Фридману собор не нужен

Источник
Проект строительства в Екатеринбурге cобора Святой Екатерины в четвертый раз оказался на грани отмены.
Андрей Козицын и Игорь Алтушкин планировали распорядиться для его продвижения имуществом миллиардера Михаила Фридмана, но переоценили свои силы и недооценили Фридмана. Согласия уладить земельный спор вокруг храма нет, переговоры зашли в тупик. А значит, для переноса стройплощадки необходим новый общегородской опрос.

Как сообщили «Октагону» осведомленные источники, владельцы «Альфа-Банка» отказались продавать или передавать принадлежащую им часть здания бывшего Уральского приборостроительного завода (УПЗ), на месте которого должны были возвести собор. «Альфу» не устроило ни одно из сделанных инвесторами проекта предложений.

По неофициальным данным, в большинстве вариантов стороны обсуждали равноценный обмен имуществом. В том числе Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) была готова предоставить «Альфа-Банку» взамен занимаемых им 9,6 тысячи квадратных метров аналогичные либо более высокого класса помещения в бизнес-центре «Демидов» или в другом деловом центре Екатеринбурга. Однако транспортная доступность и популярность последних среди клиентов банка оставляют желать лучшего.

Поступали ли «Альфа-Банку» предложения о выкупе помещений, участники переговоров не сообщают, ссылаясь на коммерческую тайну.

О возможной стоимости принадлежащей банку недвижимости можно судить лишь по косвенным признакам. По неофициальным данным, в 2018 году УГМК выкупила у строительной компании Prinzip вторую соизмеримую по площади часть здания бывшего завода за 1,5 млрд рублей (примерно по 150 тыс. рублей за квадратный метр). Но сегодня в связи с всесторонним общественным вниманием к этому объекту у банкиров появились все основания запросить более высокую цену.

В «Альфа-Банке» «Октагону» подтвердили, что стороны пока не смогли прийти к консенсусу. Но при этом не отвергли возможность дальнейшего диалога.

«В настоящее время данный вопрос [о судьбе помещений] обсуждается, банк готов рассмотреть любые конструктивные и взаимовыгодные предложения».

По данным «Октагона», единственный пункт, по которому стороны пришли к согласию, – снос здания. В этой связи стоит предположить, что «Альфа-Банк» готов остаться партнером УГМК как сторона, участвующая в развитии территории, а не как продавец доли. Не исключено, что снос бывшего здания УПЗ состоится гораздо раньше закладки первого камня собора. Что может появиться на этой площадке, источники не сообщают.

Храмовые протесты

Это уже четвертая неудачная попытка воссоздания собора Святой Екатерины. Православный храм с таким названием был построен в честь небесной покровительницы города одновременно с его основанием в 1723 году. Здание простояло до 1930 года, пока не было взорвано большевиками.

В марте 2010 года Екатеринбургская епархия при поддержке бывшего губернатора Свердловской области Александра Мишарина объявила о намерении восстановить собор. Строительство предполагалось начать на историческом месте, где сегодня расположена Площадь труда. Однако после серии организованных противниками проекта митингов представители РПЦ были вынуждены отказаться от идеи.

Весной 2016 года областная и церковная власти выступили с инициативой построить собор на искусственном острове в районе Мельковской стрелки городского пруда. Авторы нового проекта дошли до стадии инженерных изысканий, но после очередных выступлений общественности вновь были вынуждены свернуть работы.

В сентябре 2018 года градостроительный совет Екатеринбурга согласовал концепцию строительства собора Святой великомученицы Екатерины на Октябрьской площади у Театра драмы. Главными инвесторами выступили руководитель УГМК Андрей Козицын и владелец Русской медной компании Игорь Алтушкин. Они выразили готовность вложить в проект порядка 3,5 млрд рублей. Для решения всех технических вопросов был создан Фонд святой Екатерины. В число его учредителей также вошли группа «Синара», УЗТМ, ГК «Мотив», ЧТПЗ, «Таганский ряд» и другие компании.

За короткий срок авторы проекта совместно с правительством области и мэрией Екатеринбурга подготовили необходимый пакет документов. Земельный участок у Театра драмы был переведен из территории общего пользования (ТОП-1) в зону ЦС-5, предназначенную для религиозных объектов, и предоставлен в аренду ООО «Храм Святой Екатерины».

Но как только 13 мая 2019 года вокруг стройплощадки был установлен забор, в сквере у Театра драмы собралась группа протестующих. В стихийной акции в некоторые моменты участвовали до нескольких тысяч человек, она продолжалась пять дней. Десятки несогласных были задержаны. Особенно отличились в ходе противостояния бойцы Академии единоборств РМК, сыпавшие оскорблениями и угрозами в адрес недовольных.

Переломным моментом конфликта стало сделанное 16 мая Владимиром Путиным заявление о необходимости учесть перед началом строительства мнение екатеринбуржцев.

