Министерство культуры и Фонд кино начали через суд требовать с производителей выданные ранее госсубсидии. Часть из них была распределена на условиях стопроцентного возврата. В частности, Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии пытается отсудить у производителей более 50 млн рублей. 20 млн рублей суд постановил взыскать с компании "Спутник", которые на возвратной основе в 2015 году были выданы на создание фильма "Ночные стражи". При бюджете в размере 230 млн рублей сборы не отбили и 20%, составив всего 32 млн рублей.
Еще 5 млн рублей фонд пытается взыскать с компании "Задорин Групп Интертеймент". Средства были выделены на создание исторического фильма с жанре фэнтези "Богатырь". Зрители картину не увидели до сих пор. Примечательно, что известно только об одном мировом соглашении, которое Фонд кино подписал с продюсерской компанией "Синема Продакшн". Злые языки поговаривают, что на мирное урегулирование могло повлиять присутствие в составе актеров фильма "На веки вечные" режиссера Никиты Михалкова.
Впрочем, точно также деньги пытается вернуть и Минкульт, возглавляемый Владимиром Мединским. При этом сначала ведомство ведь одобряло заявки. То есть "вложение" в провальные проекты и, соответственно, эффективность траты бюджетных денег лежит на господине министре.
"Постановочная война"
О конфликте Мединского с Фондом кино говорят уже давно. Министр, по слухам, стремится полностью подчинить организацию, учрежденную Правительством РФ, себе и сменить экспертный совет организации. В апреле состоялось заседание Общественного совета Минкульта. У некоторых присутствовавших сложилось впечатление, что объектом для "битья" изначально был выбран Фонд кино. В частности, выступающие говорили об "излишней коммерциализации" кинематографа и о необходимости реформировать организацию, чтобы она служила "просветлению души и сознанию народа".
Правда, в апреле этого года тот же Минкульт передал в Фонд кино новое соглашение, на основании которого фонд будет в дальнейшем получать от культурного ведомства госсубсидии. Фонду будет выдано 4 млрд рублей. И сам же министр Мединский ранее настаивал, чтобы проекты, под которые выдаются деньги, за каждые 100 рублей приводили в кинозал не менее одного зрителя. То есть дали 100 млн рублей - будьте любезны организовать все так, чтобы вашу картину посмотрели не менее миллиона человек.
Но это требование плохо сочетается как с предложениями уйти от излишней коммерциализации, так и в требованием "служить просветлению". А если прибавить сюда право вето, на ведение которого после выпуска фильма "левиафан" так настаивает господин Мединский, становится понятно, что у будущих проектов, оплаченных фондов, есть два пути. Быть не то что прибыльными, но хотя бы безубыточными, или же провальными с точки зрения коммерции, но горячо одобренными Минкультом.
В итоге даже советник Президента РФ по вопросам культуры Владимир Толстой признал, что члены совета, похоже, плохо разбираются в основах киноиндустрии и, главное, не хотят предъявлять претензии Минкульту, хотя, по сути, за происходящее ответственно именно ведомство Мединского. И вся высказанная критика фактически была критикой работы министерства культуры.
Мединский теряет позиции
За последнее время к Владимиру Мединскому и возглавляемому им ведомству накопилось достаточно претензий, чтобы министр слетел со своей должности. В прошлом году разразился скандал, связанный с многочисленными хищениями средств, выделенных на реставрацию объектов культуры. Весной прошлого года был задержан замминистра культуры Григорий Пирумов, подозреваемый в хищении более 100 млн рублей.
Осенью чиновник признал свою вину, а в конце года был снят с должности. Кроме того, под арестом находится и начальник департамента управления имуществом Минкульта Борис Мазо, а также глава "Центра реставрации" Олег Иванов, директор компании "БалтСтрой" Дмитрий Сергеев и бизнесмен Никита Колесников. После этого силовики начали "шерстить" ведомство Мединского. Результат не замедлил последовать. В апреле этого года под домашний арест был отправлен директор музея-заповедника "Петергоф" Виктор Сорокин. Он подозревается в растрате бюджетных средств, выделенных на реставрацию причала. Этот процесс не связан с "делом реставраторов", однако он укрепляет подозрения, что при Мединском воровство в Минкульте расцвело.
