Пока совладелец лопнувшего Внешпромбанка Георгий Беджамов разрывается между Монако и Великобританией, приторговывая неправедно нажитыми яхтами, его сестра, экс-президент банка Лариса Маркус, продолжает общение с силовиками. МВД России отчиталось о завершении расследования в отношении Маркус и ее заместителя Екатерины Глушаковой, задержанных после отзыва у банка лицензии. Обвиняемые в хищении около миллиарда рублей женщины будут изучать материалы своего дела — для этого суд продлил их арест еще на три месяца.
Адвокат, представляющий интересы бывшего вице-президента — директора департамента кредитования и депозитных операций Внешпромбанка Екатерины Глушаковой, отказался огласить ее позицию по предъявленному обвинению, сославшись на отсутствия согласия клиента. Он лишь пояснил, что ознакомление вряд ли займет больше двух-трех месяцев, так как большая часть материалов касается других фигурантов. Юрист также отметил, что Екатерина Глушакова по-прежнему содержится в 6-м "женском" СИЗО Москвы в Печатниках. Защита ранее неоднократно просила суд изменить меру пресечения на любую другую, не связанную с содержанием под стражей, но безуспешно.
Адвокат Ларисы Маркус Сергей Бельчич, ранее, кстати, представлявший интересы ее брата Георгия Беджамова, от комментариев воздержался. В свою очередь, Мосгорсуд, согласившись с ходатайством следствия, продлил арест Маркус и Глушаковой до апреля следующего года. Их дело выделено в отдельное производство — при этом основное расследование в отношении Георгия Беджамова и его неустановленных сообщников продолжается.
Дело Внешпромбанка 18 декабря 2015 года возбудил Следственный департамент МВД, квалифицировав происходившее в банке Беджамова и Маркус как мошенничество в особо крупных размерах (ч. 4 ст. 159 УК РФ). В тот же день ЦБ ввел в банке временную администрацию, а через месяц лишил кредитное учреждение лицензии. В марте ВПБ был признан банкротом. Сам кризис в банке начался после проверки ЦБ, обнаружившей "дыру" в 140-145 млрд рублей. По последним данным АСВ, общая задолженность банка перед кредиторами на конец осени составляет 230,269 млрд рублей.
Лариса Маркус была задержана, а потом взята под стражу с санкции Тверского райсуда уже на следующий день после возбуждения уголовного дела. Спустя еще несколько дней процедура повторилась в отношении Екатерины Глушаковой. По версии следствия, они причастны к хищению 877 млн рублей путем выдачи подконтрольным им фирмам заведомо невозвратных кредитов. Сами фигурантки свою вину категорически отрицали, настаивая, что нельзя говорить о фиктивности сделок, так как кредиты в то время еще обслуживались.
Георгий Беджамов, являвшийся на тот момент также руководителем Российской федерации бобслея и скелетона, успел выехать за границу еще до начала расследования. Как уверяли адвокаты — для лечения и операции на сердце. В результате его объявили сначала в федеральный, а затем и в международный розыск. Господин Беджамов обосновался в княжестве Монако. С князем Альбером II, членом Международного олимпийского комитета и участником соревнований по бобслею пяти Олимпиад, Беджамов был знаком до своего бегства.
21 апреля банкир был задержан полицией Монако как находящийся в международном розыске. Сначала Беджамов был помещен в местную тюрьму, напоминающую по условиям содержания скорее отель, затем отпущен под залог. Позже лично Альбер II отказал российской Генпрокуратуре в экстрадиции беглого банкира, сославшись в том числе и на состояние его здоровья. По другой версии, в судьбе беглого банкира проявил участие проживающий в княжестве экс-владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев, через которого беглец дал взятку в размере €300 млн в обмен на освобождение и разрешение выехать из княжества в Великобританию. На решение властей Монако не повлияло даже то обстоятельство, что список обвинений у Георгия Беджамова шире, нежели у его арестованной в России сестры. Как рассказывал "Ъ", помимо хищения миллиарда ему также вменяется в вину выдача кредитной карты Внешпромбанка личному повару-иностранцу. По версии российского МВД, без ведома мужчины со счета снимались крупные суммы, которые уходили, в частности, на личные нужды Беджамова. Общий ущерб от хищения оценивается в €60 тыс.
Логика беглого преступника, скрывающегося от закона, исторически близка Георгию Беджамову. Как следует из архива агентства «Руспрес», банкир является сыном убитого в 1995 году мафиози Авдыша Биджамо («Алика Ассирийского»). Благодаря дружбе семьи «Алика Ассирийского» с родственниками главы «Транснефти» Николая Токарева банк Беджамова сумел взять под контроль и затем похитить средства крупнейших российских государственных компаний.