«Роснефть», заработавшая в 2016 году 181 млрд рублей, вопреки закону о федеральном бюджете на 2017 год, который «предусматривает поступления дивидендов от акционерных обществ с государственным участием в размере не менее 50% от прибыли по МСФО», хочет заплатить меньше. Напомним, что России через «Роснефтегаз» принадлежит 50% акций компании, уже учитывая это, государство может претендовать на половину прибыли. Это не прихоть правительство. Дело в том, что растет госдолг и дефицит федерального бюджета. 17 апреля этого года премьер Дмитрий Медведев заявил, что «подготовлены меры по снижению бюджетного дефицита на ближайшую трехлетку». Одной из таких мер является пополнение бюджета за счет прибыли госкомпаний.
Что интересно, подчиненный Медведева – глава Минэнерго Александр Новак хочет сделать для «Роснефти» исключение. По мнению представителей ведомства, «Роснефть» должна заплатить не более 35% прибыли. Такие проценты – один в один озвучил и Игорь Иванович Сечин - 35%. В правительстве топ-менеджера опасаются. Шувалов уже «дал слабину»:
«Чиновники рассчитывают взять 50% прибыли с каждой госкомпании, но готовы допустить исключения – правда, должны быть веские причины», – говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Почему 35%, а не 50% должна выплатить компании России? Сечин ранее говорил, что «по итогам 2016 года компания направит на дивиденды 35% прибыли по МСФО». По его словам, «соответствующее решение ранее принял основной акционер компании «Роснефтегаз» (председатель совета директоров — Игорь Сечин
), и его поддерживает Минэнерго».
Зачем вообще нужен такой буфер как «Роснефтегаз», ведь компания была создана как «временное хранилище» акций «Роснефти» и «Газпрома», и планировалась, что она будет ликвидирована, как только погасит многомиллиардный кредит! Но контора существует до сих пор, плодя штат сотрудников.
На этом вопросы не заканчиваются. Кто руководит «Роснефтегазом»? Этим приятным для сердца и кармана делом ведает с 2016 года бывший советник Игоря Сечина - Геннадий Букаев! Более того, Геннадий Букаев с 2016 года стал вице-президентом «Роснефти»! Значит, подчиненный и бывший советник Сечина приказал своему шефу, что выплатить надо не 50%, а 35%. Игорь Иванович, конечно, ослушаться не мог…
При этом Владимиру Путину Сечин докладывает, что «год стал для нас рекордным по добыче». «Мы добавили примерно 4% добычи, и за год она составила в жидком эквиваленте 265 миллионов тонн. Общий объем инвестиций в 2016 году составил 750 миллиардов рублей», - гордо заявлял глава «Роснефти». В общем, все отлично, но денег государству Игорь Иванович давать не хочет.
На что тратит деньги Сечин?
Не жалеет денег Игорь Иванович только на себя и свой совет директоров. А на своих друзей денег госкомпании Сечин вообще не жалеет. Так, в апреле этого года стало известно, что «Роснефть» приобрела актив за 40 млрд рублей у частной компании ННК, находящейся на грани банкротства, но принадлежащей другу Сечина – Эдуарду Худайнатову!
«Эдуард Худайнатов — бывший президент «Роснефти», и, конечно, у госкомпании хорошие бизнес-отношения с ННК. «Роснефть» могла бы купить такой актив еще дешевле, но Худайнатову мало не заплатишь, так что сделка приемлемая для обеих сторон», — говорил аналитик Сбербанк CIB Валерий Нестеров.
Хорошие отношения — это здорово, но почему за них должна платить государственная компания? Худайнатов хотел выставить свою ННК на продажу, но теперь с деньгами от «Роснефти» можно еще «повеселиться». Кстати, а сколько Игорь Иванович вообще зарабатывает? Неизвестно, ведь в 2016 году опубликовать «информацию о размере своих доходов для всеобщего сведения Сечин отказался, ссылаясь на то, что «Роснефть» не является государственной компанией, чьи руководители, согласно указу президента РФ, обязаны обнародовать декларации». Как не госкомпания? А так, владеет РФ «Роснефтью» не напрямую, а через ненужный «Роснефтегаз», которой руководит друг и подчиненный Сечина!
Самое интересное, даже учитывая эти выплаты, никак не сходился доход Игоря Ивановича с тем, что Сечин строит на своих трех гектарах на Рублевке дом, о котором писала газета «Ведомости». Ведь дом и участок стоят 10 млрд рублей!
Без помех
Уступки по выплатам «Роснефти», которые демонстрирует вице-премьер Шувалов, понятны многим. Ведь по одной из версий, к аресту министра Алексея Улюкаева причастен именно Игорь Сечин
. Напомним, что история эта начинается с того момента, как упомянутый нами Эдуард Худайнатов «предложил Феликсу Евтушенкову объединить «Башнефть» с ННК, но получил отказ». Но после этого отказа на Евтушенковым начали «сгущаться тучи». В июле 2016 года акции «Башнефти» оказались арестованными в рамках дела о продаже активов БашТЭКа. Почему? А потому что весной 2014 года «Главное следственное управление (ГСУ) СКР возбудило в отношении Урала Рахимова уголовное дело по ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата), а также ст. 174 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем). По данному делу Урал Рахимов, возглавлявший «Башнефть» в 2006-2009 годах, проходит главным подозреваемым». Но, во-первых, вина Рахимова не доказана, а во-вторых, Евтушенков на легальных основаниях купил у Рахимова «Башнефть». Тем не менее, акции арестовали.
Уже через месяц после ареста акций, в августе 2016 года, президент «Башнефти» Александр Корсик обратился в Генпрокуратуру с просьбой защитить структуры «Башнефти» от рейдерского захвата! Вскоре уже арестовали самого Евтушенкова! Бизнесмен, испугавшись, что его сгноят в тюрьме, отдал акции. Вот с этого момента уже выходит на арену Сечин. Улюкаев, вице-премьер Аркадий Дворкович и помощник президента Андрей Белоусов были против продажи «Башнефти» Сечину. Больше всего выступал против этого Улюкаев, даже собирался уволиться. Но не успел - его арестовали якобы за взятку, хотя никаких фото- и видеодокументов этого предоставлено не было!
А самое интересное, «мероприятия по задержанию Улюкаева были проведены по инициативе и при участии начальника службы безопасности компании «Роснефть» Олега Феоктистова. Он до августа 2016 года занимал пост первого заместителя начальника УСБ ФСБ». Феоктистов возглавлял 6-ю службу Управления собственной безопасности ФСБ, которую называют, в частности, журналисты The News Times «сечинским спецназом».
Так или иначе, Улюкаева отстранили, а «Башнефть» оказалась у «Роснефти». Белоусов и Дворкович теперь молчат. А Шувалов услужливо готов согласиться, что «Роснефть» заплатит меньше 50% дивидендов государству. Просто нет людей, которые могут сказать в современной России «нет» Сечину. Если они есть, то сидят в СИЗО, как Улюкаев. Так что как бы ни было, тяжело сейчас с наполнением федерального бюджета, «Роснефть» оставит себе 65% чистой прибыли.