Как минимум три из четырех «императорских» диадем на выставке Фаберже в Эрмитаже — подделки, заявил «Открытым медиа» лондонский арт-дилер Андрей Ружников. Всего, по оценке, сомнения в подлинности вызывают 25 из 102 работ Фаберже, выставленных в Зимнем дворце, в том числе медная посуда. Подозрительные экспонаты попали на выставку из коллекций, связанных с другом Путина, Константином Голощаповым.
Гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил в четверг «РИА Новости», что музей проведет экспертизу экспонатов выставки «Фаберже — ювелир императорского двора» после заявлений экспертов о наличии в экспозиции подделок.
Выставка «Фаберже — ювелир Императорского двора» в Государственном Эрмитаже — крупнейшая экспозиция работ Карла Фаберже с 1993 года. Она началась 25 ноября и продлится до 14 марта.
О фальшивках среди экспонатов на выставке легендарного ювелира Карла Фаберже Ружников написал Пиотровскому в январе 2021 года. Директор Эрмитажа тогда отметил, что тон и содержание письма не позволяют дать на него ответ. Но в феврале «Русской службе BBC» об этом же заявили несколько самых известных специалистов по работам ювелира, в том числе курирующий директор дома Faberge Геза фон Габсбург, немецкий эксперт Александр фон Солодкофф и финская исследовательница Улла Тилландер-Гуденйелм.
Эксперты назвали сомнительным происхождение четырех предметов, показанных в Эрмитаже. Это фигурка прикуривающего солдата (в Зимнем дворце представлена реплика скульптуры Савицкого из музея им. Ферсмана"), пасхальное яйцо «Курочка» (его оригинал — в Музее Фаберже Виктора Вексельберга); яйцо «Юбилейное свадебное», якобы подаренное Николаем II императрице Александре Федоровне в 1904 году, и пасхальное яйцо «Александр Невский» (нет подтверждений, что эти два яйца были изготовлены Фаберже).
Пасхальные яйца — самые ценные произведения фирмы Карла Фаберже, стоимость экземпляра может доходить до $40 млн, поэтому в первую очередь все обратили внимание на них, фальшивок же на выставке гораздо больше, объяснил Ружников «Открытым медиа».
Среди них — драгоценности, якобы принадлежавшие русским императрицам. В Эрмитаже выставлены сразу четыре ранее неизвестные царские диадемы Фаберже из музея Фаберже в Баден-Бадене Александра Иванова. Но как минимум три из них какое-то время назад появлялись в публичной продаже как рядовые произведения европейских ювелиров XIX века, и никто кроме Иванова не называл их императорскими диадемами работы Фаберже, объясняет Ружников.
Так, одна из диадем, приписанная в каталоге Эрмитажа последней императрице Александре Федоровне, супруге Николая II (n3 в каталоге) была продана на аукционе Christie’s 26 ноября 2014 года за £74,500 как обычная европейская работа, указывает он.
Сведения о второй «диадеме Александры Федоровны» (n2) Ружников обнаружил в архиве экс-главы ювелирного отдела Christie’s, специалиста по старинным украшениям Хэмфри Батлера. Десять лет назад она была представлена как работа анонимного ювелира и оценивалась в £50 000.
«Бриллиантовая тиара Марии Федоровны», супруги Александра III (n 5), как выяснил Ружников, была продана на аукционе Doutrebente, Drouot 10 ноября 2011 года за €45 000. Ни имени Фаберже, ни императорского провенанса каталог не упоминает, отмечает Ружников. Подлинные императорские тиары Фаберже продавались значительно дороже — около $1 млн, напоминает он.
Есть основания полагать, что четвертое украшение на выставке, представленное в каталоге Эрмитажа как «диадема Марии Федоровны с рубинами» (no. 4), ранее выставлялось на продажу как английская работа эпохи Эдварда VII (он занимал престол в 1901—1910 годах), но это предстоит еще подтвердить, продолжает эксперт.
