В 2014 году бывший топ-менеджер «Газпрома» Андрей Гончаренко произвел фурор в Великобритании, купив один из самых дорогих домов в Лондоне. Таунхаус Hanover Lodge, по данным британского таблоида Daily Mail, обошелся ему в 120 миллионов фунтов стерлингов (больше 7,5 миллиарда рублей).
До своего появления в Лондоне Гончаренко работал первым заместителем директора «Газпром инвест Юг» (компания ликвидирована в 2019 году) и не был известен как крупный бизнесмен. Поэтому британские СМИ называли Гончаренко теневым олигархом с неизвестным источником средств. Всего с 2011 по 2014 год он купил в стране четыре особняка, потратив на них 250 миллионов фунтов.
В конце 2020 года журналисты французской газеты Le Monde и Центра по изучению коррупции и оргпреступности (OCCRP) получили доступ к документам о бенефициарах всех компаний, зарегистрированных в Люксембурге. «Важные истории» стали единственным российским участником этого международного расследования. В «люксембургских файлах» обнаружилось больше тысячи россиян, в том числе бывших и нынешних сотрудников госкомпаний. Россияне годами использовали люксембургские компании, чтобы экономить на налогах при покупке дорогой европейской недвижимости и сохранять при этом анонимность.
Благодаря люксембургскому списку бенефициаров «Важные истории» узнали об инвестициях бывших газпромовских менеджеров в дорогостоящую недвижимость не только в Великобритании, но и во Франции.
Недвижимость на Лазурном берегу
По данным реестра Люксембурга, Гончаренко — бенефициар двух компаний, зарегистрированных в этой стране. На балансе одной из них — Pmb Real Estate — с 2009 года находятся земля и строения на элитном французском курорте Сен-Жан-Кап-Ферра. В то время Гончаренко еще занимал должность замдиректора в газпромовской «дочке». «Андрей Гончаренко известен как один из организаторов и частых гостей вечеринок „Русские сезоны“ в Монако и на Лазурном берегу», — писал «Коммерсантъ» в 2014 году. Сен-Жан-Кап-Ферра располагается как раз на Лазурном берегу, в 10 километрах от Ниццы.
Люксембургский реестр показывает, что компания, которая купила землю на этом курорте почти за три миллиона евро, а здания — почти за семь, принадлежит Гончаренко. Фирма бывшего газпромовского менеджера потратила на обустройство участка еще около 29 миллионов евро за десять лет.
Вторая компания Гончаренко из Люксембурга, Rossa Holding, владеет фирмой Rossa Real Estate, а у той, в свою очередь, был особняк на улице Шарля Лаффита (Rue Charles Laffite) в пригороде Парижа, в 20 минутах ходьбы от Триумфальной арки. Фирма купила этот дом в 2007 году за почти 7,7 миллиона евро и продала его в 2017 году.
По средневзвешенному курсу евро общие затраты на недвижимость составили почти два миллиарда рублей. Откуда у бывшего менеджера газпромовской «дочки» взялись средства на покупку дорогостоящей недвижимости в Великобритании и во Франции?
Адвокаты Гончаренко в 2014 году объясняли британской газете The Daily Mail, что в 1990-х их клиент работал в сферах недвижимости, автомобильного транспорта и лесного хозяйства и получил тогда «значительную прибыль». В «Газпром инвест Юге», где Гончаренко проработал заместителем гендиректора с 2002 по 2013 год, тогда же, в 2014 году, отвечали журналистам The Daily Mail, что он не должен был подавать декларации о доходах.
В любви к французским курортам Гончаренко не одинок. «Важные истории» обнаружили три люксембургских фирмы и у его бывшего газпромовского советника Анатолия Козерука (Farne Real Estate, Tesa Real Estate и Aste Real Estate). В 2008–2009 годах компании приобрели недвижимость на морских курортах Франции : на юго-востоке страны, в Каннах, и на северо-западе, в Пленеф-Валь-Андре — а также особняк площадью больше 800 квадратных метров в центре Парижа на улице Фазандери (Rue de la Faisanderie), в получасе ходьбы от Эйфелевой башни.
Общая стоимость всей французской недвижимости Козерука на момент покупки в 2008–2009 годах составила более 33 миллионов евро, или более 1,4 миллиарда рублей (по среднему курсу).
«Бескомпромиссное решение вопросов»
В 2013 году «Известия» писали, что Андрея Гончаренко, Анатолия Козерука и начальницу юридического управления «Газпром инвест Юга» подозревали в вымогательстве у крупных подрядчиков «Газпрома». По информации источников «Известий», близких к следствию, Гончаренко и его подчиненные предположительно не выплатили бизнесмену Николаю Приходько более трех миллиардов рублей за выполненные по договорам работы и перевели деньги на счета аффилированных фирм. Также они якобы пытались получить контроль над строительными компаниями Приходько.
На аудиозаписи с переговоров в офисе «Газпром инвест Юга» Приходько заставляют отказаться от компаний. Человек по имени Сурен, которому передает слово предположительно сам Гончаренко, представляет себя как решающего «все проблемные моменты по газу в этой монополии» и отмечает: «Мы решаем такие вопросы, которые касаются „Газпрома“, и, поверь мне, мы решаем их крайне бескомпромиссно». Он несколько раз повторяет, обращаясь к Николаю Приходько: «Ты переоформишь компании и уйдешь ***** [совсем] отсюда». В противном случае, а также если Приходько продолжит «рассказывать, как идет воровство в „Газпроме“ денег», Сурен грозит бизнесмену, что по нему и его сыну Николаю «будут инициированы, ***, все, ***, уголовные дела». Меньше чем через две недели после публикации «Известий» стало известно, что полиция подозревает отца и сына Приходько в хищении трех миллиардов рублей у «Газпрома».
Чем закончилось следствие, неизвестно. В том же году Андрей Гончаренко и Анатолий Козерук покинули «Газпром инвест Юг». В 2019 году Гончаренко стал владельцем и президентом российской строительной компании «Горизонт». На сайте компании сказано, что она является генеральным подрядчиком строительства «Жилой микрорайон для Амурского ГПЗ в городе Свободный» для сотрудников «Газпрома». Козерук ушел в совет директоров девелоперской MR Group, затем возглавил одну из крупнейших в Москве компаний-застройщиков — ГВСУ «Центр». В совете директоров последней он состоит вместе с давним другом президента России Борисом Ротенбергом.
На момент публикации Андрей Гончаренко и Анатолий Козерук не ответили на вопросы «Важных историй».