Есть мнение, что все самое интересное в России происходит во время новогодних каникул. Народ отдыхает, большинство госструктур не работает, а значит – можно провернуть операцию, которая в другое время вызвала бы большой скандал. Именно в эти дни ГК«Алроса» готовится продать две дочерних компании, и это отличный повод присмотреться к деятельности алмазного гиганта.
О том, что «Алроса» намерена продать на открытом аукционе свои газовые активы – АО «Геотрансгаз» и ООО «Уренгойскую газовую компанию», было объявлено 25 декабря. Сам аукцион состоится 19 февраля 2018 года. Заявки от участников, согласно официальному сообщению, принимаются до 29 января. Однако в реальности этот срок короче на три недели – до 10 января интересант должен был внести задаток в размере 21 млрд рублей, иначе к аукциону его не допустят.
Условия выглядят неоправданно жесткими. Если сделать поправку на новогодние каникулы, то получается, что потенциальный покупатель должен был за одну рабочую неделю подготовить заявку на участие в торгах и согласовать ее с антимонопольщиками. За этот же срок ему бы пришлось аккумулировать гигантскую сумму задатка. С чем связана такая спешка?
Значительная часть экспертов считает, что условия аукциона «заточены» под интересы компании Новатэк Леонида Михельсона, которая является крупнейшим частным добытчиком российского газа. С учетом того, что другие возможные покупатели не успеют внести задаток или подать заявки, может получиться, что две газовые компании будут переданы «из рук в руки». Вызывает вопросы и другое обстоятельство: «Алроса» назначила стартовую цену в 30 млрд рублей (балансовая стоимость активов составляет 36 млрд руб, шаг аукциона 100 млн руб). То есть, что задаток от каждого участника торгов составляет 70% цены актива, а при участии всех семи претендентов «Алроса» сможет покрутить на своих счетах 147 млрд рублей.
Концы в воду
Мнение о том, что условия торгов создают преимущества «отдельным потенциальным участникам», а потому нарушают ст. 17 закона «О конкуренции», высказал другой возможный участник аукциона – ПАО «Роснефть», после новогодних каникул компания отозвала свою заявку на участие в торгах. В «Роснефти» считают, что условия продажи газовых компаний допускают возможность использования «инсайдерской» информации и не обеспечивают сбалансированного распределения рисков между продавцом и покупателем. Соответствующее письмо нефтяники направили в Минфин и Росимущество (контролирует 33% «Алроса»).
«Возникают два нехороших подозрения. Первое подозрение, что это делается под конкретного покупателя. Второе - что заодно решаются задачи утопить концы в воду и легализовать предыдущие сомнительные операции с этим активом», - заявил пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев.
Второе подозрение связано с тем, что условия аукциона вводят запрет на регрессивные требования по приобретенному активу. То есть, новому собственнику предлагают закрыть глаза на его прошлое по принципу: мы тебе - источник прибыли, ты нам – забвение прошлых грешков. Если топ-менеджеры «Алроса» сделали такую оговорку, то, вероятно, им есть что скрывать. Данное обстоятельство и делает ситуацию похожей на то, что происходило вокруг «Башнефти».
Здесь следует указать на то, что «Алроса» контролирует свои газовые активы не напрямую, а через фирмы-«прокладки»:
Maretiom Investments Limited (100% акции АО «Геотрансгаз») и Velarion Investments Limited (100% долей в уставном капитале ООО «Уренгойская газовая компания»). Оффшоры могут скрывать неприглядные подробности из прошлого, которые способны осложнить жизнь нового владельца газовых компаний. Однако, стоит предположить, что «свой» покупатель, под которого были «заточены» условия аукциона, согласен с такими рисками.
Кстати, запрет на регрессивные требования к продавцу активов выглядит подозрительно в связи с еще одним обстоятельством. В «Роснефти» говорят, что объявленные условия аукциона не дают представления о геологических условиях продаваемых объектов. Чтобы прояснить ситуацию, в конце декабря компания направила запрос в Роснедра.
Продать подешевле, чтобы купить подороже
Известно, что алмазный гигант купил газовые активы в 2005-2007 годах за 14 млрд рублей. Целью такого приобретения называлось стремление диверсифицировать бизнес. В 2009 году, в самый разгар кризиса, «Алроса» продала 90% «Геотрансгаза» и «Уренгойской газовой компании» за 620 млн долларов структурам ВТБ. Понятно, что государственная алмазодобывающая компания не была готова самостоятельно эксплуатировать газовые месторождения. Получается, что непрофильные активы были куплены с целью перепродажи? Но в 2012 году их выкупили обратно уже за 1 млрд долларов.
Комментируя ситуацию вокруг февральского аукциона, в министерстве финансов назвали условия торгов «логичными и понятными». В разговоре с РБК представитель Минфина отметил, что условия обсуждались на наблюдательном совете, менеджмент компании проинформировал совет о наличии семи потенциальных участников торгов.
Не ожидают изменений в заявленные ранее условия аукциона и в самой «Алроса». В компании говорят, что потенциальным участникам торгов была предоставлена вся финансовая и техническая информация, которая необходима для оценки состояния обоих активов. В «Роснефти» так не считают. В конце декабря компания запросила в Федеральной антимонопольной службе разрешение на участие в аукционе газовых активов. Одновременно с этим нефтяники подали в ФАС жалобу на условия торгов. По словам Михаила Леонтьева, заявка имеет технический характер.
«Мы идем параллельно: делаем все итерации, которые нужны для участия в конкурсе, при этом намерены оспаривать условия аукциона всеми возможными способами», - заявил пресс-секретарь «Роснефти» накануне новогодних каникул. После праздников компания отозвала свою заявку и теперь ждет результаты проверки условий аукциона специалистами ФАС. По словам пресс-секретаря Михаила Леонтьева, «Роснефть» приняла такое решение, так как, по экспертной оценке, «значительная часть запасов, числящихся на этих активах, должна будет быть списана, поэтому компания не может рисковать интересами акционеров». Аукцион по продаже газовых активов «Алроса» он назвал «авантюрой».
Вполне вероятно, что история с продажей газовых активов ГК «Алроса» станет одной из ключевых тем наступившего года. Редакция будет следить за развитием событий.