прикрывают нужных банкиров и расправляются с неугодными. В 2008 году я отказался замалчивать хищения в “Интелфинансе”, а от предложений, которые делает первый заместитель главы ФСБ отказываться нельзя, и мне напомнили об этом в 2017 году”, — заявил финансист.
Месть ФСБ
В конце мая 2017 года Завертяеву начали поступать угрозы в связи с расследованием материалов по его кредиту в ПВ-Банке.
“На меня вышел бывший следователь УВД ЦАО Владимир Тронько и предложил заплатить 60 тысяч долларов. Он сообщил, что если я не заплачу деньги, то на меня заведут уголовное дело”, — рассказал банкир.
По словам Михаила, Тронько действовал от имени заместителя руководителя следственной части УВД ЦАО Антона Панкова и не скрывал этого. Более того, экс-подчиненный Панкова признался, что дело на Завертяева его начальнику заказали сверху, поэтому он посоветовал не затягивать с выплатой “отступных”.
Заявление о вымогательстве Завертяев написал в центральный аппарат федеральной службы безопасности, откуда подчиненные Александра Бортникова направили его в московское управление ФСБ, которым руководит Алексей Дорофеев. После чего оперативные действия пошли по странному сценарию.
“В столичном управлении ФСБ меня пригласили в кабинет к некому оперативнику Георгию, который предложил мне самостоятельно зафиксировать факты вымогательств и даже посоветовал, какой лучше приобрести диктофон”, — вспоминает Михаил Завертяев.
Банкир последовал совету оперативника, зафиксировал разговор с Тронько и передал запись в УФСБ по Москве. Сейчас этот аудиофайл вместе с расшифровкой приобщены судом в качестве доказательства по делу о хищении денег в “ПВ-Банке”.
На записи мужчина с голосом Завертяева спрашивает у собеседника (предположительно, Тронько) кому пойдут “60 килограмм”, которые он должен выплатить, и не будут ли эти деньги отданы впустую: “Может, с Панковым все-таки как-то надо решать вопрос? Хрен с ним, я готов к родственнику сходить, занять у него”.
На это собеседник отвечает, что уровень, на котором будет решаться вопрос Завертяева гораздо выше УВД ЦАО: “В ГСУ (ГУМВД по Москве — ред.) к вам претензий не имеют… Какие-то чуваки из департамента (Следственный департамент МВД России — ред.), личная просьба была такая вот, почти в приказном порядке”. Он добавляет, что “Панкову вообще нас*ть, он просто увидел, что можно поживиться”.
Однако, после того, как диск с записью шантажа попал к подчиненным Дорофеева, Владимир Тронько сразу отказался от всех требований, заявив, что не понимает о чем идет речь.
Михаил Завертяев уверен, что эфэсбэшники “слили” Тронько информацию о его заявлении. Тем более, что в 2019 году выяснилось, в московском УФСБ вообще не проводили проверки по сообщению о вымогательстве. Эту информацию Завертяев получил из Генеральной прокуратуры в ответ на свою жалобу на действия чекистов.
А спустя несколько месяцев после угроз Владимира Тронько на Завертяева завели уголовное дело. В мае 2018 года финансиста обвинили в соучастии в хищении 120 млн рублей. По версии следствия, Михаил Завертяев на самом деле не гасил кредит в ПВ-Банке. Финансист якобы вступил в сговор с управляющим московским филиалом Тимониным, и тот в 2012 году оформил возврат займа без денег.
Подруга Черкалина
А когда Михаил Завертяев и его адвокаты начали знакомиться с обвинительным заключением, то обнаружили, из уголовного дела пропали 20 томов материалов с оригиналами документов. Эти бумаги, как выяснили адвокаты, были утеряны в 2017 году, как раз в тот момент, когда к делу “ПВ-Банка” подключился Антон Панков. На должность заместителя начальника следственного управления УВД по ЦАО его перевели в феврале 2017 года из московского ГСУ МВД.
Примечательно, что вместе с Панковым в 2017 году из главного следственного управления в УВД по ЦАО, перевели и его подчиненную — Ирину Зинееву. Ее назначили начальником 2-го отдела следственной части УВД центрального округа Москвы. Именно в этот отдел попадали материалы, связанные с банковским сектором, и именно Зинеева курировала расследование дела “ПВ-Банка”.
А в июне 2019 года, по данным PASMI, следственная группа, которая занимается делом Кирилла Черкалина, начала проверку данных о связи Зинеевой с полковником-миллиардером. По информации журналистов, Ирина Зинеева помогала арестованному начальнику отдела управления “К” ФСБ регулировать вопросы с уголовными делами в отношении банкиров.
Михаил Завертяев считает, что Антон Панков и Ирина Зинеева в паре работали в интересах коррумпированных чинов ФСБ, именно поэтому подчиненные Бортникова закрыли глаза на заявления банкира о вымогательстве денег.
Сегодня Ирина Зинеева продолжает работать в следственном управлении УВД по ЦАО, информация СМИ о ее увольнении не подтвердилась.
Антон Панков пошел на повышение: в апреле 2019 года его назначили начальником СУ УВД по центральному округу Москвы.
Уголовное дело о хищении 120 млн рублей у “ПВ-Банка” направлено в Мещанский суд. Алексей Тимонин и Михаил Завертяев свою вину в предъявленных обвинениях отрицают.