Зять министра
Не всем чиновникам везет с однокурсниками, нет, не всем. Но на этот случай у них есть успешные в бизнесе зятья или сестры.
– Вот ругают полицию, ставят им в пример Навального, что, дескать, опера только заказухой занимаются, тогда как обычные граждане снимают чуть-чуть с квадрокоптера и выдают на-гора результат. Врут, злопыхатели! – считает адвокат Михаил Беньяш. – Нагло врут и унижают честь мундира. УБЭП при желании работать умеет.
В доказательство адвокат показал справку, подготовленную краснодарским ГУВД в рамках уголовного дела по мошенничеству с землей в Геленджике.
– Не думаю, что следователи понимали, что сделали, – уверен Михаил. – Мало того что появление фамилии министра сельского хозяйства Ткачева в материалах оперативно-разыскных мероприятий само по себе вызывает удивление. В справке указана вся схема бизнеса: юридические лица, фамилии директоров и учредителей, взаимная связь. Там, конечно, надо долго все изучать, но объем присоединений компаний, которые производила одна только «Кубань девелопмент групп» (а руководил ею зять Ткачева Роман Баталов), уже сам по себе впечатляет. За считаные месяцы непонятная структура, у которой я даже собственного сайта не нашел, поглотила более полусотни компаний. Я насчитал пятьдесят одну, но мог и сбиться. Видно, ребята «вспахивали кубанскую целину» в полный рост.
Впрочем, о Ткачеве – разговор отдельный, а пока...
Жертвы
Пока борона «пахарей целины» прошла прямо по домам жителей коттеджного поселка «Пушкинский дол». В рамках уголовного дела, по которому признаны потерпевшими 158 человек, и всплыли скандальные документы.
– Мы и не думали, что имеем дело с мошенниками, – пожаловалась Елена Трифонова, одна из пострадавших. – Все было красиво: сайт, реклама, офис Черноморской финансовой компании (ЧФК), продававшей все это. Нам показывали лесное законодательство и стоящие в поселке демонстрационные дома. Кто же знал, что строить там запрещено. Наш дом, правда, разборный, на сваях, как почти у всех в поселке, но суды все равно один за другим признали постройки незаконными. Причем суды эти шли минуты по три, даже слова людям не давали сказать.
25 апреля начался процесс уже по факту незаконной продажи четырех десятков га лесного фонда, которые в 2008 году администрация губернатора Ткачева передала в долгосрочную аренду одной из фирм его зятя («Краснодар-Ресурс»). Правда, зять чиновника по-умному переуступил свои права Черноморской финансовой компании, а уже та в компании двух ИП (Инны Кущ и Жанны Арефьевой) и стала распродавать их по 90–150 тысяч рублей за сотку. Желающие съехались со всей России. Люди мечтали о собственном доме у моря, а теперь их заставляют жить там дикарями.
Взять ту же Елену. Она и рада бы подыскать новую землю для коттеджа, да все деньги ушли аферистам:
– Здесь и инвалиды есть, и ветераны, есть многодетная семья с 16 детьми. Их тоже на улицу выгоняют. У многих – кредиты на 20 лет. А за всю эту аферу хотят назначить крайней Инну Кущ, девочку-менеджера, которая вряд ли смогла бы все это в одиночку провернуть. Столько там разных чиновников было задействовано.
Сестра депутата
– Ополчились на простых людей, которые сами стали жертвами мошенников. А где уголовные дела в отношении чиновников, которые согласовывали раздел лесного массива на участки «для продажи»? – удивляется зам. координатора «Экологической вахты по Северному Кавказу» Дмитрий Шевченко.
Правда, уголовное дело все-таки возбудили. Но уже против активистов самой «Экологической вахты». Экологи разузнали, что одна из «продавщиц воздуха» (Жанна Арефьева), которую на публике почти никто не видел, но на которую оформлена куча фирм и элитной недвижимости, – родная сестра депутата Госдумы Александра Ремезкова, бывшего заместителя губернатора края.
– Депутату не понравилось, что оформленные на имя его сестры дачи мы назвали «дачами Ремезкова», и теперь он обвиняет нас в клевете, – говорит Шевченко. – Но мы и не утверждали, что он формальный собственник. Ну что поделать, если он там регулярно живет. Есть свидетели.
Особняк, который Ремезков упомянул в своей декларации, площадью 3215 м2, в самом центре Краснодара, и тот оформлен на его сестру. Есть выписка из Росреестра.
– В этом – проблема, – поясняет адвокат Михаил Беньяш. – Когда оперативники пришли в этот особняк с обыском, чтобы изъять документы по продаже «Пушкинского дола», они выяснили, что в нем живет депутат. Без разрешения Думы обыск там проводить нельзя. А разрешения нет.
Нет в документах уголовного дела и цепочки, показывающей, что экс-губернатор края и его бывший заместитель не просто вместе работали, но еще и дружили семьями. Точнее, семейным бизнесом. К примеру, баталовским «Краснодар-Ресурсом» сегодня официально владеет Игорь Зоря, директор «Техноресурс-Кубань» Жанны Арефьевой. А Алексей Жуков, бывший совладелец «Кубань девелопмент групп», за которым стоял зять Ткачева, теперь возглавляет «Роскомпани» сестры Ремезкова.
Человек свата Путина
Что касается Черноморской финансовой компании, которая раскручивала «Пушкинский дол»: еще пять лет назад «Ведомости» писали, что членом совета директоров фирмы был персонально Александр Ремезков. А основана компания была в 2008 году конторой «Инвестстрой-Н», которой в тот момент владела сестра Ремезкова. Сейчас Черноморская финансовая компания вообще оформлена на офшор.
При этом деньги обманутые жители «Пушкинского дола» несли не только в ЧФК, но и в другие фирмы, работавшие на основании агентских договоров. Например, в «СтаРТ-Инвест» и «Черноморье-Инвест», среди учредителей которых были обвиняемая Инна Кущ и вскользь упомянутая в материалах уголовного дела Галина Петрова (после возбуждения уголовного дела она, по данным ЕГРЮЛ, поменяла фамилию на Зубалова).
Петрова-Зубалова не только основала общий бизнес с Алексеем Гайдамашко, к которому перешли некоторые активы зятя Ткачева (кстати, следствие назвало Гайдамашко «личным водителем» Ремезкова). В 2014 году, уже после начала аферы с «Пушкинским долом», женщина возглавила фирму «Континент», зарегистрированную в Геленджике на улице Серафимовича. По адресу фирмы расположена частная усадьба, которая принадлежит... свату Путина Николаю Шамалову. В конце прошлого года Центр управления расследованиями писал, что именно «Континент» выбивал для Шамалова разрешение на возведение этого дома в санаторно-курортной зоне Геленджика, где жилое строительство в принципе запрещено. Получить у Петровой комментарий не удалось.
Не удалось добиться справедливости и обманутым жителям «Пушкинского дола». 26 апреля, буквально на следующий день после начала слушаний, суд решил вернуть дело в прокуратуру – на доработку. Это и неудивительно. Удивительно, что дело с таким набором фамилий вообще дошло до суда. Обычно до важных людей суду вообще дела нет.
Дела министра оказались в топе
На днях кубанский «Агрокомплекс имени Ткачева» очутился в первой пятерке крупнейших землевладельцев России, перепрыгнув с шестого места сразу на четвертое. За короткий срок земельный банк компании прирос аж на 40%, и теперь в активе ткачевского «Агрокомплекса» – 640 тысяч гектаров угодий. Такими темпами до первого места осталось всего ничего. Уничтожение бульдозерами импортных продуктов и рост цен на российскую продукцию – только в помощь.