Все участники противостояния согласились с президентом, что общегородской опрос в состоянии погасить напряженность. Администрация Екатеринбурга совместно с представителями общественности в кратчайшие сроки подготовила и провела плебисцит.

Как распорядиться чужой собственностью

В бюллетень для опроса после предварительного обсуждения включили две площадки. Одна из них – за Макаровским мостом – изначально всерьез не рассматривалась. Этот землеотвод принадлежит администрации Екатеринбурга, и на момент голосования он находился в аренде у строительной компании «Брусника». Представители застройщика и мэрии подготовили юридические заключения об отсутствии причин, мешающих использовать этот участок для объектов религиозного назначения.

Лоббистом второй площадки – на месте бывшего УПЗ по адресу: улица Горького, 17, – был Фонд святой Екатерины. 20 сентября 2019 года организация направила руководству города официальное письмо, в котором информировала о решении своих благотворителей использовать участок под размещение храма.

При этом авторы письма умолчали о том, что к обсуждению не привлекались представители «Альфа-Банка», владеющего половиной расположенного на площадке здания.

Часть пятиэтажного строения на Горького, 17, общей площадью порядка 9,6 тысячи квадратных метров досталась «Альфа-Банку» в 2008 году после санации банка «Северная казна». В настоящее время в нем находятся головной региональный офис «Альфа-Банка», клиентские и IT-службы, центр ипотечного кредитования и дата-центр.

УГМК взяла под контроль вторую половину здания в 2018 году, выкупив управляющее им АО «Управляющая компания “Пред-Групп”». Спустя короткое время Андрей Козицын заявил СМИ, что намерен снести бывший приборостроительный завод, чтобы построить на освободившемся месте центр искусств. Но этому проекту не суждено было воплотиться в жизнь без согласия со стороны «Альфа-Банка», для которого УГМК является не только соседом, но и деловым партнером и поэтому не может диктовать ему собственные условия.

Например, в 2016 году ключевой актив УГМК – Среднеуральский медеплавильный завод (СУМЗ) – открыл три кредитные линии в «Альфа-Банке» с общей максимальной суммой фактической задолженности в размере 168 млн долларов. Две из них действовали до конца 2018 года, еще одна – до 1 апреля 2020 года. Помимо этого, в 2019 году «Альфа-Банк» выдал СУМЗ поручительство в обеспечение обязательств перед сторонними кредиторами на общую сумму 500 млн рублей.

Банкиры — вне политики

«Альфа-Банк» прославился среди представителей уральской элиты своей принципиальной позицией – организация всегда была вне политики, последовательно отстаивая вместо этого свои бизнес-интересы. И часто ставила в неудобное положение тех, кто прикрывал патриотическими лозунгами личную выгоду и собственные ошибки.

Одна из наиболее показательных историй произошла в 2015 году, когда накануне Дня Победы «Альфа-Банк» сообщил о намерении начать процедуру банкротства «Уралвагонзавода» – крупнейшего производителя оборонной продукции.

Сразу после окончания протестов в сквере у Театра драмы представители «Альфа-Банка» дали понять, что их не интересует городской православный дискурс и они не покинут помещение без достойной компенсации. В июне 2019 года, когда площадка под бывшим приборостроительным заводом уже широко обсуждалась как потенциальное место для строительства Екатерининского собора, банк торжественно открыл в этом здании центр ипотечного кредитования, который успешно работает по сей день.

Получается, что представители УГМК, РМК и Фонда святой Екатерины были осведомлены о том, что совладелец бывшего приборостроительного завода не будет торопиться с переездом, но тем не менее настояли на включении этой площадки в бюллетень для общегородского опроса.

Доверие подорвано, протесты неизбежны

Как прогнозируют собеседники «Октагона», остановка проекта подорвет доверие населения к городской власти и создаст предпосылки для новых протестов. Председатель Общественной палаты Екатеринбурга Александр Косинцев уверен: замолчать тот факт, что инвесторы оказались не в состоянии реализовать принятое горожанами в ходе опроса решение, не удастся.

– Кто-то понадеялся на свои силы и не соизмерил их с поставленной задачей. Налицо головотяпство – зачем предлагать площадку, если нет договоренности со всеми ее владельцами? Особые вопросы возникают к администрации Екатеринбурга: власть, перед тем как выносить вопрос на общегородское голосование, обязана удостовериться в его полнейшей юридической чистоте. Но она повела себя непрофессионально. Этот провал, по-другому не назовешь, вызывает гомерический хохот, сколько копий было сломано, а все ушло в свисток, – говорит глава Общественной палаты Екатеринбурга.

Александр Косинцев уверен, что в случае окончательного отказа инвесторов от строительства собора Святой Екатерины на месте приборостроительного завода придется проводить повторный общегородской опрос о месте возведения храма. Подготовка к нему может вновь всколыхнуть почти забытые протестные настроения.

