Роснефть под руководством Игоря Сечина решила выкупить Пайяхское месторождение у "Нефтегазхолдинга" Эдуарда Худайнатова. Сообщается, что платой могут стать как деньги, так и активы. Сделка должна помочь Худайнатову расплатиться с накопившимися долгами, а "Роснефти" завершить консолидацию месторождений "Восток Ойл".
Эдуард Худайнатов является бывшим главой "Роснефти" - он давно уже близок к самому Игорю Ивановичу, и является чуть ли не его близким соратником в вопросах, связанных с нефтяным рынком России. Недоброжелатели даже называют его "держателем активов Сечина". Но это даже не главное. Дело в том, что ранее сообщалось, что проект войдет и сингапурский нефтетрейдер "Трафигура", прикупив там 10%.
Что это за компания, мы раскроем ниже, но получается так, что сделка с "Трафигурой" и Худайнатовым может быть простым использованием средств, причем не личных средств Игоря Ивановича, а бюджетных, ведь проект заявлен, как государственный. При этом Сечин, сливая часть проекта близким себе структурам, не теряет контроль над месторождениями. Он в плюсе, а государство?
Как известно, Восток - дело тонкое. А "Восток Ойл" Сечина - еще тоньше. Потому что упомянутый проект по праву может считаться одним из самых провальных в госкорпорации - последние несколько лет разговоры о нем не могут уехать дальше изложенных на бумаге планов.
Даже сейчас, как пишет "Новая Газета", первая очередь проекта мощностью 50 млн тонн в год должна быть завершена лишь в 2024 году, но обсуждение параметров, напоминающее переливание из пустого в порожнее, идет уже два года. Вторая очередь, которая увеличить добычу уже до 100 млн тонн ежегодно - ориентировочно к 2030 году. Многие, кажется, до этих сроков могут попросту не дожить…
О сути проекта "Восток Ойл": он предполагает масштабную разработку нефтяных месторождений на полуострове Таймыр и севере Красноярского края. В первую очередь, на Западно-Иркинском участке. По оценке Goldman Sachs, в целом проект может привлечь более $100 млрд инвестиций. Общий объем инвестиций в проект может составить до $120 млрд в течение 2020–2060 годы. Об этом пишут "Ведомости", но это как писать вилами по воде.
Скажи мне, кто твой партнер
Таким образом, полноценное участие Худайнатова в проекте может быть под вопросом после покупки Пайяхского месторождения. Зато Сечин недавно привлек в проект первого иностранного инвестора. Им стал сингапурский нефтяной трейдер "Трафигура" (Trafigura) - один из ключевых партнеров "Роснефти" все последние годы. Предполагается, что он приобретет 10% в проекте.
Месторождения на Таймыре тасуются, как карты в колоде, а проект все еще практически на нулевой стадии
Две сделки - с "Нефегазхолдингом" и "Трафигурой" могут быть связаны. Поскольку "Роснефть" компания государственная, деньги на покупку Пайяхского месторождения бюджетные, и получены могут быть как раз от сделки с "Трафигурой" по вхождению в проект. То есть Сечин, грубо говоря, остается при своих, "провертев" через вверенную ему госкорпорацию миллиарды долларов.
Причем контрагентов Игорь Иванович подбирает себе знатных. Про то, что Худайнатов по факту вообще может представлять интересы самого Сечина, мы уже упоминали. А репутация "Трафигуры" в мире такая, что ей только с Сечиным и работать.
Их сотрудничество активизировалось в 2015 году, тогда как первый контракт датируется 2013 годом. Активизировалось на фоне санкций, наложенных на Россию и ее госкомпании. "Трафигура" поставляет нефть через европейские терминалы, она четвертый по объемам трейдер в Европе. Таким образом, через нее Сечин может обходить западные санкции.
Казалось бы, для России это хорошо, но "Трафигуа" регулярно фигурирует в самых разных скандалах на рынке. Как сообщает издание "Прайм", в 2018 году венесуэльская нефтяная госкорпорация PDVSA в числе прочих компаний обвинила "Трафигура" в коррупции. Якобы, по этим обвинениям даже возбуждалось уголовное дело в Швейцарии.
Суть обвинений могла сводиться к получению конфиденциальной рыночной информации в обмен на коррупционные блага, что само по себе идет вразрез с принципами рыночной конкуренции. А на чем же, в таком случае, основана крепкая дружба "Роснефти" и "Трафигуры" в последние пять лет?
