Владелец управляющей компании UCP Илья Щербович хочет выдавить из «Транснефти» Николая Токарева.
Продолжается судебное разбирательство Щербовича UCP и «Транснефти» по размеру дивидендов на привилегированные акции за 2013 год приняло неожиданный оборот. Напомним, что Щербович не согласен дивидендами за 2013 года, когда «Транснефть» на одну привилегированную акцию заплатила 724,21 рублей, а обыкновенную – 1221,38 рублей. А у одной из компаний UCP на 2013 год было 170 272 акции (2,7% капитала) – упущенную выгоду истец оценил в 84,7 млн рублей.
Формально UCP требует ликвидировать разницу между размером дивидендов монополии на обыкновенную и привилегированную акцию (сумма включает упущенную выгоду и проценты за пользование деньгами). На данный момент владельцы префов получают 10% чистой прибыли по РСБУ, в то время как на выплаты по обыкновенным акциям с 2014 года уходит 25% прибыли по МСФО. За 2015 год компания отдала 100% прибыли по РСБУ в 12,8 млрд рублей. В 2017 году, по апрельскому распоряжению правительства, компании, возможно, придется выплатить 50% чистой прибыли.
Эксперты говорят, что Токарев действительно «лишил» UCP части дивидендов, и если это будет доказано в суде, то Николай Петрович может лишится своего поста.
Сейчас в дело вмешалось Росимущество, которое хочет примирить конфликтующие стороны. Но Щербович по всей видимости добивается не выплаты 84 млн рублей (активы UCP 3,5 млрд долларов), а отстранения Токарева.
Илью Щербовича называют «частным инвестором» главы «Роснефти» Игоря Сечина, который в 2012-2013 годах являлся членом Советов директоров госкомпании.
Отметим, что недавно московский Арбитраж отложил на 18 ноября рассмотрение иска UCP Industrial Holdings Ltd, владеющего 71% привилегированных акций «Транснефти», о взыскании с нее более 97 млн рублей за 2013 год.
Росимущество, вступившее в дело в качестве третьей стороны и заявившее о возможности мирового соглашения. Суд дал сторонам время на переговоры до 18 ноября, но «Транснефть» уже заявила, что не собирается подписывать мировую на условиях фонда. Ведь тогда Токарев признает, что незаконно не выплатил дивиденды.
Похоже, после получения «Башнефти» и грядущей приватизации «Роснефти» в интересах Игоря Сечина, дальнейшие действия Игорь Иванович будет производить против Токарева.
UCP
Господин Щербович, в интересах Сечина, уже приобрел социальную сеть «ВКонтакте». Вернее соцсеть была захвачена фактически рейдерским способом! Не менее громкая история произошла когда в январе 2015 года UCP господина Щербовича увеличила свою долю в Челябинском цинковом заводе (ЧЦЗ). Поговаривают, что бизнесмен постарается вывести этот актив из-под контроля владельца холдинга УГМК Искандера Махмудова. Стоит отметить, что ценные бумаги фонд Щербовича покупал не у основных владельцев, а у миноритарных акционеров.
Такой рост доли UCP в ЧЦЗ, по мнению экспертов, предвещает скорое поглощение этого актива структурами Ильи Щербовича, хотя сейчас ЧЦЗ входит в УГМК Искандера Махмудова. В данной ситуации принципиально важным является тот факт, что деньги на приобретение акций ЧЦЗ Щербовичу дал некий «партнер UCP», чье имя неизвестно.
Нет меньшего из зол?
Отметим, что под управлением господина Токарева «Транснефть» не раз критиковалась за нехарактерную для публичной компании информационную закрытость, которая и позволила реализоваться «семейной схеме», описанной выше.
Так, известный оппозиционер Алексей Навальный, являющийся миноритарным акционером компании, неоднократно пытался получить различные документы о деятельности компании, включая протоколы заседаний совета директоров, но не смог это сделать!
Напомним, Токарев управляет «Транснефтью» с 13 октября 2007 года. Спустя непродолжительное время феврале 2008 года Счетная палата России решила проверить расходование средств на строительство Восточная Сибирь – Тихий океан.
78,5 миллиардов рублей из почти 250 рублей, затраченных на ВСТО до конца первого полугодия 2008 года, было распределено «без проведения конкурсов», что свидетельствует о том, что нормативные документы «Транснефти» содержат «расширительное толкование случаев привлечения подрядных организаций без проведения конкурсов».
Руководил аудиторами Сергей Степашин, он во время своего выступления в Госдуме сообщил, что проведенная проверка Счетной палаты выявила сумму ущерба при строительстве ВСТО в 3,5 млрд рублей и что по этому факту в отношении руководства «Транснефти» было возбуждено уголовное дело. Но ничего не получилось из этого…
Господин Токарев - очень влиятельный человек, бывший генерал ФСБ, член «Единой России», а его жена владеет большим поместьем в деревне Акулинино, где, кроме него, расположены усадьбы Якунина, Чемезова, Ротенберга и других приближенных Владимиру Путину чиновников и бизнесменов и также друзей семьи Токаревых.
Кстати, согласно отчету ООН следственной комиссии Пола Волкера, расследовавшей махинации вокруг программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», с режимом Саддама Хусейна сотрудничали две фирмы с названием «Gunvor». Ничего не напоминает? Компания Геннадия Тимченко!
Торговля с Ираком шла через «Зарубежнефть», которую возглавлял хороший знакомый главы Gunvor'а Тимченко, в последующем глава «Транснефти», Николай Токарев! По данным отчета Пола Волкера, Gunvor в общей сложности оказалась причастна к продаже нефти на сумму порядка 500 миллионов долларов.
Каждый год вследствие неточной работы приборов учета нефти в трубопроводной системе «Транснефти» образуются излишки. Данные излишки продаются самой «Транснефтью», а вырученные средства, по сведениям самой компании, направляются на благотворительные цели. Тут начинается самое интересное.
Итого в 2007 году транспортная монополия отправила на благотворительность 7,2 млрд руб. (в 2006 году — 5,3 млрд рублей), из них 644 млн руб. получил фонд «Содействие», а 422 млн рублей — межрегиональный общественный фонд содействия федеральным органам государственной охраны «Кремль-9» (создан в 2001 году для «поддержки сотрудников и ветеранов ФСО»). В 2009 году на указанные цели было направлено 3,2 млрд рублей, в 2010 году — не менее 3,98 млрд рублей.
А в мае 2009 года «Транснефть» впервые раскрыла своих получателей благотворительной помощи. Среди них такие как фонд по содействию сотрудникам и ветеранам Федеральной службы охраны «Кремль-9». Пик благотворительных выплат (более 5 млрд рублей) пришелся на III квартал 2007 г. Это именно то время, когда Николай Токарев сменил Семена Вайнштока в руководстве «Транснефтью».
В 2009 году 749 миллионов рублей одной из дочек «Транснефти» было подарено некоему международному благотворительному фонду «Константиновский», где Николай Токарев входит в попечительский совет. А сами деньги неизвестно, куда делись.
Несомненно, господин Токарев заслуживает справедливого следствия и суда… Но все же топ-менеджер не собирается приватизировать госкомпанию, как это планирует сделать Игорь Сечин
. Похоже после покупки «Башнефти» Игорь Иванович хочет скинуть с поста «Транснефти» и заполучить российскую транспортную монополию и оператор магистральных нефтепроводов России, возможно в личную собственность, как это происходит с «Роснефтью».