Алюминиевый огурец. Олег Дерипаска — продавец года по версии Forbes

Источник
Олег Дерипаска провел крупнейшее за последние пять лет российское IPO в Лондоне на $1,5 млрд.
«Это же небожители, космонавты! — возмущался владелец «Базового элемента» Олег Дерипаска , после того как Банк России в декабре 2014 года повысил ключевую ставку до 17% годовых. — Если будет новая российская станция создана, проще Центральный банк... отгрузить туда... у них будет более приближенный взгляд на нашу экономику из космоса».

Компании Дерипаски обременены огромными долгами, и миллиардер регулярно критикует ЦБ за жесткую денежно-кредитную политику. В конце 2016 года и у Банка России появились претензии к бизнесмену: ЦБ подал в суд на Тельмамскую ГЭС (структура «Евросибэнерго», объединяющей энергетические активы Дерипаски). Причиной стала покупка Тельмамской ГЭС 40% крупнейшей энергокомпании Сибири «Иркутскэнерго» у «Интер РАО». Структурам Дерипаски до этого принадлежало 50% компании, и бизнесмен давно хотел избавиться от акционера, с которым несколько лет находился в состоянии корпоративного конфликта. В июне 2016-го «Интер РАО» согласилась продать пакет, но с существенной премией: на бирже акции «Иркутскэнерго» стоили не более 20 рублей, сделку провели из расчета 36,45 рубля за бумагу.

Выкупив пакет «Интер РАО» за 70 млрд рублей, структуры Дерипаски увеличили долю в «Иркутскэнерго» до 90% и должны были в 35-дневный срок выставить оферту миноритарным акционерам, но не сделали этого. И ЦБ через суд пытался заставить Тельмамскую ГЭС выставить оферту. В июне 2017 года миноритарии все-таки получили предложение продать свои акции по 17,42 рубля (средневзвешенной цене за последние полгода). ЦБ отозвал иск. Оферту приняли владельцы только 0,75% «Иркутскэнерго», получив порядка 620 млн рублей.

Консолидация «Иркутскэнерго» стала для Дерипаски решающим шагом на пути к IPO его холдинга En+ Group, объединяющего производителей электроэнергии и алюминиевые заводы «РУСАЛА». В августе 2017 года, когда подготовка к IPO шла полным ходом, на Лондонскую фондовую биржу пришло письмо от российской Ассоциации профессиональных инвесторов. Ассоциация обвинила Тельмамскую ГЭС в занижении цены выкупа акций «Иркутскэнерго» почти вдвое и просила биржу сообщить об этом инвесторам. И тем не менее в начале ноября 2017 года En+ провела крупнейшее за последние пять лет российское IPO в Лондоне, продав депозитарные расписки на $1,5 млрд. Компанию оценили в $8 млрд.

По итогам IPO доля Олега Дерипаски в En+ составила 66,1%. Еще 11,4% принадлежат членам его семьи, кому именно, в En+ не раскрывают. В меморандуме к IPO собственником 6,9% указана жена Дерипаски Полина, этот пакет стоит на бирже $450 млн. Состояние Дерипаски Forbes оценивает в $6,7 млрд.

Китайские партнеры

Половину выпуска в Лондоне выкупили два инвестора: AnAn Group (структура китайского энерготрейдера CEFC) и Суверенный фонд Катара (QIA) — на $500 млн и $250 млн соответственно. Пакеты поменьше приобрела американская Capital Group ($125 млн) и Российский фонд прямых инвестиций ($50 млн). Источник Forbes, знакомый с процессом подготовки IPO, рассказал Forbes, что с катарцами Дерипаску познакомил глава РФПИ Кирилл Дмитриев, у его фонда есть договоренности с QIA о совместных инвестициях в Россию на $2 млрд. «Политическая составляющая выхода En+ на Лондонскую фондовую биржу очень велика», — полагает аналитик и независимый консультант Янина Кутовая.

«Популярная конструкция: вроде проводишь IPO, но заранее договорился со всеми покупателями, и рыночные инвесторы тебе не так уж важны», — комментирует размещения En+ менеджер одной из российских инвесткомпаний. Примерно по такой же схеме прошла приватизация «Роснефти» в декабре 2016 года. Тогда тот же самый катарский фонд QIA вместе с трейдером Glencore купили на бридж-кредит от ВТБ 19,5% «Роснефти», а в сентябре 2017 года договорились продать 14,16% той же китайской CEFC. «Не исключаю, что это была пакетная сделка: Glencore продала акции «Роснефти» при условии, что китайская сторона инвестирует в En+», — говорит Кутовая. Переговоры о выдаче кредита на покупку пакета «Роснефти» CEFC ведет с ВТБ. Банк, владеющий 3,8% En+, мог профинансировать и участие трейдера в лондонском IPO: после размещения в залоге у ВТБ появился пакет 6,25% En+, соответствующий доле AnAn Group.

