Новый совет директоров банка «Восточный» сменил и. о. председателя правления банка – им вместо Александра Нестеренко стал Вячеслав Арутюнян, сообщил банк. Арутюнян до прихода в «Восточный» работал в Юниаструм-банке Артема Аветисяна.
До 19 июня контроль в банке был у инвестфонда Baring Vostok – через кипрскую Evison фонду принадлежало 51,6% «Восточного», а другим акционерам – «Финвижн» Артема Аветисяна и его партнерам Шерзоду Юсупову и Юрию Данилову – 40%. Но по решению суда Evison была вынуждена исполнить опцион и продать «Финвижн» 9,99% «Восточного». После чего контроль в банке перешел к Аветисяну и двум его партнерам.
Александр Нестеренко работает в «Восточном» с 2009 г.: он курировал работу с VIP-клиентами, а в сентябре 2018 г. возглавил банк – перед этим всего за месяц в «Восточном» предправления менялся трижды, одним из них был как раз Арутюнян. Решение назначить Нестеренко было сумбурным, рассказывала «Ведомостям» нынешний председатель совета директоров Светлана Труханович: «Все-таки он исторически занимался корпоративным кредитованием и VIP-клиентами, а «Восточный» – розничный банк».
Назначение Арутюняна в сентябре 2018 г. Evison оспорила в суде, и Арутюнян уступил место Нестеренко. По словам человека, близкого к одной из сторон конфликта вокруг «Восточного», Арутюнян – ставленник Аветисяна. Арутюнян курировал развитие гарантийного бизнеса и работу с крупными корпоративными клиентами в Юниаструм-банке Аветисяна, а в 2016 г. стал зампредом правления банка. После того как Юниаструм-банк был присоединен к «Восточному», Арутюнян возглавил корпоративно-инвестиционный блок и гарантийный бизнес в объединенном банке.
В апреле совет директоров банка «Восточный» поднимал вопрос об отстранении Нестеренко, но тогда он остался на посту.
После получения «Финвижн» с дружественными ей акционерами контроля в банке «Восточный» провел общее собрание акционеров и избрал новый совет директоров, в котором Baring Vostok остался в меньшинстве: его представляют Дмитрий Бабурин, Григорий Жданов, Яна Арутюнова и Мария Ушакова. От «Финвижн» в совет директоров прошли сам Аветисян, его партнеры Юсупов и Данилов, а также два независимых директора – Светлана Труханович и Александр Калинин. Председателем совета директоров была назначена Труханович – она сменила основателя Baring Vostok Майкла Калви, который сейчас под домашним арестом.
Baring Vostok не признал решения об избрании совета директоров и намерен оспорить его в суде. Перед собранием акционеров четверо из шести кандидатов от Baring Vostok (Иван Зюзин, Ушакова, Бабурин и Арутюнова) отозвали согласие на избрание в совет, а без этого их избрание невозможно, уверяли в фонде. Представитель «Финвижн» в свою очередь считает, что менеджеры Baring Vostok пытались сорвать избрание нового совета директоров «Восточного»: за три дня до собрания акционеров они проголосовали за своих кандидатов, а в день собрания, за 15 минут до его начала, немотивированно отозвали подписи.
Члены совета директоров от Baring Vostok не принимали участия в голосовании, говорит его представитель: «Сегодня контролируемый Аветисяном нелегитимный совет директоров завершил рейдерский захват банка «Восточный», во имя чего и были незаконно арестованы члены совета директоров от Baring Vostok». Цель срочной смены председателя правления для захватчиков – продолжать реструктурировать токсичные корпоративные кредиты и в дальнейшем продолжать практики, которые ЦБ после проверки назвал выводом активов, заявляет представитель фонда: отстранение Александра Нестеренко – еще один шаг к разрушению и дестабилизации перспективного и сильного частного банка. Baring Vostok намерен оспорить назначение Арутюняна.
«Вызывает недоумение, как наши оппоненты могут называть реализацию опциона, подтвержденного в двух юрисдикциях (английское и российское право), рейдерским захватом», – парирует представитель «Финвижн»: менеджеры фонда подобными голословными заявлениями пытаются прикрыть свою слабую позицию по колл-опциону и многочисленные проигрыши в судах.
В июне Нестеренко обратился к членам совета директоров банка с письмом, в котором попросил акционеров оказать в любой форме финансовую помощь банку – у него критически мало капитала.