«Свой выбор люди уже сделали в пользу площадки на месте приборостроительного завода. Теперь горожан придется спрашивать заново. И поняв, что все встречи и диалоги оказались напрасными, у некоторых вновь может возникнуть желание выйти на улицу. Это большая опасность, которую нужно иметь в виду».

Александр Косинцев | председатель Общественной палаты Екатеринбурга

Руководитель аппарата администрации Екатеринбурга Илья Захаров, курировавший ход подготовки к общегородскому опросу, напротив, сомневается в необходимости нового голосования:

– Год прошел. Стоит ли лихо будить? Законодательство провести еще один опрос не мешает, но как обосновать его целесообразность? Не лучше ли Церкви и властям самостоятельно поработать с бизнесом по этому вопросу?

Опрошенные «Октагоном» эксперты высказываются против еще одного опроса, предполагая, что прошедший в 2019 году плебисцит снял напряженность, тем самым выполнив свою задачу, и дальнейшую судьбу храма необходимо решать путем переговоров, не втягивая население в новые споры.

В УГМК «Октагон» переадресовали с вопросами о ходе переговоров с «Альфа-Банком» в Фонд святой Екатерины. Руководитель фонда Александр Андреев не ответил на звонки корреспондента издания и официальный запрос редакции. Представители Екатеринбургской епархии попросили дать им дополнительное время для подготовки комментариев.
Персоны Компании
Евгения Дода снова тянут за решетку
Следствие заинтересовалось старым делом строительства Загорской ГАЭС-2, где могут всплыть следы деятельности скандального менеджера.
«Печенеги» наступают: как Петров и Путин запустили хит-продукт
Роспатент разрешил зарегистрировать товарный знак «Печенеги» новосибирскому производителю консервов ООО «РКК Сибирь».
Буржуин Сипягин
Лечение оппозиционного главы Владимирской области в частной клинике вновь спровоцировало разговоры о его отставке.
Зять Мишустина, тетя Вайно и прочие небожители «Федерации»
Кто живет в башне «Федерация», самом дорогом небоскребе России.
Семейство Кацывов заработает снова на подмосковном бюджете
Для депутатов подмосковной Думы организована закупка дорогостоящих автомобилей.
Газпром предъявил Леониду Михельсону необоснованное обогащение
Терпящая финансовые неудачи газовая монополия открыто завидует НОВАТЭКу, который избежал налогов по ряду своих проектов.
Подчиненные Собянина полезли в подвал за миллионами
Юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь рассказала о схеме незаконного обогащения московских чиновников благодаря подвалам и чердакам жилых домов в центре города. 
Мантуров зовет к себе на Новый год
Границы закрыты, ехать на традиционный зимний отдых почти некуда. Проблема не стоит так остро для состоятельных россиян, которые владеют собственными курортами.
Избирателей прикрутят к «Единой России»
Партия должна получить две трети мест в новой Госдуме. Так Кремль хочет показать миру сплоченность россиян вокруг Путина.
"ПитерАвто" раскатает Цивилева
Из-за фирменного стиля работы скандальной "ПитерАвто" могут "полететь головы" чиновников Кузбасса.
Игорь Сечин закаляет бюджет новым распилом
Роснефть попросит государство о субсидиях в 2 миллиарда долларов на строительство нового металлопрокатного завода в Приморском крае.
Лимаренко кричит «SOS»
Глава Сахалина Валерий Лимаренко переживает не лучшие времена. 
Светлану Кривоногих привязали к президенту
В Санкт-Петербурге живет миллиардерша Светлана Кривоногих. Она получает шикарные подарки от друзей Владимира Путина, а ее дочь якобы похожа на главу государства.
Исай Захарьяев всегда поможет Году Нисанову отжать партнеров
Как клан горских евреев выпихнул азербайджанского бизнесмена Ильгара Гаджиева из Пироговской ривьеры и ВернадSKY.
«Прививка от смерти» за 5 долларов и выше
Стали известны цены на вакцины от коронавируса - от российской Спутник V, до американской  mRNA-1273.
Миллиарды вокруг Кабаевой
Сколько близкие к Путину олигархи платят непризнанной первой леди.
Любимой брюнетке Виктора Золотова перепали миллиарды от государства
Скрытая от публики близкая знакомая главного охранника президента строит доходный бизнес в сфере, тесно связанной с силовиками. Кем в 90-х на самом деле был будущий глава Росгвардии?
Миллиарды вокруг Кабаевой. Сколько близкие к Путину олигархи платят непризнанной первой леди
размер дохода Алины Кабаевой: во главе совета директоров «Национальной медиа группы» она зарабатывает в десятки раз больше, чем до ухода из Госдумы. Деньги Кабаевой платит миллиардер Юрий Ковальчук