Половину выпуска En+ выкупили китайский энерготрейдер CEFC и Суверенный фонд Катар, участвовавшие в приватизации «Роснефти»Половину выпуска En+ выкупили китайский энерготрейдер CEFC и Суверенный фонд Катар, участвовавшие в приватизации «Роснефти»Фото Getty Images

На долю Китая приходится около 55% мирового производства алюминия, местные производители — конкуренты «РУСАЛА», но и союзники. В марте 2017-го китайские власти объявили о закрытии наиболее вредных для экологии алюминиевых производств. К октябрю цены на алюминий достигли $2100 за тонну — максимум с 2013 года. До этого «РУСАЛ» поддержала девальвация рубля: в 2015 году выручка «РУСАЛА» в рублях взлетела на 47%, до 532,2 млрд рублей, компания впервые с 2008 года начала выплачивать дивиденды.

Глобальный дефицит на рынке первичного алюминия до 2021 года «РУСАЛ» оценивает в 1–2 млн т. И если с 2013-го топ-менеджеры Дерипаски объявляли о закрытии нерентабельных производств, то теперь «РУСАЛ» готовится реанимировать Тайшетский алюминиевый завод (ТаАЗ). Проект с годовой мощностью до 750 000 т был запущен еще в 2007 году, в кризис стройку пришлось заморозить. В En+ сообщили Forbes, что проект уже построен на 60%, в него вложено $800 млн, для запуска первой очереди мощностью 430 000 т требуется еще около $700 млн. В финансировании проекта заинтересованы госбанки, ВЭБ рассматривает возможность участия в синдицированном кредите до $1 млрд вместе со Сбербанком и Газпромбанком. В сентябре 2017 года предварительное участие в строительстве ТаАЗа в качестве 50%-го партнера одобрил совет директоров «Русгидро», эта компания вместе с «РУСАЛОМ» уже построила Богучанскую ГЭС и Богучанский алюминиевый завод.

Друг и должник

«Олег Владимирович — мой друг и очень хороший давний клиент, но лишение его доступа к рынку капитала — это благо для него. Потому что сколько денег ему ни дай, он все их куда-то употребит», — шутливо говорил в 2015 году про Дерипаску глава ВТБ Андрей Костин.

Как и другой металлург с большими амбициями, глава «Мечела» Игорь Зюзин, Дерипаска в свое время чуть не потерял бизнес из-за долгов. В 2008 году он выкупил 25% плюс одна акция ГМК «Норильский никель» у Михаила Прохорова за $4,5 млрд наличными и 14% «РУСАЛА». Сделку финансировали иностранные банки. Дерипаска планировал объединить «РУСАЛ» и «Норникель». Кризис спутал планы: вместо глобального игрока, производящего никель, алюминий и платину, Дерипаска получил бесконечные переговоры с кредиторами и корпоративную войну с основным владельцем «Норильского никеля» Владимиром Потаниным. Наиболее острой темой были дивиденды «Норникеля»: «РУСАЛ» с долгом $14 млрд в 2008 году настаивал, чтобы выплаты акционерам были максимальными. И только в конце 2012 года при посредничестве Романа Абрамовича Дерипаска и Потанин подписали мировое акционерное соглашение. По оценкам Михаила Борисова, управляющего активами Leon family office, за последние восемь лет «РУСАЛ» получил от «Норникеля» дивиденды в размере $4,1 млрд. Аналитик АКРА Максим Худалов считает, что «РУСАЛ» впредь может рассчитывать на $600–700 млн дивидендов в год.

Перед IPO долговые обязательства En+ составляли $13,8 млрд, на «РУСАЛ» приходилось $8,3 млрд. Сразу после размещения группа сократила долги энергетического подразделения, досрочно погасив кредит ВТБ на $943 млн. К 2020 году планируется сократить валовый долг «РУСАЛА» до $7 млрд. Вице-президент Райффайзенбанка Ирина Ализаровская отмечает, что «РУСАЛ» сам начал выплачивать дивиденды, весной 2017 года договорившись с банками об отмене механизма cash swap: при отношении чистого долга к EBITDA выше трех все денежные средства, кроме необходимых расходов и остатка на счетах в размере $300 млн, направлялись кредиторам.

