Что случилось?
В заявлении, которое публикуют госСМИ, утверждается, что:
Наступление 155-й бригады ТОФ на угледарском направлении продолжается более 10 суток до настоящего времени.
Продвижение вперед в полосе ответственности бригады «составляет до 5 км в глубину оборонительных позиций ВСУ».
Потери за указанное время не превышают 1% боевого состава и 7% ранеными, «значительная часть которых вернулась в строй».
«Потери ВСУ в среднем в семь раз больше по линии боевого соприкосновения 155-й бригады ТОФ и в девять раз больше на отдельных точках».
Сегодня же на сообщения о больших потерях дальневосточных морпехов под Павловкой на угледарском направлении отреагировал губернатор Приморского края Олег Кожемяко. Он заявил, что лично связался с командованием морпехов, и выяснил, что «потери приморцев значительно преувеличены». Тем не менее, в военную прокуратуру отправлены «материалы относительно событий, описанных в сообщении».
Речь, очевидно, о «письме морпехов» на имя Кожемяко, которое на выходных опубликовали несколько провоенных блогеров (полностью — канал Grey Zone). В нем от имени бойцов утверждается, что из-за плохого планирования «непонятного наступления» под Павловкой бригада за 4 дня потеряла 300 человек (убитые, раненые, пропавшие без вести) и 50% техники.
Что происходило
О том, что штурмовые отряды российских войск вышли к южным окраинам Павловки в ДНР, Минобороны сообщило еще 30 октября. Потом этот населенный пункт упоминался 5 и 6 ноября («огнем артиллерии и активными действиями штурмовых групп нанесено поражение подразделениям ВСУ») и сегодня, 7 ноября (краткое сообщение о поражении пункта управления).
Военные блогеры неоднократно писали о тяжелых боях под Павловкой, и о том, что успех ВС России там был достигнут только в начале наступления. Потом бои в условиях превосходства противника в ситуационной осведомленности перешли в позиционную фазу. По имеющимся данным, захватить весь населенный пункт до сих пор не удалось.
Что нужно знать о Павловке
Павловка находится в 25 км к северо-западу от Волновахи на левом фланге группировки российских войск в Донецке и на важной автодороге от Докучаевска (ДНР) на запад. Однако и Павловку, и дорогу полностью контролирует мощный укрепрайон, созданный ВСУ на высотах и в многоэтажках соседнего Угледара.
О том, что из Угледара в условиях открытой степной местности легко корректировать артиллерийский огонь по расположенной в низине Павловке и путям снабжения войск, писал экс-министр госбезопасности ДНР Александр Ходаковский, назвавший положение российских войск «огневым мешком». О том, что «Павловка ниже Угледара, с которого лупят по нам» говорится и в «письме морпехов».
Военные блогеры напоминают, что именно 155-я бригада брала Павловку в апреле, но позднее она была передана другому подразделению, а в июле контроль над ней установили ВСУ.
Кому верить?
Потери, заявленные в «письме морпехов», выглядят маловероятными, пишет крупный патриотический Telegram-канал «Рыбарь» (1,1 млн подписчиков), обобщивший свидетельства других военных блогеров, в том числе знакомых с местами боев. Однако потери в 100 человек кажутся реальными, пишет один из них.
«Рыбарь» разбирает также другой инцидент с «гибелью 500 мобилизованных» под Макеевкой, на другом фланге фронта (о нем со ссылкой на свидетельство очевидца подробно писала «Верстка») и приходит к выводу, что его источник — в конвейере слухов, но в условиях реальных проблем с координацией и организацией в ВС России.
Однако «коэффициент потерь» обороняющегося противника семь к одному, заявленный сегодня Минобороны, тоже не выдерживает критики, считают администраторы канала: «Кто подает такие доклады? Кто постоянно умножает и увеличивает цифры? Для чего?»
Что делать
«Рыбарь» призвал ввести личную уголовную ответственность для высших командиров за непродуманные решения, «повлекшие гибель личного состава в результате оперативно-тактических просчетов»: «без этого переформатирование в мозгах руководящего состава невозможно». По данным канала, с февраля не было ни одного случая привлечения снятых с должности командиров даже к административной ответственности.
Другие каналы, следуя «письму», называют конкретных командующих, ответственных за тяжелые потери — генералов Мурадова и Ахмедова, а также обвиняют Минобороны в очередной попытке «уйти в глухой отказ».
Это не первая словесная стычка блогеров и Минобороны. Заметной силой в публичном пространстве они показали себя в ходе кампании против руководства ВС России после сдачи Изюма и Лимана в сентябре, за которой последовала отставка командующего ЗВО генерал-полковника Александра Лапина. Впрочем, тогда провоенные Telegram-каналы скорее защищали Лапина, указывая на системные проблемы планирования, боевого управления, снабжения и боевой подготовки ВС России.