Крупнейшие экспортеры сырья, а также госбанки и другие принадлежащие Росимуществу предприятия в 2017 году должны были заплатить в бюджет в виде дивидендов 397 млрд рублей. Собрать удалось лишь чуть больше половины 204 млрд, сообщила в июне Счетная палата.
Уже ясно, что в следующем году ситуация повторится, признал в интервью Bloomberg во вторник замминистра финансов Алексей Моисеев.
В бюджет-2018 Минфин заложил 400 млрд рублей в виде дивидендов госкомпаний. Но "многие показали значительно более слабые результаты, чем это ожидалось", заявил Моисеев.
"400 миллиардов рублей мы не соберем", - предупредил он, добавив, что сумму придется "существенно скорректировать".
Причиной де-жавю федерального бюджета, который на половину состоит из доходов от экспорта нефти и газа, на этот раз станет слишком крепкий рубль, объяснил замминистра: средний с начала года курс доллара оказался на 15% ниже, чем правительство закладывало в бюджет.
Это бьет по доходам казны: чем крепче рубль, тем меньше рублей получают сырьевые экспортеры за тот же объем валютной выручки.
Главным разочарованием этого года для бюджета стал "Газпром". Холдинг получил почти триллион рублей чистой прибыли, однако половина этой суммы оказалась фикцией: в качестве прибыли "Газпром" учел тот факт, что его валютный долг стал меньше, если оценивать его в рублях.
"Прибыль бумажная, реального денежного потока нет", - признал 15 мая президент РФ Владимир Путин
. По итогам года бюджет получил от "Газпрома" лишь 73 млрд рублей вместо запланированных 182,6 млрд.
Дивиденды от "Роснефти" также оказались вдвое меньше плана: ее контрольный пакет принадлежит "Роснефтегазу" - скрывающемуся в тени госфонду, который владеет также акциями "Росстетей" и долей в 11% "Газпрома".
По итогам года "Роснефтегаз" неожиданно зафиксировал бухгалтерский убыток на 90,4 млрд рублей, который формально освободил его от необходимости расплачиваться с акционером в лице государства.
Источник этих потерь так и остался тайной: в 2015 году "Роснефтегаз" стал непубличным акционерным обществом и не раскрывает отчетность, несмотря на то, что владеет ключевыми активами государства в энергетике.
В июне на Петербургском экономическом форуме первый вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что "Роснефтегаз" заплатит дивиденды на 70 млрд рублей из своих денежных резервов. Это половина суммы, которую он получил от акций "Газпрома" и "Роснефти". Куда были направлены оставшиеся средства, Дворкович не уточнил.
В этом году положение сырьевых госкомпаний ухудшилось. По итогам полугодия чистая прибыль "Газпрома" рухнула в 11 раз, а денежный поток стал отрицательным: от операционной деятельности холдинг получил 446 млрд рублей, а на капвложения потратил 746 млрд.
Мегапроекты по возведению трубопроводов в Европу и Китай довели компанию до кассового разрыва, который был покрыт за счет проедания запасов на банковских счетах и привлечения нового долга, общая сумма которого превысила 3 триллиона рублей.
В режиме "сжигания наличных" провела полугодие и "Роснефть": резервы компании сокращались со скоростью 2 млрд рублей в день. Начав год с с 790 млрд рублей на банковских счетах, к 30 июня "Роснефть" имела уже лишь 439 млрд в виде денежных средств и их эквивалентов.
На операционной деятельности компания заработала 204 млрд рублей, а на капвложения и инвестиции потратила 406 млрд. Чистый долг "Роснефти" обновил исторический рекорд в 2,2 триллиона рублей, а общая сумма обязательств (с учетом отложенных налогов и заложенной в кредит еще не добытой нефти) превысила 7 триллионов рублей, что эквивалентно 28% резервов российского центробанка.
"Прошло уже почти три квартала и уже видно, что у многих компаний прибыль будет существенно ниже", - заявил во вторник Моисеев. Однако меньшие поступления в бюджет, чем планировалось, не означают, "что мы должны менять подход", отметил он.