Так ли безоблачно будущее En+? В сентябре Китай объявил о готовности прокредитовать Гвинею на $20 млрд в обмен на концессии в добыче алюминия. «Что произойдет с ценами на алюминий, когда на рынке появится продукция из Гвинеи и с лихвой компенсирует снижение предложения из-за сокращения мощностей в КНР? — задается вопросом Кутовая. — Делать краткосрочный прогноз не рискну, но долгосрочная тенденция понятна».
Персоны Компании
Андрей Мельниченко готов купить энергокомпанию у Михаила Абызова
После сделки в России появится новый крупнейший потребитель угля.
Самые громкие коррупционные дела в России
2017 год запомнится приговором экс-министру экономического развития Алексею Улюкаеву. Вспомним другие эпизоды кампании по борьбе со взяточничеством и мошенничеством.
Ни рубля для ОПК
Зачем «Альфа-банк» публично отказался от работы с российской оборонкой.
Кто из руководителей регионов попадет «под раздачу» в новом году
Череду губернаторских отставок в сентябре-октябре 2017 года эксперты назвали «губернаторопадом». Cпикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что отставки губернаторов 11 регионов связаны «не с плохими показателями, а с необходимостью смены элит». В начале декабря Матвиенко анонсировала продолжение процесса ротации в 2018 году.
Обзор Telegram: не верь ушам своим
Тема недели — демарш "Альфа-банка" по обслуживанию предприятий российского ВПК. Одновременно и снова выяснилось, что основной владелец банка Михаил Фридман не является российским бизнесменом. Под прикрытием этой дымовой завесы "крайняя" подруга Бориса Немцова и элитная проститутка Анна Дурицкая купила себе в Киеве четыре квартиры за 200 тысяч долларов, а Сбербанк вынужден был прикрыть канал хищения средств в Чечне.
Леонид Лебедев встретится в суде с Виктором Вексельбергом и Леонидом Блаватником
Почему запрос полицейского капитана Матвеева из Твери был направлен в минюст Ирландии, а рассмотрен будет судом в Нью-Йорке.
Против лома нет приема
В российской нефтянке вырос "крысиный волк" Игорь Сечин.
Мундиаль оставит Россию с долгами
Почему ЧМ-2018 вызывает больше опасений, чем надежд.
Михаил Фридман рассказал о жизни в Лондоне, банковском кризисе и агентах Кремля
Михаил Фридман живет в Лондоне и является налоговым резидентом Великобритании, но по-прежнему имеет сильные связи с Россией: здесь у него менее 50% состояния. Среди крупных активов — Альфа-­банк, X5 Retail Group и ПАО «Вымпелком» (часть глобальной VEON).
Игорь Зюзин убедил иностранных кредиторов подождать
«Мечел» завершит реструктуризацию задолженности в 7 миллиардов долларов после четырех лет переговоров.
«Новатэк» подал в ФАС ходатайство о покупке газовых активов «Алросы»
«Роснефть» условия аукциона не устроили.
СИБУР нашел деньги в госкорпорации
Соинвестором проекта «ЗапСибНефтехим» станет ВЭБ.
Первый блин S7 Space оказался комом
Частная компания не спасла российскую космонавтику от череды неудач: спутник «Ангосат» (AngoSat-1) был выведен на расчетную орбиту, но через некоторое время с ним пропала связь.
Как долго осталось жить "Альфа-банку" и Московскому кредитному банку
Зачистка банковского сектора докатилась до крупнейших банков, а санации «ФК Открытие», Бинбанка и Промсвязьбанка – только начало.
Березкин докупил к РБК газету «Деловой Петербург»
Издание было создано в 1993 году шведским холдингом Bonnier. В 2015 году шведы были вынуждены продать 80% акций газеты в связи вступившим в силу в России законом, запрещающим иностранцам владеть более 20% российских СМИ, а месяц назад избавились и от этой доли.
«Роснефть» хочет от АЛРОСА системного подхода
Нефтекомпания недовольна условиями аукциона по газовым активам.
Виктор Вексельберг покинул Petropavlovsk
Его «Ренова» продала долю Кенесу Ракишеву.
РКК "Энергия" не справилась со спутником
Спутник AngoSat 1 стоимостью в 280 миллионов долларов не вышел на связь.