Коррупционеров у нас не любят, а потому появление на скамье подсудимых экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева должно было вызвать одобряющие возгласы праведного гнева. Однако чаще звучат разговоры на другую тему: не стал ли честный министр жертвой чьей-то интриги? Все это очень похоже на попытки переключить внимание. Потому стоит разобраться, что может стоять за ними, а также внимательнее присмотреться к собственно персоне Улюкаева.
В Замоскворецком суде Москвы продолжается рассмотрение дела Алексея Улюкаева. Бывший глава МЭР обвиняется в получении взятки в размере 2 млн долларов, которые обнаружили при нем упакованными в кейс. Сам Алексей Улюкаев напрочь отрицает все обвинения в свой адрес, называя произошедшее с ним гнусной провокацией «коррумпированной части спецслужб».
Заявления бывший министр нынче делает охотно, по-свойски общаясь с журналистами на любые темы, – даже и не скажешь, что еще недавно этот милый и даже какой-то простодушный на вид собеседник обретался на самой вершине российской власти. Под стать манере общения и внешний вид – в суд Улюкаев явился исхудавшим и постаревшим, в рубашке фасона «прощай, молодость», обвисших штанах и с сумкой на плече. В этом облике побитого жизнью пенсионера было трудно узнать того холеного чиновника, каким Улюкаев был менее года назад. Но недаром говорят, что внешность обманчива. И те, кого Улюкаев разжалобил своим видом, пожалуй, сильно бы удивились, узнав о капиталах подсудимого «пенсионера».
«100% жулик»
Впрочем, пенсионер Улюкаев самый настоящий – 60 ему исполнилось еще в прошлом году. Почти половину из прожитых лет он провел во власти – как в 1991 году вошел в группу советников Егора Гайдара, так с тех пор и шел вверх по карьерной лестнице. То есть, можно сказать, всю сознательную жизнь Улюкаев работал на государство. К чему такое уточнение? А вот к чему. Дело в том, что вскоре после задержания Улюкаева суд принял решение наложить арест на собственность, принадлежащую экс-министру. Естественно, судебное постановление стало достоянием гласности. Так и выяснились весьма интересные подробности относительно финансового состояния бывшего главы МЭР. Во-первых, на банковских счетах были заморожены принадлежащие Улюкаеву денежные средства на общую сумму более 1 млн долларов и 280 млн рублей.
Во-вторых…
«В собственности у Улюкаева обнаружилось 10 элитных земельных участков в «золотом» ближнем Подмосковье и в Крыму, – писал журналист Олег Лурье. – Площадь земли составляет 151 041 квадратный метр, или более 15 гектаров дорогой подмосковной земли. По самым скромным ценам, стоимость такого счастья не меньше 20 млн долларов. Плюс особняк в 520 квадратных метров и московская квартира в центре в 224 «квадрата». То есть у чиновника Улюкаева, ни одного дня не работавшего в бизнесе и занимавшего только госдолжности, образовалось недвижимости более чем на 25 млн долларов». Добавим: сейчас Улюкаев находится под домашним арестом в квартире в элитном жилом комплексе «Золотые ключи-2». Стоимость этой квартиры, официально записанной на сына, жену и дочь Улюкаева, риелторы оценивают в 100 млн рублей.
Кстати, молодая супруга Алексея Улюкаева (жена экс-министра Юлия Хряпина младше него на 27 лет) также не бедствует. Официально ей принадлежало шесть земельных участков, в том числе пять в Крыму, две квартиры и два дома площадью 250 и 162 квадратных метра. Учитывая, что Юлия Хряпина, как сообщается, до недавнего времени трудилась научным сотрудником в Институте экономической политики им. Гайдара, с трудом верится, что на все это заработала она сама.
Вот и у Международного консорциума журналистов-расследователей, в апреле 2016 года предавших гласности архив панамской юридической компании Mossac Fonseca, возникли вопросы к российскому министру. По их данным, в бытность Улюкаева зампредом Центробанка его сын Дмитрий являлся директором офшорной компании Ronnieville Ltd, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Затем во главе офшора встала Юлия Хряпина. Известно, что офшорные компании популярны как гарантированный способ спрятать деньги и активы, происхождение которых, мягко говоря, небезупречно. Потому, видимо, Алексей Улюкаев сразу же начал открещиваться от заявлений расследователей – мол, я не я и лошадь не моя.
