В январе прошлого года российский предприниматель Сергей Адоньев, его компании и имущество попали под санкции США. Об этом сообщил американский Минфин. Теперь дело зашло так далеко, что ему не позволено сделать простейший банковский перевод.
Многостаночник
В рейтинге Forbes Сергей Адоньев занимает место в конце второй сотни самых богатых российских предпринимателей с состоянием, которое оценивается в $550-$700 550 млн. Его бизнес-интересы разнообразны. Еще ребенком из украинского Львова, где родился в 1961 году, он с родителями переехал в Ленинград, там успешно окончил Политехнический университет. В этом же вузе Адоньев на несколько лет остался преподавать, а свой бизнес начал, как и многие предприниматели того поколения, с поставки из-за рубежа персональных компьютеров. Они стали обязательным атрибутом любой частной конторы. В том числе брал деньги у родного университета за поставки ПК на собственную кафедру.
Но торговлей компьютерным «железом» не ограничился, стал продавать еще и заморские фрукты и сахар. С двумя компаньонами они в 1991 году основали компанию под названием «Олби Джаз». Буквально за один год та вышла в лидеры поставщиков сладкой продукции в РФ, но во время кризиса банковской системы 1995 года обанкротилась. В связи с этим в 1996 году Сергей Николаевич с партнёрами открыли новый проект – концерн Joint Fruit Company (JFC). Организация тоже разорилась в 2012 году, но Адоньева это уже не волновало - к тому моменту он продал свои акции.
Сахарная неприятность
Во время существования JFC бизнесмен, торгующий с Казахстаном, в США попал под следствие. В 1998-м власти США обвинили компанию Адоньева MCW Enterprises, зарегистрированную в Штатах, в нелегальных поставках сахара из Кубы в Казахстан. Ему инкриминировали подкуп казахских чиновников с целью обеспечить поставки с нарушением международного законодательства и посчитали виновным в отмывании денежных средств. Ему грозило 127 лет, но в обмен на признание вины он получил 20 месяцев тюрьмы и штраф в $4 млн. В 1999-м году россиянина экстрадировали и запретили ему въезжать в Штаты. Проводя время за решеткой, бизнесмен придумал новый броский бренд «Bonanza», под вывеской которого впоследствии JFC два года продавал бананы. Он из этого бизнеса вышел, продав свою долю партнерам, но к нему приклеилось прозвище «Банановый король».
Без запаха бананов
После сладких фруктов «технарь» Адоньев все же вернулся к работе с новейшими достижениями электроники. Он принял решение основать новую компанию мобильной связи в России, которая будет работать на основе современных стандартов - месте с Денисом Свердловым они запустили оператор Yota. Старт проекта пришёлся на 2008 год, а уже через год компания стала прибыльной - доход составил $6 млн. В 2010 году Yota оказалась первой в РФ, кто смог внедрить на практике технологию LTE. В 2012 году Сергей Адоньев заключил соглашение с главным акционером «Мегафона» Алишером Усмановым. Эти две компании сформировали единый холдинг Garsdale, в 2013 году Garsdale владела 50% + 100 акций мобильного оператора «Мегафон».
Не граждане
В 2008 году Сергей Адоньев получил болгарский паспорт. Тогда это было можно – за особые заслуги, по представлению главы Минтранса Болгарии. Бизнесмен учредил компанию в Пловдиве, объявив о намерении инвестировать значиткльные средства в экономику страны. Однако инвестиции за все время составили лишь 50 тысяч левов (около €25,3 тыс). Но, по правилам, гражданство этой страны нельзя получить при наличии судимости, поэтому причины скрывать отсидку в США от властей Болгарии у Адоньева были. Тайное стало явным, Минюст Болгарии узнал правду. В 2018 Сергея Адоньева лишили гражданства. После отмены натурализации Адоньева-отца основание для регистрации его двоих несовершеннолетних детей в качестве болгарских граждан также было утрачено. В 2023 году власти Болгарии лишили его и их.
Однако, по слухам, в 2018 году он мог получить израильское гражданство. Если информация источников признанного в России иностранным агентом телеграм-канала «Вчк-огпу»* соответствует действительности, там, видимо, мало кого волновало прошлое новоявленного израильтянина в США. По крайней мере именно с Израилем связаны последние громкие новости об этом миллиардере.
Новые повороты
Ну а в России фамилия Сергея Адоньева звучала и в другом контексте: в связи с дележом наследства между тремя вдовами Дмитрия Босова, основателя компании «Сибантрацит» – мирового лидера по добыче и экспорту высококачественного антрацита. Адоньев стал там акционером с долей 31,67% в контролирующей угольщиков компании «А-Проперти развитие».
В январе 2023 года Минфин США объявил о новых санкциях против российских юридических и физических лиц. В очередном списке оказались глава Минпромторга Денис Мантуров, директор Федеральной службы исполнения наказаний Аркадий Гостев, глава Татарстана Рустам Минниханов и его жена Гульсина Минниханова, владелец концерна «Калашников» Алан Лушников и другие известные персоны. После ввода санкций США Сергей Адоньев вышел из проекта, связанного с «Сибантрацитом». Помимо самого Сергея Ананьева под санкции тогда попали его сыновья Филипп и Лука, проживающие в Великобритании, связанная с бизнесменом компания «Калейдоскоп». И немалое движимое имущество семьи: идущая под мальтийским флагом яхта Addiction, зарегистрированная на Каймановых островах яхта Anatta, и принадлежащий бизнесмену бизнес-джет Bombardier Global 6000.
Теперь ограничения для Сергея Адоньева зашли так далеко, что он не смог перевести €100 тыс за юридическое сопровождение иска против банка Леуми, который заблокировал его счет в 2023 году. Израильский юрист Касуто, кому и направлялся этот гонорар, вроде как подал в окружной суд Тель-Авива ходатайство о разблокировке. Да скоро сказка сказывается...