Хищения были выявлены даже в Государственном Эрмитаже. Под арестом оказался замдиректора музея Михаил Новиков. По версии следствия, часть выделенных на строительство фондохранилища музея 3,7 млрд рублей была "распилена". Главная интрига состоит даже не в том, как мог Владимир Мединский "проглядеть" происходящее в его ведомстве, а в том, не отошел ли министру определенный процент от украденных денег.
Дело Федотова
С прошлого года под арестом находится уже теперь бывший глава Российского авторского общества Сергей Федотов. Этот господин, которого обвиняют в хищении полумиллиарда рублей, считается ставленником режиссера Никиты Михалкова и министра Мединского.
В 2012 году РАО учредило сомнительную контору под названием "Сервисно-эксплуатационная компания". На нее РАО переписало четыре купленных ранее объекта недвижимости общей площадью более 2 тысяч "квадратов". Когда в отношении Федотова было возбуждено уголовное дело, следствие сочло, что тогдашний глава РАО сознательно ввел в заблуждение авторский совет общества относительно целей создания этой конторы.
При Федотове сотрудники РАО тратили поступающие авторские сборы как хотели. Проще говоря, за чужой счет устроили себе красивую жизнь и ни перед кем за нее не отчитывались. В частности, из собранных в 2013 году 4,4 млрд рублей господин Федотов на собственные расходы организации удержал ни много ни мало миллиард рублей. 320 млн рублей были потрачены на зарплаты сотрудникам, еще более 100 млн рублей - на юридические услуги и хозяйственные нужды. "Прочие расходы", назначение которых, конечно же, не поясняется, "съели" 15 млн рублей.
Теперь вот правоохранителям приходится разбираться, откуда у Сергея Федотова взялись деньги на покупку замка в Шотландии за миллион фунтов стерлингов. Михалков после того, как "взяли" Федотова, даже готов был поручиться за него. Злые языки поговаривают, что попытки знаменитого режиссера извлечь Федотова из лап правоохранителей объяснялись банальными опасениями за собственную свободу. Дело в том, что с РАО был связан возглавляемый Михалковым Российский союз правообладателей. Федотов и Михалков даже планировали объединение всех российских "авторских" организаций под одной крышей. Понятно, что главный интерес заключался в контроле за авторскими сборами. Вскоре после ареста Федотова РСП разорвал отношения с обществом.
Диссертация-памфлет
Впрочем, у Владимира Мединского хватает и собственных проблем, которые не просто "бьют" по его репутации (вернее, ее остаткам), но грозят министру отставкой. Вскоре должна быть предприняла уже третья попытка рассмотреть диссертацию главы Минкульта на предмет соответствия научным требованиям. Первые две были успешно сорваны. Весной прошлого года заявление о лишении Мединского научной степени в ВАК подали член сообщества "Диссернет" Иван Бабицкий, Константин Ерусалимский и Вячеслав Козляков - оба доктора исторических наук. Ученые заявили, что научная работа министра пестрит грубейшими ошибками, а стиль научного текста таков, что приближает его к "пропагандистскому памфлету".
Первому рассматривать диссертацию Мединского предстояло диссертационному совету Уральского федерального университета. Но министр просто не пришел, сославшись на занятость. Затем уже диссовет МГУ отказался рассматривать работу якобы потому, что не нашел в ней плагиата. Вот только один из членов совета потом рассказал, что это в принципе невозможно, так как диссовету не была предоставлена сама диссертация. Третья попытка лишить Мединского научного звания состоится в Белгородском государственном национальном университете. Но скептики не исключают, что либо сам Мединский опять окажется занят, либо ученые просто не рискнут высказать правду о "писульках" министра.
Для отставки Владимира Мединского было достаточно уже одного "дела реставраторов". Но чиновник все еще держится на своем посту. А ситуация с выделением субсидий на провальные кинопроекты и судорожные попытки вернуть деньги обратно показывают, что кроме скандалов, в работе министра есть еще и повседневная некомпетентность. В общем, Владимир Ростиславович явно занимает чужое место. Только сам он его ни за что не освободит.