Другой скандал с "Трафигурой" развивался в Бразилии. Как утверждает автор historian19 на платформе "Живой Журнал", якобы "Трафигура" и "Витол" платили миллионы долларов взяток сотрудникам бразильской Petróleo Brasileiro SA в обмен на более выгодные условия заключения торговых контрактов.
Другая связанная новость последних дней. Несмотря на то, что проект еще существует только на бумаге, Сечин устраивает активную "расторговку" с кем только может. Компания предложила консорциуму индийских госкомпаний, который владеет 49,9% в Ванкорском месторождении, внести этот актив в проект "Восток ойл" в обмен на миноритарную долю в нем. Об этом писал "Коммерсант".
Что мы видим по факту: Сечин может и вовсе потихоньку выходить из проекта, раздавая доли в нем тем, кому удастся их продать, и при этом оставляя при себе контроль за ними. Ловкая тактика, которая никак не вяжется с красивыми воздушными замками, которые Игорь Иванович рисует перед руководством страны.
Триллионы в никуда
Долгое время он не мог определиться даже с ключевыми параметрами "Восток Ойл". В феврале этого года Президент Владимир Путин предложил ему, наконец-то, просчитать, в какую цифру для бюджета могут обойтись его "хотелки". Об этом писал РБК. Это говорит о том, что четкого плана у Сечина как нет, так и не было. Зато, в итоге, стоимость он посчитал. И все ахнули.
Как пишет издание "Знак", на проект Игоря Ивановича потребуется более 10 трлн рублей, на которые придется раскошелиться правительству. Эксперты подвергли эту колоссальную сумму резкой критике. В Интернете тут же стали считать, что можно построить и купить на эти деньги в интересах государства.
По сведениям журналиста "Новой Газеты" Ильи Авербуха, на эти деньги можно было бы построить 63 тыс. км хорошей асфальтированной дороги. Например, длинна шоссе Москва-Санкт-Петербург составляет 684 км, а от столицы до Сочи - всего 1,8 ты. км.
Или эти деньги могли бы оплатить 210 млн метров жилья, что эквивалентно 4 млн стандартных двухкомнатных квартир площадью в 52 кв метра. Это позволило бы обеспечить жильем порядка 8 млн взрослых граждан России, решить проблему ветхого и аварийного жилья,
Такие расчеты впечатляют, но вряд ли Игорь Иванович думает такими категориями. Он просит триллионы, в то время как "Роснефть" сама тонет в долгах, как в шелках. И это компания, которая занимается реализацией одного из главных экспортных товаров страны. Как пишет издание "Лента.ру", за три квартала 2020 года компании удалось снизить долги на $5,7 млрд, но за счет чего, как не за счет новых бюджетных вливаний?
В это же самое время "Роснефть" является удивительно неэффективной структурой. В первом полугодии 2020 года ее чистый убыток составил 113 млрд рублей против прибыли в 325 млрд рублей годом ранее. Об этом пишет РБК.
Близкие к компании эксперты, впрочем, льют крокодиловы слезы - якобы, всему виной упавшие в подвал цены на нефть. Но многие считают, что Сечин должен был принять участие в этом процессе - он представлял Россию на переговорах по сделке ОПЕК+, провал по которым знаменовал начало крупного нефтяного кризиса.
Леонид Михельсон ждет, когда "Восток Ойл" сам упадет к нему в руки из ослабевших "объятий" Сечина?
Напрямую виновником кризиса Сечина называют, например, журналисты "Новой Газеты": "причиной обвала стала ценовая война на нефтяном рынке, развязанная Саудовской Аравией против России после срыва переговоров ОПЕК+.
Сечину лучше поторопиться, чтобы доказать жизнеспособность его руководства проектом. Потому что иначе проект могут отдать его старому заклятому другу, главе "Новатэка" Леониду Михельсону. Сейчас Михельсон, от которого добились заказа танкеров для Севморпути на подконтрольной Сечину верфи "Звезда", планирует реализацию проекта "Обский СПГ". Он позволит нарастить грузопоток по Севморпути.
Если Михельсону удастся задуманное, это будет сигнал - я могу, а Сечин лишь говорит. И тогда лоббистские возможности Сечину уже не помогут - все будет наглядно.