Ну да, ну да. Уже после задержания главы МЭР с долларовым кейсом у руках неистовый обличитель коррупционеров Алексей Навальный опубликовал документ о существовании на этот раз кипрского офшора, записанного на некоего Валентина Улюкаева – так зовут отца экс-министра. Наверное, это просто совпадение? Наверняка Алексей Улюкаев опять нашел бы оправдание, но поскольку к тому времени он уже был под арестом, услышать его не удалось.
«У меня нет сомнений, что Улюкаев жулик», – заключил тогда Навальный.
Курочка по зернышку
Конечно, зарабатывают министры неплохо – в 2015 году Улюкаев задекларировал годовой доход в сумме почти 60 млн рублей. Однако все же сложно представить, что вместе с женой и двумя детьми он все деньги вкладывал в недвижимость, питаясь лишь «дошираком». Потому стоит рассмотреть альтернативные версии происхождения капитала экс-министра. А они существуют и выглядят весьма занятно. «Большая часть серьезной профессиональной карьеры Алексея Валентиновича была связана с Банком России, где его ближайшим партнером был бывший куратор надзора за системообразующими банками Михаил Сухов, – передавал портал «Компромат.ру» со ссылкой на «Инфоликс» в ноябре 2016 года. – Источники дохода Улюкаева этого периода складываются из части взяток коммерческих банкиров за комфортное или достаточно лояльное отношение преимущественно при криминальном банкротстве. Главным коррупционным проектом был, конечно же, банк «Пушкино», принесший Улюкаевым (для удобства назовем отца и приемного сына так) несколько десятков миллионов долларов США».
Банк «Пушкино», напомним, лишился лицензии осенью 2013 года. О том, что он находится в плачевном состоянии, заинтересованным сторонам было известно еще весной. В итоге крушение банка «Пушкино» обошлось государству в 20 млрд рублей.
То есть можно предположить, что виргинский офшор все-таки появился не зря? В этом свете несколько иначе начинает выглядеть вся нынешняя история с задержанием Улюкаева. Как сообщается, по версии следствия, найденные при нем 2 млн долларов являлись взяткой, полученной министром за одобрение приобретения «Роснефтью» «Башнефти». Однако с самого начала звучали мнения, что вряд ли это было прямое вымогательство: Улюкаев не имеет такого веса, чтобы пытаться что-то «отжать» у Игоря Сечина. Уж скорее министр мог просить себе бонус в качестве «благодарности» за подготовку сделки, полагал журналист Леонид Радзиховский. Примерно как врач после успешной операции вовсю намекает, что «доктору надо бы сказать спасибо». Только там речь идет о медике с копеечной зарплатой, а здесь – о министре с доходом в 60 миллионов…
Похоже, что именно эта версия и является верной. В конце августа агентство «Росбалт» опубликовало рассказ своего высокопоставленного источника, присутствовавшего при разговоре Алексея Улюкаева с Игорем Сечиным
на саммите БРИКС осенью 2016 года.
«Улюкаев был несколько на взводе, но все уже привыкли к его вечному недовольству, – приводит «Росбалт» слова источника. – Его высказывания носили примерно такой характер: почему некоторые получают гигантские «дивиденды», «золотые парашюты», в считанные годы становятся миллиардерами, а другие должны не спать, не есть, чтобы в нереальные сроки подготовить техническое обоснование о том, что дважды два это пять, но ничего с этого не имеют. Имелось в виду как раз обоснование Минэкономразвития по «Башнефти». Дальше он «завел песню» о том, что всегда возражал против этой сделки, принимал положительное решение вынужденно. Впредь, дескать, он менять свои решения и круглосуточно работать ради миллиардов других людей не станет. В принципе Улюкаев это говорил в «узком кругу» и раньше. Другое дело, что в этот раз все впервые прозвучало в присутствии Сечина».
Если так, то все становится более или менее понятно. Ну, в самом деле, досадно отдавать свою подпись под документом за просто так, зная, что она стоит миллионы. Однако возможная попытка выклянчить себе «благодарность» закончилась в итоге задержанием, арестом и перспективой уехать в иркутскую колонию, предназначенную для осужденных чиновников. Конечно, менять элитные квартиры и особняки на нары в общем бараке куда как обидно. Тут не только пенсионерские штаны на себя натянешь вместо костюма «Бриони».