Скандально известный банк «Югра», который ранее отложил выход на IPO, все же вернулся к этой идее. Руководство банка анонсировало проведение первичного размещения акций на бирже весной следующего года. Цена вопроса, как рассказал президент банка Алексей Нефедов, 1-2 млрд рублей. В «плюсы» выхода на биржу обычно зачисляют привлечение гораздо более широкого круга инвесторов. То есть, попросту говоря, больше денег. Но после IPO компания становится публичной, структура собственников и отчетность должна стать прозрачной.
Вот только если первое - про привлечение новых «больших» денег - вполне укладывается в политику «Югры», то ждать от банка, что он действительно раскроет своих настоящих владельцев, не стоит. Истинные владельцы банка Алексей и Юрий Хотины прячутся за подставными владельцами и цепочкой компаний. Отец и сын не сегодня-завтра сбежать за границу могут. Но эти господа действуют смело и, похоже, перед отбытием из России решили реализовать амбициозные планы утащить побольше денег. Такая, во всяком случае, напрашивается версия.
Как показывает российская практика, выход на IPO - это не пресловутая прозрачность. Ведь чаще всего владельцы компаний выводят свои активы на биржу, выжимают из инвесторов «по полной», забивая деньги их карманами. В лучшем для инвесторов случае у акций просто не остается потенциала роста, в худшем - владельцы просто испаряются со всеми деньгами на заграничных пространствах. Хотины же «играют» в худших традициях российского банковского бизнеса.
Можно считать, что «IPO» с привлечением инвесторов-физлиц - то есть населения России - господа Хотины уже с успехом провели. Их политику по агрессивному привлечению вкладов уже давно сравнивают со знаменитым «МММ» Сергея Мавроди. Тут банкирам просто неслыханно повезло: россияне, похоже, мало чему научились: когда «МММ» рухнуло, и Мавроди без особых проблем повторил свой трюк с финансовой пирамидой.
Нехитрая «наживка»
Более того, «Югра» привлекал вкладчиков настолько заоблачными по сегодняшним меркам процентам, что, казалось бы, доверять свои деньги банку очевидно неразумно. Так, был у банка такой вклад под названием «Исполнение желаний» с 17% годовых, а кто-то утверждает, что и все 18% обещали... Исполнением чьих именно желаний все это вскоре закончится, думается, догадаться несложно.
Увы, даже за этот краткий период Хотиным есть чем похвалиться. Только за апрель прошлого года банк насобирал вкладов на 11 млрд рублей! Как говорят, прекратить «выкачку» денег из населения «Югре» пришлось только после того, как их ЦБ им пригрозили отзывом лицензии. Господа Хотины искусно поддерживают видимость отсутствия финансовых «дыр» в капитале банка, одновременно, как подозревают аналитики, выводя деньги вкладчиков «Югры» в свои же собственные офшоры.
Например, для «перегонки» денег подальше от вкладчиков, которые вскоре могут погореть, Хотины используют уютный офшор Dassault Ventures Limited. Кстати, был период, когда капитал банка на две трети состоял из предоставленных финансовой организацией субординированных кредитов. И снова «получателем» выступили офшорные компании - Radamant Financial SA и Dassault Ventures Limited.
Все это неизбежно приводит к «дырам», которую в «Югре» аналитики сегодня оценивают в размере 15 млрд рублей. «Затыкать» дыры, правда. только на бумаге, владельцы банка тоже умеют. В позапрошлом году финансовый «пылесос» Хотиных привлек два субординированных депозита от уже знакомого нам офшора Dassault Ventures Limited. Сумма - 350 млн долларов. Отчетность банка в итоге «белая и пушистая», хотя никаких «реальных» денег банк Хотиных от офшора Хотиных, скорее всего, не получил.
Или все не так?