Сомнение у Ружникова вызывает и золотой перстень с императорским орлом с бриллиантом (n9) из коллекции музея Фаберже Александра Иванова в Баден-Бадене. Согласно каталогу выставки Эрмитажа, он был в коллекции нацистского преступника Пьера Пуше, а до этого, в 1933 году, — в коллекции американского миллионера Арманда Хаммера, скупавшего императорские ценности в советской России. «По стилю, по работе руки Фаберже здесь не видно. Он редко делал кольца, и это была утонченная работа. Фаберже был самым великим ювелиром того времени. Здесь же мы видим рядовую работу», — сказал ОМ арт-дилер.
Ружников считает, что не имеют отношения к дому Фаберже и менее дорогие предметы, представленные на выставке. Например, n17 и n18 — маленькие серебряные покрытые позолотой яйца работы русских мастеров XIX, с иконками святых внутри. Выгравированные на них надписи сделаны современными мастерами, уверен Ружников. На яйце n17 выгравировано «Душка Минни» (это домашнее имя императрицы Марии Федоровны), Пасха 1883″, и монограмма Марии Федоровны. На n18 — надпись «Ники от Alix» (так звали друг друга Николай II и Александра Федоровна) и монограмма последнего русского царя. Таких яиц-сувениров на Пасху в императорской России было сделано тысячи. В последние 20−30 лет они продавались на аукционах Christie’s и Sotheby’s за $500−1000. «Император и императрица такие яйца дарить бы не стали, ведь это была богатейшая семья», — объясняет Ружников.
Даже медный таз (n 83) и кастрюля (n 84) с гравировкой Карл Фаберже, представленные на выставке, до сих пор не были известны как работы этого ювелира. Логотипы на них выгравированы современными мастерами, считает Ружников.
Большинство предметов сомнительного происхождения попали на выставку в Эрмитаже из коллекций Музея Фаберже в Баден-Бадане и «Музея христианской культуры» в Санкт-Петербурге. Оба связаны с бизнесменом, ныне известным благотворителем Константином Голощаповым, близким знакомым президента Владимира Путина.
Голощапов финансирует «Музей христианской культуры». Как видно из реестра компаний Германии, с 2008 по 2019 годы он был совладельцем и директором музея в Баден-Бадене. Владелец музея в Баден-Бадене Александр Иванов объяснял BBC, что брал у Голощапова деньги для создания музея, и в качестве обеспечения по кредиту вписал бизнесмена в совладельцы. Как только долг был выплачен, Голощапов вышел из числа учредителей.
Коллекция музея в Баден-Бадене насчитывает более 1500 экспонатов и оценивается самим музеем в $1,5 млрд. Одну из ее жемчужин — «яйцо Ротшильда» — Александр Иванов купил в 2007 году за $18,5 млн, а семь лет спустя оно оказалось у Владимира Путина, который подарил его Эрмитажу по случаю 250-летия музея, писал «Муниципальный сканер».
И Иванов, и Голощапов вошли в оргкомитет выставки Фаберже в Эрмитаже в 2020—2021 гг.
Фальшивки Фаберже — большая проблема для рынка предметов искусства. Дело в том, что логотип Карла Фаберже увеличивает стоимость работы минимум на порядок.
Сейчас заказы на подделки выполняют несколько камнерезных мастерских в Санкт-Петербурге. «Производить Фаберже вообще не проблема, сто лет назад не было такого оборудования как сейчас. Штампы, шрифты, клеймо, состаренную бумагу для документов — сегодня все можно купить», — признался ОМ один из камнерезов.
Чем известен Константин Голощапов
Голощапов знаком с президентом РФ Владимиром Путиным с юности, оба занимались дзюдо. Молодого Голощапова можно увидеть на одном снимке клуба «Явара Нева» вместе с Владимиром Путиным и Аркадием Ротенбергом. После того как стало известно, что Голощапов избавил Путина от болей в спине, начавшихся от спортивных травм, его прозвали «массажистом» президента. Голощапов, а затем его жена Ирая Гильмутдинова до 2015 года были совладельцами «СМП Банка» братьев Ротенбергов. Миллиардер Аркадий Ротенберг — другой спарринг-партнер Владимира Путина по дзюдо.
Голощапов и Иванов не ответили на вопросы «Открытых медиа».