Существует и другая версия. Согласно ей, за границу отец и сын Хотины бежать в ближайшее время не планируют, правда, предусмотрительно перевели в офшоры большую часть своих активов. Известно, что господа Хотины получили в собственность 150 московских объектов коммерческой недвижимости общей площадью более 1,5 млн кв метров. Четыре года назад банкиры принялись капитализировать получаемую от аренды ренту, превращая их в нефтяные активы. Возможно, хотя это всего лишь неподтвержденные догадки, банкиры с помощью IPO своего банка хотят «легализовать» добытые в свое время неправедным путем капиталы. Насколько эта догадка жизнеспособна, стоит разобраться специалистам, а точнее, правоохранителям.
Югорский «гамбит»
Владельцы банка «Югра» долгое время прятались за «семью дверями»: за формальными владельцами, цепочкой компаний и офшоров. Хотя мнение участников рынка, что банк принадлежит Хотиным, давно переросло в уверенность. Такое поведение «Югры» не могло не вызвать нареканий со стороны Центробанка. И в начале этого года «клан» Хотиных приоткрыл истинных собственников, но сделал это так, чтобы и ЦБ «умаслить» формально, и не попасть «под раздачу», когда финансовая пирамида рухнет, погребя под собой деньги инвесторов, вкладчиков и… государства.
Хотя под обломками банка денег потом, конечно, найти не удастся - они, скорее всего, уже будут лежать на многочисленных счетах истинных владельцев «Югры». Тем не менее. Банк в этом году раскрыл список аффилированных лиц. В списке этом затесался и Алексей Хотин. Вот только это та самая опасная ложь, приправленная капелькой правды, ведь по документам Хотин - миноритарий, ему принадлежат всего 0,48% акций банка!
Зачем это все было сделано? Эксперты сошлись на том, что главная цель господ Хотиных - получение права доступа к облигациям федерального займа (ОФЗ)! Кроме того, Центробанк также предписал «Югре» досоздать резервы. В ход снова пошла хитрая схема, благодаря которой, когда придет время «уносить ноги», владельцы банка потеряют «по минимуму». Зато выиграть можно много… «Югра» в этом же году, формально следуя предписаниям банка, начала неслыханными темпами и объемами наращивать резервы - но только по кредитам юрлиц - российским и нерезидентам.
Очень удобно, ведь «Югра» зачастую кредитует связанные стороны, хоть и разобраться в выстроенных цепочках собственников непросто бывает даже опытным аналитикам. То есть резервы создаются именно в той области, где вернуть деньги после «падения» банка, в первую очередь, смогут, опять же, структуры, близкие к Хотиным. Правда, весной «Югра» якобы отказалась от участия в программе ОФЗ. Подано это было под очень «вкусным» соусом»: мол, у нас и так достаточно своих денег для развития банка… Вот только на банковском рынке поговаривают, что отказ «Югры» от ОФЗ - не более, чем попытка «сделать хорошую мину».
Ведь понятно, что если государство «отвалит» «Югре» денег, чем-либо другим, кроме как преступными намерениями, объяснить это было бы сложно. Но шанс пробраться к госкормушке у Хотиных оставался. Пока в Центробанке зампредствовал главный заступник «Югры» перед Эльвирой Набиуллиной - Алексей Симановский. Вот только отставку господину Симановскому пророчили давно. И действительно, в октябре этого года он был фактически лишен всех реальных полномочий и передвинут на должность советника главы ЦБ.
Надежды «попылесосить» российский бюджет господа Хотины лишились. Вкладчиков - физических лиц - эти господа, пользуясь низкой финансовой грамотностью населения - и так «доят» давно и успешно. Но размах «загребания» денег, видимо, владельцев «Югры» все же не устроил. А большие деньги можно найти только у государства или у частных инвесторов. С государством уже вряд ли получится. Именно поэтому, считают некоторые знакомые с ситуацией, банк выходит на IPO. И когда отец и сын все же сбегут, добраться до них и, тем более, вернуть из «лопнувшего» банка деньги будет почти нереально.